Актуальность и применение техники эффективного общения "я-сообщение" в развитии коммуникативных умений и навыков детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, является основой развития человека, фундаментом формирования личности. В.А. Сухомлинский писал: «Высшая радость и счастье человеческое – общение с другими людьми». Ранний дошкольный возраст – важнейший период формирования коммуникативных способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-soobshchenie_statya_k_publikatsii.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №23 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СТАТЬЯ
воспитателя группы №1 «Солнышко» раннего дошкольного возраста
Пожарской Юлии Михайловны
Санкт-Петербург
2020 г.
Актуальность и применение техники эффективного общения "я-сообщение" в развитии коммуникативных умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.
В современном мире уровень занятости родителей чрезмерно высок. Работа, дом, множество обязанностей, стрессовых ситуаций, нет времени порой даже на самого себя, не говоря уже о ребенке. Обнять малыша, поинтересоваться его делами, поцеловать и пожелать хорошей ночи – часто тот максимум действий, который родитель может себе позволить между сменой деятельности. Отсутствие или редкая совместная деятельность, недостаток близости, хроническое стрессовое состояние родителя, все это отражается на манере воспитания и общения, приводит к тому, что взаимопонимание его с ребенком со временем ухудшается. Часто пик трудностей коммуникации приходится на пубертатный период, когда и родители и подростки взаимно уверены в непонимании, в нежелании услышать и понять. Это тот период, когда «пожинаются плоды» воспитания и достаточно сложно что-либо уже изменить. Возникает агрессивный, эмоционально сухой стиль общения, что закрепляет и усугубляет негативный опыт прохождения подросткового кризиса, это сказывается на всей дальнейшей жизни растущего человека.
Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, является основой развития человека, фундаментом формирования личности. В.А. Сухомлинский писал: «Высшая радость и счастье человеческое – общение с другими людьми». Ранний дошкольный возраст – важнейший период формирования коммуникативных способностей ребенка.
Общение по сути сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.
Трудности в общении возникают и у взрослых людей, мы обвиняем, даем негативную оценку личности, а не поступку или действию, используя «ты-сообщения», чем вызываем в ответ защитную агрессию собеседника. У детей частые реакции - глубокая обида, горечь, уход в себя или проявление негативизма. Примеры «ты-сообщения»:
- ты неряха, постоянно разбрасываешь игрушки!
- ты опять разрисовал обои!
- ты плохой – стукнул кошку!
- ты не даешь мне отдохнуть после работы!
Я предлагаю вам ознакомиться с одной из форм общения, способствующей налаживанию взаимопонимания и гармонизации отношений, называется она «я-сообщение». Эту форму можно использовать для грамотного высказывания своего недовольства, для того, чтобы собеседник услышал вас, понял и через призму вашего восприятия мог самостоятельно оценить свой поступок, сделать выводы.
Техника «я-сообщения» условно состоит из нескольких частей, в таблице ниже рассмотрим на тех же примерах.
1. Описание факта, который вас не устраивает. Описание нейтральное, спокойным тоном, безличным или неопределенно-личным предложением.
2. Описание своих ощущений и чувств связанных с этим фактом.
3. Разъяснение, почему.
4. Сообщение о вашем желании или пожелании.
5. Закрепление и позитивная мотивация.
Описание факта | Описание своих чувств | Разъяснение, почему | Сообщение о желании | Закрепление, позитивная мотивация |
Когда в комнате разбросаны игрушки | я расстраиваюсь | потому что мне не нравится беспорядок и я думала, что мы договорились убирать игрушки на место сразу после игры. | мне хочется, чтобы ты помогал мне поддерживать порядок | тогда наша комната будет красивой и уютной, я буду чаще улыбаться, ведь ты у меня такой заботливый! |
когда я увидела разрисованные обои* | я рассердилась | потому что мы недавно сделали ремонт, да и на столе лежит много бумаги для рисования | мне бы хотелось, чтобы ты рисовал на листах бумаги | тогда мы сможем показать рисунки бабушке или подарить воспитателю, а можем даже сделать выставку твоих рисунков! |
когда обижают животных | я расстраиваюсь и начинаю сердиться | ведь животные не могут сказать, что им больно и попросить не обижать себя. | я была бы рада слышать, как кошка мурлычет, когда ты её гладишь | говорят, что от удовольствия кошки могут улыбаться, давай проверим? |
иногда, когда я прихожу домой после работы | я чувствую сильную усталость | потому что моя работа тяжелая и шумная, у меня устали и ноги, и руки, и даже уши, представляешь? | я буду счастлива попить чай в тишине и дать отдохнуть своим ногам | я отдохну, а после прочитаю тебе твою любимую сказку |
(Вариантом пятого пункта может быть предупреждение о последствиях и мерах воздействия. На мой взгляд, это допустимо со старшего дошкольного возраста в случае неоднократных однотипных поступков, несущих угрозу жизни и здоровью ребенка или окружающим. Предупреждения не должны быть пустыми словами. )
Послесловие и комментарии.
В работе изложена точка зрения автора. Мнение автора не заявляется единственно верным. Мнение автора может не совпадать с мнением окружающих.
*Рисование младшим дошкольником на обоях, мебели и всему, что под руку подвернется – частый случай, но не самый удачный пример. Рисуя на стенах, ребенок выражает себя, его творческий процесс чаще всего выходит за рамки обозначенных родителем границ и за пару минут отсутствия контроля. Он исследует мир, проверяет, что будет, что изменится если потрогать кисточкой с краской шкаф или кошку. Более сознательная мотивация – украсить стены, сделать приятное маме и папе. Себя, свою любовь он может выразить, нарисовав «каляку-маляку» и в паспорте, ведь мама часто с этой книжечкой ходит и ей будет приятно видеть в ней красоту! Как за такое ругать и говорить об испорченных обоях или документах? Ребенок не понимает особенности и важности для взрослых этих предметов, и то поверхность для рисования, и это тоже. Выход остается один – из раза в раз обозначаем приемлемые и допустимые места для творчества, мотивируем к использованию именно их.
Можно на стену прикрепить лист ватмана, и позволить ребенку самовыражаться. Своим детям я разрешала рисовать на стене кухни, так как она была покрыта моющейся краской. При этом я часто обозначала то, что на стенах рисовать не принято, я разрешаю потому, что понимаю, как сильно хочется им сделать что-то творческое, большое, всем заметное. Можно, но только дома и именно на этой стене. Когда детям хотелось «изменить стиль кухни», мы вместе отмывали надоевшие им рисунки, вооружившись тряпочками и мылом, после чего создавались новые шедевры . Еще одно пространство для рисования – ванная комната. Во время купания очень интересно рисовать на бортах ванны и на кафеле над ней. Что-то не понравилось, смыли и нарисовали иначе. Прекрасный творческий процесс, не оставляющий следов и приносящий детям море удовольствия! (Категорически не рекомендую проводить такие эксперименты с синей гуашью! Именно ее очень сложно отмыть как с кожи детей, так и с эмали ванны и кафеля.)
В воспитании своих детей я использовала пару приемов, основанных на «я-сообщении» и хитринке. Например:
- Когда ты убегаешь от меня, я очень волнуюсь и боюсь, что я потеряюсь! Будь, пожалуйста, рядом! (Использовать начинала до двух лет. Возможный негативизм кризиса трех лет совершенно не проявлялся, потому как в восприятии детей я нуждалась в их посильной помощи, а не была ограничительным контролирующим фактором.)
- Когда мы подходим с тобой к дороге, где ездят машины, я боюсь переходить дорогу, если ты не держишь меня за ручку. Возьми меня, пожалуйста, за ручку, чтобы я не боялась! (Мы живем в городе-миллионнике, где рано сформированное ответственное отношение ребенка к таким аспектам жизненно важно! Мой сын переводит меня за руку через дорогу лет с трех (волноваться не стоит, дорога узкая, движение редкое, просматриваемое, на таких дорогах и стоит учиться). Вместе выглядывая из-за припаркованных машин, часто вслух проговаривая: посмотрели налево, направо, пойдем! Сосредоточенный, внимательный шестилетка, уверенно ведет меня за руку, довольный своей значимостью и выполненной ответственной задачей.
Применение техник эффективного общения, в том числе, «я-сообщение», помогают преодолевать трудности коммуникации, способствуют налаживанию взаимопонимания и созданию благоприятных отношений в общении с детьми, в семье и на работе. Конечно, стоит помнить о том, что все хорошо в меру и не ставить акцент на применении единственной техники, а отслеживать необходимость, возможность и предполагаемые развития событий и отношений в зависимости от различных выбираемых техник из всего их разнообразия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...
Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности
Использование метода проектов для развития изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления творческих работ для участия в конкурсах, выставках...
Сборник театрализованных игр для развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста
В сборник включены театрализованные игры для детей дошкольного возраста для развития у них коммуникативных умений и навыков....
Сборник театрализованных игр для развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста
Сборник для воспитателей дошкольных учреждений...
Методические рекомендации по использованию игр, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста»
Основные проблемы современного нравственного воспитания ребенка заключаются: в разладе между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения; от...
Сборник театрализованных игр для развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста
Организация театрализованной деятельности создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков; расширяет круг общения детей, помогает каждому ребенку...
Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста
Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей и...