Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему
Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №38 «Домовенок»
Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Аминева Г.Р.
Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста
Цель формирующего эксперимента: разработать проект педагогической технологии, направленной на развитие технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, исходного уровня развития технических умений старшего дошкольника нами был разработан проект технологии, направленной на развитие технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Условно в структуре проекта технологии можно выделить взаимосвязанные модули: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-результативный (см. таблицу 1).
Таблица 1
Проект технологии развития изобразительных способностей
детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Модуль технологии | Содержание модуля технологии |
1. | Целевой модуль | Цель проекта технологии: развитие технических умений детей старшего дошкольного возраста в рисовании. Проект технологии направлен на решение следующих задач:
Разработка проекта технологии основывается на следующих теоретических положениях:
Направленность проекта технологии - развитие технических умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста. |
2. | Содержательный модуль | 1. Подготовительный блок: игровые задания и упражнения, направленные на развитие зрительно-моторных умений дошкольников - свободы движений, точности, ритмичности, плавности, силы нажима и другие. 2. Основной блок: разнообразные обучающие и творческие занятия, направленные на развитие технических умений и навыков владеть карандашом и кистью, обращаться с красками и другими графическими материалами в самостоятельной изобразительной деятельности при создании образа. 3. Заключительный блок: развитие и использование технических умений в регуляции рисовальных движений с целью создания образного рисунка. |
3. | Процессуально-деятельностный модуль | Участники образовательного процесса: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Этапы работы: 1 этап. Репродуктивно - подражательный. Цель: обучение детей техническим умениям, связанным с созданием творческого изображения предметов в рисунке. 2 этап. Конструктивный. Цель: обучение детей использованию различных техник рисования выразительного образа в рисунке. 3 этап. Творческий. Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные технические умения для формирования выразительного образа в рисунках. Формы работы:
Средства: обучение техническим умениям и навыкам в ходе непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности, предметно-развивающая эстетическая среда, печатные пособия (иллюстрации, картины), аудиовизуальные (слайды). Методы и приемы:
Последовательность: поэтапная реализация каждого блока, постепенное усложнение. |
4. | Диагностико-результативный модуль | Результат: повышение уровня технических умений у старших дошкольников (умения держать кисть руки в правильном положении при рисовании линий, регулировать движение при рисовании форм, регулировать движение в соответствии с задачами изображения). Диагностические методы: методика «Изучение способности к регуляции рисовальных движений» (Т.С. Комарова, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Цель: определить уровень регуляции рисовальных движений руки при рисовании линий, форм. |
Форма организации непосредственно образовательной деятельности содержательного модуля носит характер регулярных 15 встреч, которые проводились 2 раза в неделю по 30 минут, что позволит систематически и последовательно производить изменения в возрастной группе старших дошкольников, в соответствии с поставленными задачами.
Непосредственно образовательная деятельность основывается на следующих принципах:
- Принцип систематичности и последовательности. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развитие технических умений в рисовании старших дошкольников.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию.
- Принцип доступности. Предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- Принцип активного обучения. Предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Использовалась следующая модель проведения НОД:
- Вводная часть. Цель вводной части - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части проводятся игры - приветствия, игры с именами.
- Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят пальчиковая гимнастика, игры, упражнения, задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения и направленные на развитие технических умений старшего дошкольника.
- Заключительная часть. Основной целью этой части является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь предусматривается проведение общей игры - забавы, обобщение знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Развитие технических умений у старших дошкольников в рисовании будет наиболее эффективно при соблюдении следующей структуры проекта педагогической технологии: подготовительный, основной и заключительный блоки, имеющих свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Подготовительный блок составил цикл дидактических игр и упражнений, которые можно разделить на темы: «Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками», «Знакомство с приемами кистевого письма - раздельным мазком», «Семь цветов радуги - красок». «Рисование точек, крестиков», «Рисование коротких и длинных вертикальных и горизонтальных линий», «Рисование наклонных линий», «Рисование фигур и предметов из геометрических фигур» (Приложение 3).
Педагог активизирует использование правильных формообразующих движений для создания образа. Подводит детей к пониманию соотношения качества движения руки с создаваемым образом (легкость, размах, нажим). Развивает умение уверенно проводить узкие и широкие линии, полосы (плашмя и концом кисти), рисовать точки (точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть держать вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти), дуги, мазки, трилистник; правильно удерживать карандаш, кисть, фломастеры, цветной и восковой мел; совершать свободные движения рук при рисовании; закрашивать рисунки кистью, карандашом, фломастером, проводя линии только в одном направлении, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.
В основном блоке мы предлагается три серии заданий, каждая из которых включает различные комбинации технических умений в рисовании, доступных для детей старшего дошкольного возраста.
Первая серия включает технические умения в рисовании несложных предметов, имеющих в основе прямые линии и геометрические формы. В первой серии реализовывалась задача выработки двигательного умения в проведении различных линий, образованию условной связи между движением руки и получением в результате его следом карандаша на бумаге. Отрабатывались такие технические умения, как правильно держать карандаш, уверенно проводить прямые линии в разных направлениях, элементарное умение изображать предметы, в основе изображения которых лежат эти линии.
Темы непосредственно образовательной деятельности: «Узоры на салфетках», «Ярило», «Яблонька», «Море», «Город снеговиков».
Вторая серия включает технические умения изображения замкнутых форм, выражающих знакомые детям предметы. Педагогом создавались ситуации для освоения детьми разнообразных техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного наложения цветового пятна, техники тушевки, штриховки. Обеспечивалось освоение дошкольниками способов рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. п. Развивалось умение детей создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Обучение умению пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи, передавать оттенки цвета, регулировать силу нажима на карандаш.
Темы непосредственно образовательной деятельности: «Аквариум», «Автопарк», «Осенние листья», «Заюшкина избушка», «Новогодняя елочка».
Третья серия объединяет обучение изображению несложных предметов, имеющих в основе дугообразные и изогнутые линии, извилистые и ломаные линии и проводить их в разных направлениях. Темы непосредственно образовательной деятельности: «Ветка ели», «Ветка сирени», «Елочная гирлянда», «Цветочные бусы».
В заключительном блоке расширена тематика детских рисунков, активизирующая сам процесс их создания посредством разнообразных творческих занятий по замыслу. Дети могут самостоятельно показывать умение отбирать изобразительные материалы и инструменты для создания образа в своих рисунках.
Проект педагогической технологии развития технических умений у старших дошкольников в рисовании может показать значительный обучающий и воспитывающий потенциал, что позволит обогатить этот процесс и содействовать амплификации не только развития технических умений детей старшего дошкольного возраста, но и развитию их самостоятельности в рисовании при выборе изобразительных материалов и инструментов.
Старшие дошкольники научатся правильно держать карандаш, кисть тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным, рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных, энергичных линий). При рисовании кистью научатся вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий.
Старшие дошкольники, приобретая новые технические умения, более легко и свободно смогут выражать задуманное, проявлять самостоятельность, использовать разнообразные технические решения в рисовании. Дети научатся уверенно проводить узкие и широкие линии, полосы, рисовать точки, дуги, мазки, трилистник; правильно удерживать карандаш, кисть, цветной и восковой мел; совершать свободные движения рук при рисовании; закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии только в одном направлении, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.
Дети изучат способы рисования простым и графитным карандашами; научатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Отработают умения легко, без излишнего напряжения движения карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляцию нажима для получения оттенков цветов, рисовать концом кисти тонкие линии, более широких полосы боковой стороной ворса; выработают умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.
Овладеют ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); научатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.
Таким образом, овладение техническими умениями в рисовании разовьет движения руки старших дошкольников, позволит свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...
Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности
Использование метода проектов для развития изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления творческих работ для участия в конкурсах, выставках...
Статья на тему:Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчесва (Сакулина Н.П., Камарова Т.С., и...
Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста
Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...
Статья: Характеристика технических умений в рисовании детей младшего дошкольного возраста
В данной статье дается характеристика технических умений в рисовании у детей младшего дошкольного возраста....
Педагогическая технология обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Данное учебно-методическом пособие поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений разработать и апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности как средства обо...
Методические рекомендации по использованию игр, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста»
Основные проблемы современного нравственного воспитания ребенка заключаются: в разладе между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения; от...