Методические материалы "Развитие связной речи детей".
методическая разработка по развитию речи на тему
Обучение детей связной речи – одна из ведущих задач, которые стоят перед воспитателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_svyaznoy_rechi.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей связной речи
Обучение детей связной речи – одна из ведущих задач, которые стоят перед воспитателем.
Сензитивный период становления речи – до 3 лет. Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное формирование ее звеньев происходит в определенные возрастные сроки или критические периоды.
Критические периоды – 1 -2 года, 3 года, 6 – 7 лет. Эти периоды особенно чреваты появлением речевых нарушений. Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля.
Наша задача – речевое развитие ребенка не просто привести в соответствии с возрастными нормами, но и максимально «поднять планку».
Что же такое связная речь? Под связной речью понимается логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определенного содержания. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Связная речь делится на: диалогическую и монологическую.
Диалогическая речь подразумевает наличие умений:
- Слушать собеседника.
- Понимать его.
- Формулировать вопросы.
- Правильно строить ответы.
- Использовать внеречевые средства ( жесты, мимика, интонация).
Монологическая речь формируется только в школьном возрасте, но элементы монологической речи появляются у детей к 5 годам.
Все монологи делятся на:
- Собственное сообщение.
- Пересказ (чужое сообщение).
Существуют определенные типы монологов:
- Описание – перечисление признаков предмета, его функций, свойств, как временных, так и постоянных. Обязательно наличие объекта речи (картина природы, человек, животное, предмет).
- Повествование – сообщение о развивающихся во времени действиях или состояниях предметов. Для повествования характерно переход от одного действия к другому.
- Рассуждение – сообщение с обобщенным причинно – следственным значением, опирающимся на умозаключение. Ведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных, бытовых.
Эффективнее всего обучать ребенка описанию предмета с помощью моделей или схем, которые могут быть как обобщенные, так и конкретные (см. приложение).
При описании картины используют следующие виды работ:
- Рассматривание (ребенок должен научится видеть все детали картины).
- Описание .
- сверху – вниз
- снизу – вверх
- справа – налево
- из центра – к краю
- от главного – к второстепенному
3. Рассказывание.(причины, результат, следствие)
Речевая динамика по возрастам:
- Младший возраст: Что? Кто? Что делает? (показ по просьбе взрослого, называние)
- Средний возраст: Какой?
- Старший возраст: Как ты думаешь?
- Подготовительный: Почему ты так думаешь?
При обучении повествованию следует обратить внимание на следующие моменты (соблюдать их самим и обучать этому детей):
- Определение главной темы, события, вокруг которого развертывается действие.
- Структура рассказа (начало, средняя часть, конец).
- Содержание каждой части рассказа или сказки.
При обучении детей повествованию и рассказыванию также помогут схемы и модели, отображающие причинно – следственные связи поведения героев в каждой части рассказа, условия внешней среды (день – ночь, зима – лето и др.). Большим подспорьем может быть фланелеграф, на котором дети моделируют поведение и действия героев, особенности их внешнего вида и условия быта.
Важным условием эффективности проведенного занятия является умелая мотивация детей, т. е. дети должны быть заинтересованы в решении поставленных задач.
Программа «Радуга» рекомендует следующую мотивацию по возрастам:
- Младший возраст: внесение дидактических игрушек и их обыгрывание.
- Средний возраст: одушевление букв, звуков, превращение их в персонажей сюжетной истории.
- Старший и подготовительный возраст : игры с правилами, путешествие, конкурсы, обговаривание плана действий в начале занятия.
При этом структура занятия (традиционного ) не изменяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."
Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....
Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...
Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Методическое п...
Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей
Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....
Выступление на РМО на тему "Развитие связной речи детей 6 – 7 лет с помощью учебно – методического комплекса «Речь : Плюс» Речевое развитие в детском саду».- 2023 г.
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно на этапе обучения. От качест...