Кружок "Говорушки" для 2ой младшей группы (Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Как педагог дошкольного образования, я сталкиваюсь с проблемой развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, начав эту работу за долго до поступления в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка

«Говорушки» на 2015 - 2016 уч. год во второй младшей группе

МБДОУ «СКАЗКА»

Руководитель: Бабешко Т.В.

Пальчиковые игры и упражнения

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

 «Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

              В. Лирясова.

Как воспитатель в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”.  

 Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

1.Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику;

2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;

3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;

4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;

6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.

Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.

Для реализации данной цели были определены задачи:

-Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

-познакомить детей с названиями пальцев рук;

-научить выполнять координированные движения пальцами рук;

-развивать наблюдательность и любознательность;

-активизировать словарный запас;

-развивать лексико-грамматический строй;

-пропагандировать использование пальчиковых игр дома;

-использовать взаимосвязь педагогов МДОУ в развитии мелкой моторики рук.

Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, последовательность, систематичность, доступность и др.) данная система роботы требует соблюдения следующих принципов:

-принцип индивидуального подхода, учёт личностных и возрастных особенностей;

-уровень психического и физического развития детей;

-принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы(например, потрясти кистями рук);

Третье:поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.

Правила выполнения упражнений:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить  его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8.  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9.  В идеале  каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12.  Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Для развития мелкой моторики кисти кроме пальчиковой гимнастики можно использовать следующие виды деятельности:

- массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок;

- игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками);

-«пальчиковый театр»;

- выкладывание узоров из мелких камешков, круп;

-вязание, шитьё, вышивание;

-завязывание и развязывание узелков;

-застёгивание и расстёгивание пуговиц различной величины;

-комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

-лепка из глины или пластилина;

-нанизывание бус, бисера, пуговиц;

-нанизывание колец различной величины на стержень;

-перематывание цветных клубочков ниток;

-складывание из кубиков домиков, машинок и т.п.;

-собирание мозаики по возрастающей сложности;

-собирание пирамидки, матрёшки;

-узнавание предметов на ощупь;

- копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

Работая в детском саду, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что в  работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы.

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема игр и упражнений

Задачи:

Работа с родителями

1

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак

2

Упражнение на нанизывание «Капелька к капельке – струйка дождя»

Развитие мелкой моторики, координации движений

3

Игра с бумагой «Кому листик?»

Развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук

4

Пальчиковая гимнастика «По грибы»

Учить детей движениям пальцев в соответствии словами

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема игр и упражнений

Задачи:

Работа с родителями

1

Упражнение на пристегивание и плетение «Косички»

Обучать ребенка навыкам самообслуживания: плетению, застегиванию и расстегиванию пуговиц, развитие мелкой моторики рук

2

Пальчиковая игра «Дружба»

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)

Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами

3

Упражнение с прищепками «Корзинка с прищепками»

Развитие мелкой моторики двух пальцев (указательного и большого)

4

Пальчиковая игра «Капуста»

Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами

НОЯБРЬ

Неделя

Тема игр и упражнений

Задачи:

Работа с родителями

1

Повторение пальчиковой гимнастика «Моя семья»

Разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак

2

Игры с крупами «Помогаем маме»

Научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы, проговаривая соответственные слова.

3

Рисование пальчиками «Первый снег»

 Тренировка мышц рук, вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа. Развитие зрительно –пространственного восприятия.

Выставка работ

4

Самомассаж «Шел медведь к себе домой»

При чтении стихотворения прижимать указательным пальцем по очереди каждый ноготь к столу, учить детей самостоятельно делать массаж пальчиков

ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема игр и упражнений

Задачи:

Работа с родителями

1

Конструирование из палочек «Елочка»

Развитие мелкой моторики, координации движений, стимуляция работы большого и указательного пальцев

2

Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Развитие мелкой моторики, определение основных цветов

3

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)

Учить детей движениям пальцев в соответствии со словам

4

Упражнение на нанизывание «Гирлянда»

Развитие мелкой моторики, координации движений

ЯНВАРЬ

Неделя

Тема игр и упражнений

Задачи:

Работа с родителями

1

Массаж магнитными игольчатыми шариками «Две звезды»

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

2

Повторение пальчиковой игры «Мы во двор пошли гулять»

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)

Учить детей движениям пальцев в соответствии со словам

3

Самомассаж ладоней и

пальцев рук шишкой.

Развитие мелкой моторики, координации движений

4

Упражнения на нанизывание «Хоровод зверей в лесу»

Развитие мелкой моторики, координации движений; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема игр и упражнений

Задачи:

Работа с родителями

1

Самомассаж прищепками «Уточки и гуси»

Повторение звукоподражательной потешки. При помощи нетугой прищепки прищемляем ногтевые фланги пальцев

2

Игры на нанизывание «Сушим рукавички»

Развитие мелкой моторики, сенсорных представлений, тактильного восприятия

3

Игра на выкладывание «Веревочка для санок»

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне

4

Повторение пальчиковой гимнастика «Моя семья»

Разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак

МАРТ

Неделя

Тема игр и упражнений

Задачи:

Работа с родителями

1

Рисование пальчиками «Цветок для Мамы»

 Тренировка мышц рук, вызвать интерес к рисованию пальчиками. Развитие зрительно-пространственного восприятия.

Выставка работ

2

Упражнение на пристегивание

Обучать ребенка навыкам самообслуживания: плетению, застегиванию и расстегиванию пуговиц, развитие мелкой моторики рук

3

Пальчиковая гимнастика «Кот и мышка»

Развитие мелкой моторики.

Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами

4

Игра на тактильное восприятие «Сухой пальчиковый бассейн»

Активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук

АПРЕЛЬ

Неделя

Тема игр и упражнений

Задачи:

Работа с родителями

1

Пальчиковая игра «КРОЛИК»

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии со словами, активизировать словарь

2

Массаж магнитными игольчатыми шариками «Две звезды»

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

3

Самомассаж ладоней и

пальцев рук шишкой.

Развитие мелкой моторики, координации движений

4

Игры с крупами «Помогаем маме»

Научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы, проговаривая соответственные слова.

МАЙ

Неделя

Тема игр и упражнений

Задачи:

Работа с родителями

1

Повторение пальчиковой игры «КРОЛИК»

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии со словами, активизировать словарь

2

Игра «Мешочек с сюрпризами»

Учить детей узнавать на ощупь знакомые по форме и фактуре предметы и называть их

3

Повторение пальчиковой гимнастики  «Кот и мышка»

Развитие мелкой моторики.

Продолжать чить детей движениям пальцев в соответствии со словами

4

Рисование пальчиками «Зеленая травка»

 Тренировка мышц рук, вызвать интерес к изображению весеннего пейзажа. Развитие зрительно – пространственного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

Конспект ООД в младшей группе №1 на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через разные виды деятельности»

Интеграция образовательных областей: познавательное,  физическое, речевое развитие  и художественно-эстетическое развитие.Цель: развитие мелкой  моторики через разные виды деятельн...

Методическая разработка (младшая группа ).Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев.Разнообразные действия руками,пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка,так как развитие рук находятся в...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Отчет по самообразованию в младшей разновозрастной группы « Улыбка» Тема : «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности »

В своей работе по данному направлению я использовала следующие принципы:-Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивает...

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1 младшая группа.

 Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика у ребенка? В последнее время  мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое -мелкая моторика и почему о...