" По дороге к сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Баладзе Хатуна Реджебовна

По дороге к сказкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.odt25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку «Лиса и рак» без помощи вопросов воспитателя. Подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами».

.Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

.Учить использовать слова с противоположным значением (большой-маленький, сильный-слабый, быстрый-медленный и пр.)

.Развивать мышление, память, воображение.
Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
6Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Оборудование:
Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам

Сказка «Лиса и рак»

Картина с изображением лисы;

Картина с изображением лисы с лисятами.

Игрушка лисы

Ход занятия

  1. Организационный момент,

 Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка ..


- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается!

  1. Основная часть:
    - Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
    - Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
    - Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

Игра: «Узнай сказку по загадке»
- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите мне имя её.
. (Красная шапочка)

“Чтоб себе не создавать
В жизни лишних сложностей,
Двери дома открывать
Нужно с осторожностью.
Так нам правила велят”
Подпись: “Семеро…”
(“Волк и семеро козлят”)  


**Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).


**Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок).

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Дети: Лиса

Вопрос к детям:

«А почему вы думаете, что это лиса?»

Ответы детей.

1 часть

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением лисы с лисятами и ответить на вопросы:

  1. «Кто здесь изображен?» (лиса и лисята, лиса с лисятами и т.п.)
  2. «Как можно назвать детеныша лисы ласково?» (лисенок, лисеночек, малыш)
  3. «Как можно сказать про лисенка, какой он?» (рыжий, маленький, крохотный  – если дети не ответят маленький, воспитатель задает наводящий вопрос: он большой или маленький?).
  4. «Лисенок маленький, а лиса какая?» ( большая).
  5. «Лиса большая, сильная, а лисенок какой?» ( маленький, слабый).
  6. «Правильно, лисенок еще слабый, потому что маленький, а когда он подрастет, каким он будет?» ( большим, сильным)

Воспитатель: «Лисята еще маленькие и слабые: не умеют охотиться,  поэтому пищу им добывает мама-лиса. Она знает, что лисята голодные и бежит к ним. А  как она бежит к ним? (быстро). А маленькие лисята не умеют быстро бегать.Как они бегают?» (медленно)

Воспитатель: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки, где лиса является героиней, знаете вы?»

Ответы детей: «Лиса со скалочкой», «Заюшкина избушка», Лиса и волк»,  и др.

Воспитатель: «Молодцы, много знаете сказок про лису».

Вопросы к детям:

  1. «Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса- Патрикиевна, Лисьюшка)
  2. «А какой лису в сказках изображает автор?» (хитрой, умной, увертливой, смышленой, ласковой, грубой, выдумщицей)
  3. «Можно ли лису назвать ласково лисенок?» (нельзя)
  4. «А почему?» (лисенок – это  детеныш)

Воспитатель: «Ребята, послушайте сказку, которая называется «Лиса и рак». Воспитатель рассказывает детям сказку, не читая.

Вопросы к детям:

  1. «Что предложила лиса раку?
  2. Как об этом можно сказать по-другому? (бежим на перегонки, кто быстрее прибежит).
  3. «Почему лиса предложила раку бегать?»
  4. «Почему лиса хитрая?»
  5. «А рак, какой он?» (еще хитрее: догадался прицепиться лисе за хвост. Рак хитрый-прехитрый, хитрющий).


Игра: «Узнай сказку по героям»
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)
3. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)

Физминутка:
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Игра: «Собери сказку»

Дети делятся  на  команды собирают сказку .

Предложить детям ответить какую ск4азку они собрали и кто главные герои сказки.

Подведение итогов занятия.

Вопросы к детям:

«Понравилось ли вам занятие?»

«Что нового вы узнали?»

 Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поход в театр или Дорога в сказку"

Как выбрать детский театр? Репертуар?"-Введите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и мудростью. и добротой,И с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой."...

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку...

Литературная викторина для детей старшей,подготовительной группы «В дорогу за сказками»

Задачи:         Образовательные: Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина,      Учить правильно и полостью отвечать на вопросы   ...

Дорога через сказку

Конспект занятия по ПДД "Дорога через сказку"...

Рабочая программа детского театрального кружка "ПО ДОРОГЕ К СКАЗКЕ"

Рабочая программа составлена и рекомендуема к работе с детьми среднего дошкольного возраста. В программе изложен комплексный подход в развитии театрализованной деятельности у дошкольного возраста с ог...

По дороге к сказке . Автоматизация звука "Ш"

Конспект  открытого  подгруппового занятия с детьми старшей группы, посещающие логопункт...

Проектная деятельность Тема: «По дороге в сказку», по мотивам сказки «Теремок » в старшей группе

Проектная деятельность является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей в детском саду....