" По дороге к сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку «Лиса и рак» без помощи вопросов воспитателя. Подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами».
.Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.
.Учить использовать слова с противоположным значением (большой-маленький, сильный-слабый, быстрый-медленный и пр.)
.Развивать мышление, память, воображение.
Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
6Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам
Сказка «Лиса и рак»
Картина с изображением лисы;
Картина с изображением лисы с лисятами.
Игрушка лисы
Ход занятия
- Организационный момент,
Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка ..
- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается!
- Основная часть:
- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).
Игра: «Узнай сказку по загадке»
- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите мне имя её.
. (Красная шапочка)
“Чтоб себе не создавать
В жизни лишних сложностей,
Двери дома открывать
Нужно с осторожностью.
Так нам правила велят”
Подпись: “Семеро…”
(“Волк и семеро козлят”)
**Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
**Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок).
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети: Лиса
Вопрос к детям:
«А почему вы думаете, что это лиса?»
Ответы детей.
1 часть
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением лисы с лисятами и ответить на вопросы:
- «Кто здесь изображен?» (лиса и лисята, лиса с лисятами и т.п.)
- «Как можно назвать детеныша лисы ласково?» (лисенок, лисеночек, малыш)
- «Как можно сказать про лисенка, какой он?» (рыжий, маленький, крохотный – если дети не ответят маленький, воспитатель задает наводящий вопрос: он большой или маленький?).
- «Лисенок маленький, а лиса какая?» ( большая).
- «Лиса большая, сильная, а лисенок какой?» ( маленький, слабый).
- «Правильно, лисенок еще слабый, потому что маленький, а когда он подрастет, каким он будет?» ( большим, сильным)
Воспитатель: «Лисята еще маленькие и слабые: не умеют охотиться, поэтому пищу им добывает мама-лиса. Она знает, что лисята голодные и бежит к ним. А как она бежит к ним? (быстро). А маленькие лисята не умеют быстро бегать.Как они бегают?» (медленно)
Воспитатель: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки, где лиса является героиней, знаете вы?»
Ответы детей: «Лиса со скалочкой», «Заюшкина избушка», Лиса и волк», и др.
Воспитатель: «Молодцы, много знаете сказок про лису».
Вопросы к детям:
- «Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса- Патрикиевна, Лисьюшка)
- «А какой лису в сказках изображает автор?» (хитрой, умной, увертливой, смышленой, ласковой, грубой, выдумщицей)
- «Можно ли лису назвать ласково лисенок?» (нельзя)
- «А почему?» (лисенок – это детеныш)
Воспитатель: «Ребята, послушайте сказку, которая называется «Лиса и рак». Воспитатель рассказывает детям сказку, не читая.
Вопросы к детям:
- «Что предложила лиса раку?
- Как об этом можно сказать по-другому? (бежим на перегонки, кто быстрее прибежит).
- «Почему лиса предложила раку бегать?»
- «Почему лиса хитрая?»
- «А рак, какой он?» (еще хитрее: догадался прицепиться лисе за хвост. Рак хитрый-прехитрый, хитрющий).
Игра: «Узнай сказку по героям»
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)
3. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)
Физминутка:
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.Игра: «Собери сказку»
Дети делятся на команды собирают сказку .
Предложить детям ответить какую ск4азку они собрали и кто главные герои сказки.
Подведение итогов занятия.
Вопросы к детям:
«Понравилось ли вам занятие?»
«Что нового вы узнали?»
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Поход в театр или Дорога в сказку"
Как выбрать детский театр? Репертуар?"-Введите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и мудростью. и добротой,И с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой."...
Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку
Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку...
Литературная викторина для детей старшей,подготовительной группы «В дорогу за сказками»
Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина, Учить правильно и полостью отвечать на вопросы ...
Дорога через сказку
Конспект занятия по ПДД "Дорога через сказку"...
Рабочая программа детского театрального кружка "ПО ДОРОГЕ К СКАЗКЕ"
Рабочая программа составлена и рекомендуема к работе с детьми среднего дошкольного возраста. В программе изложен комплексный подход в развитии театрализованной деятельности у дошкольного возраста с ог...
По дороге к сказке . Автоматизация звука "Ш"
Конспект открытого подгруппового занятия с детьми старшей группы, посещающие логопункт...
Проектная деятельность Тема: «По дороге в сказку», по мотивам сказки «Теремок » в старшей группе
Проектная деятельность является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей в детском саду....