Открытые просмотры для воспитателей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Чиненова Анжела Анатольевна

Открытые просмотры для воспитателей Посиделки в русской избе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

 

Открытые просмотры: 

«Посиделки в русской избе»

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=a5c76a609b60f9f59694bf4d323e3804&n=21

Подготовила и провела воспитатель

разновозрастной гр. № 5

                                                             Чиненова Анжела Анатольевна

г. Москва, г. о. Троицк

ноябрь 2014 год

Конспект НОД по теме «Посиделки в русской избе»

Цель: рассказать детям о том, почему раньше Русь называли деревянной, продолжать знакомить детей с предметами быта русских людей (печь, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, прялка, самовар) ; с русским фольклором: частушками, загадками. Закрепить умения играть в русские народные игры. Воспитывать у детей живой интерес и уважительное отношение к русской культуре.

Материал: предметы быта русского народа (чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, прялка, самовар, и т. д), русские народные костюмы.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, песен, загадок. Чтение потешек, сказок. Рассматривание предметов быта русского народа.

Ход НОД.

1. Вводная часть.

В группу входят дети с Хозяюшкой, дети садятся.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, малым детушкам, чтоб хорошим было все: и житье, и бытье и здоровьице. Сегодня по старинной русской традиции мы собрались на посиделки, где сможем отдохнуть, поразвлечься, в игры поиграть, да частушки спеть. Милости просим!

2. Основная часть.

1- й ребенок:

Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют!

Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, почему Русь называют деревянной? (ответы детей).

Правильно, ребята! Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такие дома назывались избами. А еще их называли срубами. Лесов на Руси было много, поэтому жилища строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. А какие это инструменты, отгадайте?

1. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (топор) .

2. Весь мир кормит, а сама не ест. (пила) .

3. Сам деревянный, а голова железная. (молоток), (дети отгадывают загадки).

Хозяюшка: ребята, а почему раньше все предметы быта делали из дерева? (ответы детей). Потому что других материалов не было, а дерево легкое, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые и нужные вещи.

Рассматривание деревянных изделий. Что сделано из дерева? (стол, скамейки, колыбелька, прялка, сундучок, ложки)

Объяснение пословиц «Умелые руки не знают скуки», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Мастерство всегда в почете».

Хозяюшка: В старину бывало на Руси - как заканчивали работу люди, собирались они вечерами в избе, садились возле печи, беседовали, сказки сказывали, пели песни, а в горнице было тепло, светло и чисто. Самой главной в избе была печка.

Наша барыня-сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила

Пирогов нам напекла.

Хозяюшка: ребята, а в каких русских народных сказках встречается печка? (ответы детей)

1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. В печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги.

Хозяюшка: Дети, а в чем готовили еду? (ответы) Правильно, в чугунке.

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная. (рассматривание чугунка)

Хозяюшка: А с помощью чего доставали чугунок из печи? (с помощью ухвата).

Рогат, а не бык

Пищу берет, а не сыт.

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

Игра на ложках «Во саду ли в огороде»

 В игре участвуют 5-6 человек. Детям дают по корзинке и по деревянной ложке. По сигналу они начинают собирать овощи и фрукты ложкой, по одной штуке, и класть её в корзинку. Побеждает, собравший больше овощей и фруктов.

Хозяюшка: Вечерами женщины собирались и пряли пряжу на прялке, вели беседы.

5-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

Хозяюшка: А потом собирались за большим столом и пили чай.

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

6-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.

Хозяюшка: Молодцы ребята!

Все правильно рассказали.

Эй, девчонки-хохотушки

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей!

Дети с Хозяюшкой поют «Небылицы».

Ставьте ушки на макушке

Слушайте внимательно.

Пропоем вам небылицы

Очень замечательно.

Из-за тучи из тумана

Мужик скачет на баране.

За ним на комариках

Детки скачут в валенках.

А за ними во всю прыть

Прыгая шагами.

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Волк вдруг на небо взглянул

Там землетрясенье.

И из тучи на него

Капало варенье.

У частушки есть начало

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал

Прямо скажем Молодец!

3. Заключительная часть:

Хозяюшка опрашивает детей, где они сегодня были, что нового узнали, что им понравилось и запомнилось больше всего.

Хозяюшка: Молодцы ребята, вы не только работать, но и веселиться умеете!

А сейчас мы поиграем

Подзадорим всех гостей

Пусть от их улыбок светлых

Станет радостнее всем!

Проводится русская народная игра «Ручеек»

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Хозяюшка: Молодцы ребята! На этом наши посиделки подошли к концу, пора прощаться. (Кланяться)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр музыкальной сказки «Урман кызы» - «Лесная девочка» на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку

Музыкаль-әкият – Р.Батулланың «Албасты» әкияте буенча.Рольләрдә:Алып баручы (тәрбияче)Урман кызы (бала)КүбәләкләрБал кортларыАюКуянАлбасты...

Открытые просмотры для воспитателей

Сценарий развлечения: "Встреча весны"...

Конспект открытого просмотра для воспитателей «Путешествие в волшебную страну "Капельки»

quot;Путешествие в волшебную страну "Капельки". Эксперименты со снегом, со льдом и паром....

Открытый просмотр для воспитателей на тему: Театр настроений или сказка в душе

Показ мастер-класса для воспитателей с детьми средней группы. https://youtu.be/pKBM8TKqZ7g...