Конспект НОД по развитию речи "Волшебный зонтик".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Батырова Лейля Азизовна

Цель: Закрепить с детьми полученные знания об осени.

Задачи:

Обучающие: Закрепить и систематизировать с детьми представления о характерных признаках осени и осенних явлениях (о сезонных изменениях в природе, о птицах, о диких животных, грибах). Обобщить знания детей об осени с помощью мнемотаблицы. Закрепить с детьми цвета на родном языке.

Развивающие:Продолжать учить детей выразительно читать стихи, приметы, пословицы на родном языке, закрепить умение  изображать природу нетрадиционным методом рисования. Развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать родную речь, совершенствовать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями.

Воспитывающие: Воспитывать чувство прекрасного и любовь  к природе, Воспитывать самостоятельность и аккуратность в изодеятельности.

Материал:   Зонт,   две картины(цветная и чёрно-белая осень), сюжетные картинки по теме «Грибы», «Лесные звери», мнемотаблица, мягкая игрушка ёжик, дидактическая игра «С какого дерева листочек»,маски животных.

Альбомный лист, тонированный жёлто-оранжевым цветом, кисточки, клеёнки, салфетки СD диски, гуашь, кисточки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки, стаканчики с водой.

Звукозапись: «Ветер», мелодия природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

В зал заходят дети

     Воспитатель: Ребята, я загадаю  вам загадку о волшебном времени года. Если вы её отгадаете, тогда на экране появится картинка с её изображением.  Послушайте, пожалуйста:

Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.

Какое это время года?

     Дети: Осень

     Воспитатель: Правильно, посмотрите на экран телевизора, какая Осень?  

     Дети: Красивая, разноцветная, яркая, удивительная, прекрасная.

    Воспитатель: Назовите осенние месяцы. Назовите 3 поры осени.

    Дети: Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.

    Воспитатель: Посмотрите, сколько красок у осени, поэтому осень называют волшебным временем года. Я хочу прочитать вам небольшой рассказ об Осени.

     Воспитатель: Осень - разноцветная, разнообразная. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю. Слышится шелест листьев… это Осень ходит по ним. У неё есть волшебный разноцветный зонтик. Ходит она  кругом и окрашивает природу во все цвета своего разноцветного волшебного зонта.Ой, ребята, что стало с картинкой на экране? Она стала бесцветной, куда подевались цвета? Что случилось?

Под музыку забегает девочка в костюме сороки,

держа в руке белый   зонт:

     Сорока: - Беда, беда, случилась беда! Тучка рассердилась на Осень. Осень всё вокруг окрасила яркими цветами, а тучку снова оставила серой. Серая тучка рассердилась, расплакалась и все цвета на зонтике от её слёз смылись. Теперь волшебный зонт у Осени стал бесцветным, и природа тоже обесцветилась. Помогите Осени вернуть цвета на зонт, тогда Осень вернет  природе все свои волшебные краски.Вы сможете помочь, ребята?

     Воспитатель: Ребята, поможем Осени? (Да!) Сорока, дай нам зонтик, мы постараемся  вернуть все краски, и зонтик снова станет разноцветным. Тогда Осень вернет природе своё волшебство и красоту, и всё останется по-прежнему.(Сорока отдаёт зонт и улетает). Ребята, чтобы помочь Осени, нужно отправиться в осенний лес. Там мы найдём подсказки, которые помогут нам вернуть краски.

Под музыку идём в белый лес: по залу разбросаны листья белого цвета, деревья, кусты, пеньки оформлены в белых тонах.

     Воспитатель: Посмотрите, ребята, всё кругом белого цвета: и деревья, и трава, и листья под ногами белые. Разве осенью так бывает? (Нет). Ребята, кажется, я поняла, эти белые листочки помогут нам. Смотрите, на листике написано задание. Нам нужно его выполнить, а что будет дальше, мы узнаем.  Тут написано: «Вспомните приметы, пословицы и поговорки об осени». Ребята, расскажите, какие вы знаете пословицы, поговорки?

       Дети :  - Осень - время собирать урожай.

                    - В осеннее ненастье семь погод на дворе.

                    - Теплая осень - к долгой зиме.

                    - Осенью и воробей богат.

                    - Придет осень, да за всё спросит.

     Воспитатель: - Какие приметы Осени вам известны?

     Дети :    - Облака редкие, будет холодно.

                    - Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

                    - У зайцев шерсть побелела - зима близко

                    - Гром в сентябре предвещает теплую осень.

 - Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.

     Воспитатель: - Молодцы, ребята,  смотрите, у листика появился цвет (переворачиваю незаметно листик, с другой стороны он зелёного цвета). Выполнив первое задание, мы вернули листику  цвет. Какой цвет у листика? (Зелёный).  Вот и на зонтике появился зелёный цвет.  Интересно, какое же  задание на втором листике? Нам нужно вспомнить названия грибов.  Если мы назовём все грибы, то листик окрасится и на зонтике появится ещё один цвет.

Дидактическая онлайн игра «Назови грибы»

      Воспитатель: - Какие бывают грибы?

Дети: - Грибы бывают съедобные и ядовитые.

Воспитатель: - Назовите съедобные грибы.

Дети: - Боровик, лисички, сыроежка, подосиновик, шампиньон, маслёнок, подберёзовик.

Воспитатель: - Назовите ядовитые грибы?

Дети: - Мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб.

Воспитатель: - Где растут грибы?

Дети: - Грибы растут в лесу, на лугу.

     Воспитатель: - Как  размножаются грибы?

     Дети: - Грибы размножаются спорами.

     Воспитатель: - Молодцы, о грибах вы много знаете. Посмотрите, в какой цвет окрасился листик? (В красный цвет).  Сколько цветов на зонтике? (2 цвета – зелёный и красный). Ребята, кажется, в лесу ветер поднимается, слышите? (слышится фонограмма ветра). Как дует ветер? (Ш-Ш-Ш). Ветер нам не помешает выполнить следующее задание? (Нет). Давайте посмотрим, какое ещё задание нам нужно выполнить. (Лист «уползает» к пеньку). Ой, ребята, что за чудеса, почему листик за пенёк спрятался? Сейчас я его достану (достаю Ёжика – мягкую игрушку, в лапках листик). Ах, какой милый Ёжик, что же ты спрятался за пенёк? (будто шепчет в ухо воспитателю). Ты с нами поиграть хочешь!  Ребята, он говорит, что очень хочет с вами поиграть и подарить нам листик. Хотите поиграть с Ёжиком?

Физминутка «Жил в лесу колючий ёжик»

Жил в лесу колючий ёжик,

Был клубочком и без ножек,

Не умел он хлопать –

Хлоп, хлоп, хлоп, (Хлопают)

Не умел он топать –

Топ, топ, топ, (Топают)

Только носом шмыгать –

Шмыг –шмыг-шмыг. (Вдох носиками)

А ребята в лес пришли,

Ёжика в лесу нашли,

Научили хлопать – хлоп, хлоп, хлоп,

Научили топать – топ, топ, топ,

Научили прыгать – прыг, прыг, прыг, (Прыгают)

Научили бегать (Бегают на месте)

     Воспитатель:- Ребята, Ёжику так понравилось с вами играть, он благодарит вас. А вам понравилось играть с Ёжиком? Попросите у него листик.

     Ребёнок: - Ёжик, подари,  пожалуйста, нам листочек.

     Воспитатель:  - Скажите Ёжику спасибо и попрощайтесь, нам нужно идти дальше.  Посмотрите, какого цвета листик?  (оранжевого цвета). Сколько цветов открылось на зонтике? (3 цвета - зелёный, красный и оранжевый). Посмотрите, ребята, на этом листике нарисованы животные. Как вы думаете, в лесу мы их можем встретить?

Гимнастика для глаз

     Воспитатель: Посмотрите вверх, белка там сидит? (нет)

                               Посмотрите вправо, там медведь лежит? (нет)

                               Влево посмотрите, зайца поищите.

                               А теперь смотрите вниз и глазки  все сомкните.

Вы заметили кого-нибудь? (Нет никого). Наверное, животные  готовятся к зиме. Давайте послушаем, как они готовятся к зиме.

Дети рассказывают стихи

ЗАЯЦ: Пора мне, зайчику, линять,

Пора мне шубку поменять,

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

МЕДВЕДЬ: В берлогу скоро лягу спать,

За осенью - зима опять,

Пусть мне во сне приснится мёд.

Проснусь, когда весна придёт!

ЁЖ: Я тоже буду спать, как Мишка,

Я поохотился за лето,

Грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

ЛИСА: Лиса я, рыжая плутовка,
             Поверьте, я устала бегать, 
             В курятник я хочу залезть,
             Зимой курей я буду есть. 

ВОЛК: В лесу живу, брожу всё время,
            Добычи след не нахожу,
            Тяжёлое ношу я бремя -
             Голодный я всегда хожу.

ЛОСЬ: Я в лесу один сохатый, 

И не боюсь я никого.
Я, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?
По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугаю вдруг рогами,
Враг тихонечко уйдет.

БЕЛКА: А я спешу, спешу, спешу,

                На ветках я грибы сушу,

                Орешков делаю запас.

       Воспитатель:    - Ну что ж, старайся, в добрый час. Листочек окрасился, какого он цвета? (коричневого цвета). И у зонта появился коричневый цвет. Сколько цветов уже на зонтике? (на зонтике 4 цвета). Вот пятый листочек, интересно, какое тут задание? Нам нужно рассказать о сезонных явлениях в природе  осенью. Чтобы нам было легче, мы можем воспользоваться подсказкой. Я знаю, что вы легко справитесь с этим заданием, и листочек окрасится.

Работа по мнемотаблице

     Воспитатель: Посмотрите на эти загадочные рисунки, глядя на них составьте рассказ об Осени.

     Дети:

- Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

- Небо пасмурное, из серых туч идут дожди. Осенью  дождь бывает моросящий, а может быть ливень.

- Листва на деревьях меняет цвет и опадает, это явление называется листопадом. Только ёлки не меняют цвет и не сбрасывают иголки.

- На юг улетают перелётные птицы – журавли, дикие утки, ласточки, скворцы и жаворонки.

- Насекомые прячутся от холода под кору деревьев, в сухую траву и под землю.

- Осенью природа засыпает. За осенью наступит холодная зима.

     Воспитатель: - Молодцы, ребята, с лёгкостью справились с очередным заданием, и у листика появился цвет. Какой цвет у листика (салатовый). Вот и на зонтике появился салатовый цвет. Ребята, вы не устали? Сейчас узнаем, какое задание на шестом листике. Тут нарисована злая тучка, та самая, которая смыла все краски осени.(Беру тучу в руки). Тучка, тучка, почему ты такая сердитая? Что же  нам нужно сделать, чтобы ты больше не злилась на Осень? Осень ведь не может окрасить тебя в красный цвет, правда ребята? (нет), а в жёлтый может? (нет). А захочешь  ли ты, тучка, быть зелёной или оранжевой? Что же ты молчишь?Ребята, вы хотите, чтобы туча была зелёной? (нет), почему?

     Ребёнок: -  Потому что в природе много зелени, а она и так красивая.

     Воспитатель: - Кто знает, почему туча серая?

     Ребёнок: - Потому что туча состоит из множества капелек воды. Солнечный свет не может проникнуть через тучу, поэтому она снизу нам кажется серой.

     Воспитатель: - Как же тучку развеселить, что же нужно сделать, чтобы она больше никогда не злилась на Осень? Давайте попробуем на неё подуть, пощекочем её.

Дыхательная гимнастика

     Воспитатель: - Просто чудо! Тучка теперь не грустная, а улыбается. И листик наш, посмотрите, окрасился. Значит тучка больше не сердитая, она поняла, что может быть только серой. Какой цвет у листика? (розовый). И на зонтике появился розовый цвет. Нам нужно выполнить ещё одно задание. Ребята, на листике нарисована кисточка. Значит, мы будем рисовать. Перед тем, как начать рисовать сделаем разминку для пальцев. Это нужно для того, чтобы работы у нас получились красивые.

Пальчиковая гимнастика

Белка на сосне скакала

И сороку увидала:

- Залезай ко мне в дупло,

Тут и сухо и тепло!

     Воспитатель: Ребята, нам нужно будет нарисовать осенний пейзаж, используя все цвета, которые сейчас на зонтике. Желаю вам успеха, я уверена, у вас получатся замечательные рисунки.

Дети под музыку рисуют осенний пейзаж

(отпечаток CD диска на бумаге)

     Воспитатель: - Как красиво вы нарисовали осенний пейзаж, и  с этим заданием справились. Вот и листик окрасился. Какой цвет сейчас появится на зонтике? (Жёлтый цвет). Наконец, нам осталось выполнить последнее задание. Когда мы выполним это задание, тогда появится последняя полоска на зонтике. Тогда зонт мы вернём Осени и станем свидетелями волшебства.

Нам осталось узнать, с каких деревьев опали листочки, которые нам помогали возвращать цвета.

Дидактическая игра «С какого дерева листочек»

 Вот и последний листик окрасился, какого он цвета? (жёлтого). И на зонтике появилсяжёлтый цвет. Все цвета на зонт мы вернули, теперь нужно отдать его Осени.  Она обрадуется, что у неё есть верные друзья и помощники. Давайте позовём Осень все вместе:

     Дети:  -  Осень, Осень, появись,

                   Осень, Осень, покажись!

Под музыку заходит грустная Осень:

     Осень:- Я пришла, кто меня звал?

     Воспитатель: - Осень мы хотим обрадовать тебя. Не грусти, пожалуйста, мы хотим отдать тебе твой волшебный зонтик. Посмотри, все цвета на месте, это ребята постарались их вернуть. А еще они убедили тучку, что она и серая красивая, теперь она никогда не смоет твои волшебные краски.

     Осень: - Правда? Ну, спасибо мои маленькие друзья! Снова в моих руках мой волшебный зонтик, я очень рада, что вы помогли мне. А теперь надо скорее вернуть природе все краски. Закройте глаза, ребята, сейчас произойдёт чудо!

Дети закрывают глаза, открывается занавес, за которым стоит красивый разноцветный осенний лес

     Осень: - Откройте глаза, ребята, смотрите как красиво в моём лесу. Это всё благодаря вам! Вы не оставили меня в беде и помогли  вернуть мне мои волшебные краски.  За это я хочу поблагодарить вас и угостить. Отведайте моих лесных яблочек и будьте здоровы!

     Воспитатель: - Ребята, Вам понравилась наша прогулка по лесу? Сегодня вы сделали много добрых дел: правильно выполнили все задания, развеселили тучку, вернули Осени волшебные краски и даже приз от Осени получили. Какие вы молодцы! А теперь надо возвращаться обратно в детский сад. Впереди у нас еще много добрых дел.

Дети шагают по залу под музыку и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по познавательному развитию "Умный зонтик"

Дидактическое пособие "Умный зонтик" . Пособие выполнено на основе зонта, который обшит тканями основных цветов. Варианты игр:1. "Времена года"Цель: формирование представлений детей о временах года, с...

Конспект занятия по рисованию "Осенние зонтики"

Очень интересный вид такого рисования....

Конспект занятия по рисованию «Разноцветный зонтик» в первой младшей группе

            Конспект занятия по рисованию «Разноцветный зонтик»...

Конспект НОД по изолепке "Разноцветные зонтики" для второй младшей группы

Занятие в технике (пластилинография) -  изолепка....

Конспект занятия по аппликации "Веселые зонтики"

Развивать интерес к разным видам аппликации, мелкую моторику рук, творческие способности....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».Цель: Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать те...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста "Игры с зонтиком".

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста  "Игры с зонтиком"....