МНЕМОТЕХНИКА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПАМЯТИ.
статья по развитию речи на тему
Статья как с помощью мнемотехники развить речь и память ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника статья | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МНЕМОТЕХНИКА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПАМЯТИ.
Исаенко Елена Юрьевна
ГБДОУ №133 Адмиралтейского
района г. Санкт-Петербурга
воспитатель
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемотехнического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.
Однако для повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов мнемотехники имеет лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным.
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти необходима наблюдательность, а также - тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового, может даже осязательного) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.
Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно то, что его очень сильно заинтересовало. Деятельность ребенка также построена на интересе.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным. Основная цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения, а также развитие речи.
Мнемотехника используется как непосредственно на занятии, как его часть, так и в образовательной деятельности вне занятий. Прежде всего – в такой образовательной области, как коммуникация. Это:
- Заучивание стихов, потешек
- Составление предложений
- Составление рассказов
- Пересказ сказок
- Сочинение сказок
Заучивание стихотворений не всем детям дается легко. Монотонное повторение одного и того же текста быстро надоедает, фраза « не удерживается» в памяти ребенка. С младшими детьми можно при заучивании стихов использовать движения. Этот способ запоминания стихов очень нравится детям. К тому же он очень эффективен. Далее можно включить уже заученные стихи в игры, утреннюю гимнастику. Такая методика учит детей соотносить свои движения с речью.
С детьми средней группы можно начинать заучивать стихи с помощью рисунков. Сначала рисует воспитатель. А начиная со старшей группы дети тоже включаются в процесс рисования, и к концу учебного года могут сами зарисовать небольшое стихотворение, загадку, потешку. Скучный процесс запоминания превратиться в увлекательную игру и будет протекать намного быстрее. Просматривание мнемотаблиц с картинками вызывает у детей желание вспомнить и рассказать ранее заученные, слегка забытые стихи, а это способствует развитию долговременной памяти.
Также мнемотехника используется при составлении рассказов, пересказе сказок, составлении предложений. В работе используются модели, мнемотаблицы, коллажи, что непосредственно развивает связную речь детей.
Сказка, неизменный спутник детства, играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром не только непосредственно с чем-то встречаясь, но и с помощью прочитанных книг, особенно сказок. Чем больше дети знают сказок, тем более у них развита фантазия, тем более у них развивается речь. А помочь рассказать им уже прочитанную сказку может мнемотехника. Ведь пересказать сказку легче сначала с помощью нарисованных в определенной последовательности картинок, чем самостоятельно. А потом уже пересказывать, вспоминая картинки, то есть, используя зрительную память. Таким образом мы развиваем мышление, фантазию (рисуем картинки), тренируем воображение, зрительную память.
Элементы мнемотехники можно использовать в различных образовательных областях, так как она способствует развитию у детей мыслительных операций: таких как классификация, группировка предметов по их свойствам. Упражнения с элементами мнемотехники помогают детям запомнить буквы, цифры, геометрические фигуры, развивают логическое мышление, память, способствуют обогащению словарного запаса.
Мнемотехнику необходимо использовать при работе с двуязычными детьми, а также при работе с детьми с нарушениями речи. Эта методика помогает детям перешагнуть через барьер неуверенности в себе, заниженной самооценки. Используя в работе мнемонику, мы научим детей различным способам запоминания, разовьем различные виды памяти, речь, и, таким образом, поспособствуем развитию умственной деятельности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)Цели: ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное з...
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» в старшей группе «Фантазёры»
Родительское собрание«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»в старшей группе «Фантазёры»...
Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники
Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники...
Презентация "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники".
Данная презентация может использоваться в работе с детьми старших групп и на родительских собраниях. Она знакомит с приёмами использования мнемотехники при заучивании стихов, перессказе, составлении р...
Мастер-класс для педагогов по теме: " Мнемотехника как средство развития речи и памяти детей дошкольного возраста"
Мастер-класс по развитию речи " Мнемотехника"...
Мастер-класс для родителей «Мнемотехника для развития речи и памяти у детей»
Советы родителям, как эффективно можно развить память и речь детей, с помощью мнемотехники...
Мастер- класс «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»
Мастер- класс для родителейЦель: Познакомить педагогов с методом мнем...