МНЕМОТЕХНИКА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПАМЯТИ.
статья по развитию речи на тему

Исаенко Елена Юрьевна

Статья как с помощью мнемотехники развить речь и память ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника статья16.77 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПАМЯТИ.

Исаенко Елена Юрьевна

ГБДОУ  №133 Адмиралтейского

 района  г. Санкт-Петербурга

воспитатель

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемотехнического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

   Однако для повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов мнемотехники имеет лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным.

   Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти необходима наблюдательность, а также - тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового, может даже осязательного) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.

   Наблюдательность и память идут рука об руку.  Человек не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно то, что его очень сильно заинтересовало. Деятельность ребенка также построена на интересе.

   Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным. Основная  цель обучения с  ее использованием – развитие памяти  (разные виды:  слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения, а также развитие речи.

   Мнемотехника используется как непосредственно на занятии, как его часть, так и в образовательной деятельности вне занятий. Прежде всего – в такой образовательной области, как коммуникация.  Это:

  1. Заучивание стихов,  потешек
  2. Составление предложений
  3. Составление рассказов
  4. Пересказ сказок
  5. Сочинение сказок

      Заучивание стихотворений не всем детям дается легко. Монотонное повторение одного и того же текста быстро надоедает, фраза « не удерживается»  в памяти ребенка. С  младшими  детьми можно при заучивании стихов использовать движения. Этот способ запоминания стихов очень нравится детям. К тому же он очень эффективен. Далее можно включить  уже заученные стихи в игры, утреннюю гимнастику. Такая методика учит детей соотносить свои движения с речью.

   С детьми средней группы можно начинать заучивать стихи с помощью рисунков.  Сначала рисует воспитатель. А начиная со старшей  группы  дети тоже включаются  в процесс рисования, и к концу учебного года могут сами зарисовать небольшое стихотворение, загадку, потешку. Скучный процесс  запоминания превратиться в увлекательную игру и будет  протекать намного быстрее.  Просматривание  мнемотаблиц  с картинками вызывает у детей желание вспомнить и рассказать ранее заученные, слегка забытые стихи, а это способствует развитию долговременной памяти.

   Также мнемотехника используется при  составлении рассказов, пересказе сказок, составлении предложений. В работе используются модели, мнемотаблицы, коллажи, что непосредственно развивает связную речь детей.                          

   Сказка, неизменный спутник детства, играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим  миром  не только непосредственно с чем-то встречаясь, но и с помощью прочитанных книг, особенно сказок.  Чем больше дети знают сказок, тем более у них развита фантазия, тем более у них развивается речь. А помочь рассказать им уже прочитанную сказку может мнемотехника. Ведь пересказать сказку легче сначала с помощью  нарисованных  в определенной последовательности  картинок,  чем самостоятельно. А потом уже пересказывать, вспоминая  картинки, то есть, используя зрительную память. Таким образом  мы развиваем мышление, фантазию (рисуем картинки), тренируем  воображение, зрительную память.

   Элементы мнемотехники можно использовать в различных образовательных областях, так как она способствует развитию у детей мыслительных операций: таких как классификация, группировка предметов по их свойствам. Упражнения с элементами мнемотехники помогают детям запомнить буквы, цифры, геометрические фигуры, развивают логическое мышление, память, способствуют обогащению словарного запаса.

   Мнемотехнику необходимо использовать при работе с двуязычными детьми, а также при работе с детьми с нарушениями речи. Эта методика помогает детям перешагнуть через барьер неуверенности в себе, заниженной самооценки. Используя в работе мнемонику, мы научим детей различным способам запоминания, разовьем различные виды памяти, речь, и, таким образом, поспособствуем развитию умственной деятельности в целом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)Цели: ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное з...

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» в старшей группе «Фантазёры»

Родительское собрание«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»в старшей группе  «Фантазёры»...

Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники

Развитие речи и  памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники...

Презентация "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники".

Данная презентация может использоваться в работе с детьми старших групп и на родительских собраниях. Она знакомит с приёмами использования мнемотехники при заучивании стихов, перессказе, составлении р...

Мастер-класс для родителей «Мнемотехника для развития речи и памяти у детей»

Советы родителям, как эффективно можно развить память и речь детей, с помощью мнемотехники...

Мастер- класс «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»

                                  Мастер- класс для родителейЦель: Познакомить педагогов с методом мнем...