Мастер- класс «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»
материал (подготовительная группа)

Елизеева Алла Васильевна

                                    Мастер- класс для родителей

Цель: Познакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.

Задачи:

-раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии.

-предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги, фломастеры, мнемотаблицы, мультимедийная установка (проектор, экран); презентация.

                              

                                                  ХОД  МАСТЕР- КЛАССА

 

Воспитатель:  Добрый день, Уважаемы коллеги ( родители). Мы  рады  приветствовать вас  на нашем мастер – классе.

 

Тема нашего  мастер – класса «Использование мнемотехники для  развития  речи  и памяти у детей»

 

Девиз нашего мастер – класса звучит так:

Послушай - ты узнаешь

Посмотри - ты поймешь

Сделай – ты научишься

 

Воспитатель:

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающий  процесс запоминания информации.

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для запоминания падежей русского языка -Иван  Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).

 

Воспитатель: Что представляет собой мнемотехника?

Мнемотехника – в  переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина.

Воспитатель: Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким  образом  весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 

Воспитатель: Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат,  мнемодорожка,  мнемотаблица.

Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы.

 

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений

 

ВоспитательМнемотаблицы могут использоваться:

- Для обогащения словарного запаса.

- При обучении составлению рассказа.

- При пересказах  художественной литературы.

- При отгадывании и загадывании загадок.

- При заучивании стихов.

 

 Мнемотехника помогает  развивать:

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- графическое восприятие;

- память;

- образное мышление.

 

ВЫВОД:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.

 

 

ПРАКТИКА

Задание

Воспитатель: Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА»

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

              (Н.Нищева)

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.( читате каждую строчку, а они рисуют)

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.  (Читаете еще раз).  А теперь, глядя на свои мнемотаблицы,  рассказать стихотворение без опоры на текст.

Задание

Составление описательного рассказа

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этих схем, которые лежат у вас на столах я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт или животного  опираясь на схему и нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак...(Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи, животных, время года).

Задание 3

Пересказ сказок.

Перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке . Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку). «Волк и семеро козлят», «Лисичка сестричка» и «Заюшкина избушка» . Попробуем пересказать текст.

 (Педагоги пересказывают сказку).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток».

На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…..

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.

Задачи:

-раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии.

-предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги, фломастеры, мнемотаблицы, мультимедийная установка (проектор, экран); презентация.

                               

                                                  ХОД  МАСТЕР- КЛАССА

Воспитатель:  Добрый день, Уважаемы коллеги ( родители). Мы  рады  приветствовать вас  на нашем мастер – классе.

Тема нашего  мастер – класса «Использование мнемотехники для  развития  речи  и памяти у детей»

Девиз нашего мастер – класса звучит так:

Послушай - ты узнаешь

Посмотри - ты поймешь

Сделай – ты научишься

Воспитатель:

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающий  процесс запоминания информации.

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для запоминания падежей русского языка -Иван  Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).

Воспитатель: Что представляет собой мнемотехника?

Мнемотехника – в  переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина.

Воспитатель: Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким  образом  весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 

Воспитатель: Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат,  мнемодорожка,  мнемотаблица.

Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений

Воспитатель:  Мнемотаблицы могут использоваться:

- Для обогащения словарного запаса.

- При обучении составлению рассказа.

- При пересказах  художественной литературы.

- При отгадывании и загадывании загадок.

- При заучивании стихов.

 Мнемотехника помогает  развивать:

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- графическое восприятие;

- память;

- образное мышление.

ВЫВОД:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.

ПРАКТИКА

Задание

Воспитатель: Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА»

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

              (Н.Нищева)

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.( читате каждую строчку, а они рисуют)

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.  (Читаете еще раз).  А теперь, глядя на свои мнемотаблицы,  рассказать стихотворение без опоры на текст.

Задание

Составление описательного рассказа

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этих схем, которые лежат у вас на столах я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт или животного  опираясь на схему и нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак...(Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи, животных, время года).

Задание 3

Пересказ сказок.

Перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке . Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку). «Волк и семеро козлят», «Лисичка сестричка» и «Заюшкина избушка» . Попробуем пересказать текст.

 (Педагоги пересказывают сказку).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток».

На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"

Данный мастер-класс можно использовать в работе с родителями. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помога...

Конспект мастер-класса "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста", конкурс "Воспитатель года - 2019"

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Испол...

Мастер класс "Использование мнемотехник в развитии речи детей"

Мастер класс для педагогов "Использование мнемотехник в развитии речи детей"...

Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии речи детей".

Цель: ознакомление родителей и педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информ...