Мастер-класс для педагогов по теме: " Мнемотехника как средство развития речи и памяти детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии
Мастер-класс по развитию речи " Мнемотехника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_mnemonika.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов
в по теме: « Мнемотехника как средство развития речи и памяти детей дошкольного возраста»
- познакомить педагогов с приемом мнемотехники как способом развития речи и памяти дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации .
Задачи:
- раскрыть понятие мнемотехники, актуальность и особенности данной технологии, познакомить с этапами работы ;
- повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать рекомендации педагогам по использованию приема мнемотехники для развития речи дошкольников.
Оборудование : презентация, видеоролик – отрывок из фильма»Трое в лодке не считая собаки – Песня старушки миссис Байкли», видеоролик на определение уровня памяти, фломастеры, папки с индивидуальным заданием для каждого участника: мнемотаблицы для составления рассказов, заучивания стихотворения, составления предложений, карточки для рефлексии.
Практическая значимость :
данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты :
- получение педагогами представления о мнемотехнике ;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения :
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
- Прошу, внимание на экран.
(Ролик – отрывок из фильма «Трое в лодки не считая собаки», песня старушки миссис Бейкли «Склероз)
- Вы сейчас просмотрели небольшой отрывок из фильма:
- Скажите, вы узнали кто сыграл роль этой милой, старушки?
- Может быть вы назовете название фильма, откудо взят ролик?
- У вас прекрасная память! Но я уверенна, что хотя бы раз в жизни, Вы были на месте старушки миссис Байкли, и чувствовали себя неловко….не так ли?
- Предлагаю вам поиграть и еще раз проверить уровень Вашей памяти. Внимание на экран. (тест на проверку уровня памяти)
- Кто из Вас правильно ответил на все вопросы?
- А те, кто все таки допустили ошибки – не отчаивайтесь: тема нашего сегодняшнего мастер-класса для Вас будет не только интересной, но и полезной!
Чтобы память нас никогда не подводила, нужно постоянно над ней работать. Способов развития и тренировки памяти множество. Сегодня я хочу познакомить Вас с мнемотехникой.
В настоящее время дети перегруженны информацией: быстро утомляются, теряют интерес и познавательную активность на занятиях. Очень важно сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в этом направлении, можно применять такие эффективные приемы мнемотехники – мнемосхемы.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемосхемы помогают развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связанны с полноценным развитием речи.
Для обучения детей младшего и среднего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста необхоимо использовать таблицы выполненные в одном цвете, чтобы не отвлекаться на яркость цветных изображений.
Прием мнемотехники строится от простого к сложному: необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки (составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы), а уже позже переходят к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса ;
- обучения составлению рассказов;
- пересказов художественной литературы ;
- отгадывания и загадывания загадок ;
- заучивания стихотворений;
- для автоматизации и дифференциации звуков ( у детей с нарушением звукопроизношения);
- профилактики дисграфии и дислексии(нарушение чтения и письма).
Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ, составление рассказа или чтение стихотворения с опорой на символы (образы).
Приведем пример:
при заучивании стихотворения можно составить мнемотаблицу, которая отражает назывные понятия: « В руки овощи берем
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок.
Помидор, горох, лучок.»
Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать истории, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Расширяется круг знаний об окружающем мире, увеличивается активный и пассивный словарный запас, появляется интерес к заучиванию стихотворений.
- Надеюсь это информация была для Вас полезной, а сейчас предлагаю попробовать применить эти знания на практике.
13 слайд - музыка Практическая часть.
Задание №1: «Попробуйте составить (зарисовать) мнемотаблицу для разучивания стихотворения Н. Нищевой «Елочка»
Задание №2: «Используя данную мнемотаблицу, загадайте любой овощ или фрукт и расскажите нам о нем(опишите его). А мы попробуем отгадать!
Задание №3: «Используя следующие мнемоквадраты и символы, составьте (придумайте) предложения!
Задание №4: « Зашифруйте пословицу: «Семь раз отмерь – один раз отрежь» А мы отгадаем!
Задание №5: «Зарисуйте мнемотаблицу к сказке «Репка»
Задание №6: «Составьте рассказ по следующей мнемотаблице»
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :
- Сегодня я узнала...
- У меня получилось...
- Я запомнила, что...
- Меня удивило...
- Мне захотелось...
- Было интересно...
- Было трудно,но...
- Я почувствовала,что...и т.д.
Оцените мое выступление, отобразив ваши оценки в виде мнемоквадратов!
Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Спасибо за сотрудничество !!!!!!!!!!!!!!!
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)Цели: ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное з...
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» в старшей группе «Фантазёры»
Родительское собрание«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»в старшей группе «Фантазёры»...
Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники
Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники...
Презентация "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники".
Данная презентация может использоваться в работе с детьми старших групп и на родительских собраниях. Она знакомит с приёмами использования мнемотехники при заучивании стихов, перессказе, составлении р...
Консультация для родителей. Тема: "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста методом мнемотехники"
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите два...
Семинар - практикум для педагогов на тему : "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деят...