Мастер-класс для педагогов по теме: " Мнемотехника как средство развития речи и памяти детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии

Кожина Людмила Николаевна

Мастер-класс по развитию речи " Мнемотехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mnemonika.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

в по теме: « Мнемотехника как средство развития речи и памяти детей дошкольного возраста»

- познакомить педагогов с приемом мнемотехники как способом развития речи и памяти дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации .

Задачи:

- раскрыть понятие мнемотехники, актуальность и особенности данной технологии, познакомить с этапами работы ;

- повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

- дать рекомендации педагогам по использованию приема мнемотехники для развития речи дошкольников.

Оборудование : презентация, видеоролик – отрывок из фильма»Трое в лодке не считая собаки – Песня старушки миссис Байкли», видеоролик на определение уровня памяти, фломастеры, папки с индивидуальным заданием для каждого участника: мнемотаблицы для составления рассказов, заучивания стихотворения, составления предложений, карточки для рефлексии.

Практическая значимость :

данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

- получение педагогами представления о мнемотехнике ;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения :

Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

- Прошу, внимание на экран.

(Ролик – отрывок из фильма «Трое в лодки не считая собаки», песня старушки миссис Бейкли «Склероз)

- Вы сейчас просмотрели небольшой отрывок из фильма:

- Скажите, вы узнали кто сыграл роль этой милой, старушки?

- Может быть вы назовете название фильма, откудо взят ролик?

- У вас прекрасная память! Но я уверенна, что хотя бы раз в жизни, Вы были на месте старушки миссис Байкли, и чувствовали себя неловко….не так ли?

- Предлагаю вам поиграть и еще раз проверить уровень Вашей памяти. Внимание на экран. (тест на проверку уровня памяти)

- Кто из Вас правильно ответил на все вопросы?

- А те, кто все таки допустили ошибки – не отчаивайтесь: тема нашего сегодняшнего мастер-класса для Вас будет не только интересной, но и полезной!

Чтобы память нас никогда не подводила, нужно постоянно над ней работать. Способов развития и тренировки памяти множество. Сегодня я хочу познакомить Вас с мнемотехникой.

В настоящее время дети перегруженны информацией: быстро утомляются, теряют интерес и познавательную активность на занятиях. Очень важно сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в этом направлении, можно применять такие эффективные приемы мнемотехники – мнемосхемы.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемосхемы помогают развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связанны с полноценным развитием речи.

Для обучения детей младшего и среднего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста необхоимо использовать таблицы выполненные в одном цвете, чтобы не отвлекаться на яркость цветных изображений.

Прием мнемотехники строится от простого к сложному: необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки (составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы), а уже позже переходят к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

- обогащения словарного запаса ;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы ;

- отгадывания и загадывания загадок ;

- заучивания стихотворений;

- для автоматизации и дифференциации звуков ( у детей с нарушением звукопроизношения);

- профилактики дисграфии и дислексии(нарушение чтения и письма).

Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ, составление рассказа или чтение стихотворения с опорой на символы (образы).

Приведем пример:

при заучивании стихотворения можно составить мнемотаблицу, которая отражает назывные понятия: « В руки овощи берем

Овощи на стол кладем

Лук, морковка, кабачок.

Помидор, горох, лучок.»

Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать истории, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Расширяется круг знаний об окружающем мире, увеличивается активный и пассивный словарный запас, появляется интерес к заучиванию стихотворений.

- Надеюсь это информация была для Вас полезной, а сейчас предлагаю попробовать применить эти знания на практике.

13 слайд - музыка Практическая часть.

Задание №1: «Попробуйте составить (зарисовать) мнемотаблицу для разучивания стихотворения Н. Нищевой «Елочка»

Задание №2: «Используя данную мнемотаблицу, загадайте любой овощ или фрукт и расскажите нам о нем(опишите его). А мы попробуем отгадать!

Задание №3: «Используя следующие мнемоквадраты и символы, составьте (придумайте) предложения!

Задание №4: « Зашифруйте пословицу: «Семь раз отмерь – один раз отрежь» А мы отгадаем!

Задание №5: «Зарисуйте мнемотаблицу к сказке «Репка»

Задание №6: «Составьте рассказ по следующей мнемотаблице»

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

Сегодня я узнала...

- У меня получилось...

- Я запомнила, что...

- Меня удивило...

- Мне захотелось...

- Было интересно...

- Было трудно,но...

- Я почувствовала,что...и т.д.

Оцените мое выступление, отобразив ваши оценки в виде мнемоквадратов!

Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Спасибо за сотрудничество !!!!!!!!!!!!!!!

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)Цели: ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное з...

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» в старшей группе «Фантазёры»

Родительское собрание«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»в старшей группе  «Фантазёры»...

Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники

Развитие речи и  памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники...

Презентация "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники".

Данная презентация может использоваться в работе с детьми старших групп и на родительских собраниях. Она знакомит с приёмами использования мнемотехники при заучивании стихов, перессказе, составлении р...

Консультация для родителей. Тема: "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста методом мнемотехники"

К. Д.Ушинский - основоположник   научной   педагогики:«Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите два...

Семинар - практикум для педагогов на тему : "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деят...