Знакомство с буквой "У".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тема: Буква У, звук У.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

 

Знакомить со звуком и буквой «у»;  с понятиями «звук», «буква»; учить определять гласный звук, позицию звука в слове (начало, конец);

Активизировать, пополнять словарный запас.

 

2. Развивающие

задачи:

 

Развивать:  слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки; фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику,  зрительно – моторную координацию, память, мышление, двигательную активность.

 

3.Воспитательные

задачи:

 

 воспитывать положительное отношение к занятиям, чтению; вызывать интерес и желание учить буквы; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу, любовь к природе.

 

4.Новые технологии развивающего

обучения:

 

 

5.Используемая литература:

 

 

6.Оборудование:

 

картинки: утка, удочка, улитка, радуга, рагу

картинки со звуком У и без звука, большая и маленькая, печатная и прописная  буква «У», фишки красного цвета, звуковая дорожка.

7.Предварительная работа:

 

Заучивание слов пальч. гимнаст. «Мы писали, мы писали…», физкультминутки «Дружно встали на разминку»; чтение стихотворений про буквы,

отгадывание загадок и определение первого звука в отгадках, работа в прописи и в тетради.

8.Словарная работа:

 

ЛЕСОВИК, лесовика, м. (обл.). 1. Человек обычно  живущий в лесу, сроднившийся с ним. 

Рагу (фр. ragoût; от фр. ragoûter — возбуждать аппетит) — блюдо из небольших кусочков вначале обжаренного, а затем тушёного мяса, рыбы, птицы, дичи, овощей или грибов, часто в густом соусе.

                                         

Методы и приёмы.

I. Организационный момент. Дыхательная гимнастика «Дует ветер».

(на паласе)

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

1. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

2. И.п. - сидя на кор­точках, ладони сложить «трубочкой» во­круг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». (3 раза)
А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем .

 Молодцы!

II. Основная часть.

(в уголке природы)

1.     С/и «Отгадай загадку».

— Ребята, наш друг Лесовик вам приготовил  загадки, а вы попробуйте их отгадать. Напоминаю, что в гостях у природы нельзя кричать, ломать ветки, цветы.

 

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

 

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

 

По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь...  (утка)

 

На доску вывешиваются картинки.

- Ребята, произнесём слова - отгадки: улитка, удочка, утка и определим, с какого звука  они начинаются.

— Какой звук слышится в начале слова?

 - Это звук У.

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

 

2.     Знакомство с буквой «У». Артикуляция звука.

(В учебной зоне)


- Давайте вместе произнесем звук «У».

Посмотрите друг на друга. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой  у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили, что он гласный?

- Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

 

-Это звук гласный, когда его произносим, во рту не чувствуем преграды. Воздух из лёгких выходит свободно.

Гласные звуки мы можем петь тихо, громко.

(Предложить детям пропеть звук – тихо, громко).

Звуки мы с вами слышим и произносим.

Звук  «У» обозначается, записывается буквой «У».

Буквы мы видим и произносим.

Показ буквы «У». На доске написать печатную букву «У».

-Вот посмотрите, как пишется прописная буква в тетрадках «У».

Написать на доске прописную букву «У».

- Давайте пропишем печатную  букву «у» в воздухе.

-Если звук «У» гласный, значит в какой домик поместим букву У?

-Букву У расположим в домик с красной крышей, где живут гласные звуки и буквы.

Буквы бывают большие и маленькие.

- А вот это маленькая «у».

 

( предложить детям переместиться на палас)

2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

3. Физкультминутка «Дружно встали на разминку».

Дружно встали на разминку,
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
 

 

4. Игра «Услышь звук и беги к букве».

На расстоянии друг от друга расположить буквы «А и У».

Педагог произносит слова, дети должны определить первый звук и подбежать к соответствующей букве.

5. Игра «Где слышится  звук «У»

На мольберте или фланелеграфе картинки улитка, радуга, рагу со схемой для определения позиции звука в слове.

В словах определить: где звук У  – в начале, середине  или конце слова;

-Ребята, звук  «А» может стоять в начале слова, в середине и в конце.

6. Работа в тетради.

Напомнить детям, что мы печатаем (работаем с печатными буквами) буквы. *Предложить напечатать букву «У» большую, маленькую найти среди множества букв и обвести в кружочек.

*Рассмотреть картинки. Определить  место звука У в слове: начале, середине, конце и закрась красным цветом нужный квадрат.

Дети в процессе работы выполняют пальчиковую гимнастику «Мы писали, мы писали…» .

III. Итог занятия.

С каким звуком мы познакомились сегодня?

Какой буквой обозначается звук «У»? Звук «У» какой? ( если мы можем его пропеть) . Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Придумайте слова, которые начинаются со звука «У».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_u_zvuk_u.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буква У, звук У.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

Знакомить со звуком и буквой «у»;  с понятиями «звук», «буква»; учить определять гласный звук, позицию звука в слове (начало, конец);

Активизировать, пополнять словарный запас.

2. Развивающие

задачи:

Развивать:  слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки; фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику,  зрительно – моторную координацию, память, мышление, двигательную активность.

3.Воспитательные

задачи:

 воспитывать положительное отношение к занятиям, чтению; вызывать интерес и желание учить буквы; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу, любовь к природе.

4.Новые технологии развивающего

обучения:

5.Используемая литература:

6.Оборудование:

картинки: утка, удочка, улитка, радуга, рагу

картинки со звуком У и без звука, большая и маленькая, печатная и прописная  буква «У», фишки красного цвета, звуковая дорожка.

7.Предварительная работа:

Заучивание слов пальч. гимнаст. «Мы писали, мы писали…», физкультминутки «Дружно встали на разминку»; чтение стихотворений про буквы,

отгадывание загадок и определение первого звука в отгадках, работа в прописи и в тетради.

8.Словарная работа:

ЛЕСОВИК, лесовика, м. (обл.). 1. Человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним. 

Рагу (фр. ragoût; от фр. ragoûter — возбуждать аппетит) — блюдо из небольших кусочков вначале обжаренного, а затем тушёного мяса, рыбы, птицы, дичи, овощей или грибов, часто в густом соусе.

                                         

Методы и приёмы.

I. Организационный момент. Дыхательная гимнастика «Дует ветер».

(на паласе)

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

1. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

2. И.п. - сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». (3 раза)
А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем .

 Молодцы!

II. Основная часть.

(в уголке природы)

  1. С/и «Отгадай загадку».

— Ребята, наш друг Лесовик вам приготовил  загадки, а вы попробуйте их отгадать. Напоминаю, что в гостях у природы нельзя кричать, ломать ветки, цветы.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

 

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь...  (утка)

На доску вывешиваются картинки.

- Ребята, произнесём слова - отгадки: улитка, удочка, утка и определим, с какого звука  они начинаются.

— Какой звук слышится в начале слова?

 - Это звук У.

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

  1. Знакомство с буквой «У». Артикуляция звука.

(В учебной зоне)


- Давайте вместе произнесем звук «У».

Посмотрите друг на друга. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой  у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили, что он гласный?

- Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

-Это звук гласный, когда его произносим, во рту не чувствуем преграды. Воздух из лёгких выходит свободно.

Гласные звуки мы можем петь тихо, громко.

(Предложить детям пропеть звук – тихо, громко).

Звуки мы с вами слышим и произносим.

Звук  «У» обозначается, записывается буквой «У».

Буквы мы видим и произносим.

Показ буквы «У». На доске написать печатную букву «У».

-Вот посмотрите, как пишется прописная буква в тетрадках «У».

Написать на доске прописную букву «У».

- Давайте пропишем печатную  букву «у» в воздухе.

-Если звук «У» гласный, значит в какой домик поместим букву У?

-Букву У расположим в домик с красной крышей, где живут гласные звуки и буквы.

Буквы бывают большие и маленькие.

- А вот это маленькая «у».

( предложить детям переместиться на палас)

2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

3. Физкультминутка «Дружно встали на разминку».

Дружно встали на разминку,
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

4. Игра «Услышь звук и беги к букве».

На расстоянии друг от друга расположить буквы «А и У».

Педагог произносит слова, дети должны определить первый звук и подбежать к соответствующей букве.

5. Игра «Где слышится  звук «У»

На мольберте или фланелеграфе картинки улитка, радуга, рагу со схемой для определения позиции звука в слове.

В словах определить: где звук У  – в начале, середине  или конце слова;

-Ребята, звук  «А» может стоять в начале слова, в середине и в конце.

6. Работа в тетради.

Напомнить детям, что мы печатаем (работаем с печатными буквами) буквы. *Предложить напечатать букву «У» большую, маленькую найти среди множества букв и обвести в кружочек.

*Рассмотреть картинки. Определить  место звука У в слове: начале, середине, конце и закрась красным цветом нужный квадрат.

Дети в процессе работы выполняют пальчиковую гимнастику «Мы писали, мы писали…» .

III. Итог занятия.

С каким звуком мы познакомились сегодня?

Какой буквой обозначается звук «У»? Звук «У» какой? ( если мы можем его пропеть) . Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Придумайте слова, которые начинаются со звука «У».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях

Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...