Знакомство с буквой "У".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема: Буква У, звук У.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
| Знакомить со звуком и буквой «у»; с понятиями «звук», «буква»; учить определять гласный звук, позицию звука в слове (начало, конец); Активизировать, пополнять словарный запас.
|
2. Развивающие задачи:
| Развивать: слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки; фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление, двигательную активность.
|
3.Воспитательные задачи:
| воспитывать положительное отношение к занятиям, чтению; вызывать интерес и желание учить буквы; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу, любовь к природе.
|
4.Новые технологии развивающего обучения:
|
|
5.Используемая литература:
|
|
6.Оборудование:
| картинки: утка, удочка, улитка, радуга, рагу картинки со звуком У и без звука, большая и маленькая, печатная и прописная буква «У», фишки красного цвета, звуковая дорожка. |
7.Предварительная работа:
| Заучивание слов пальч. гимнаст. «Мы писали, мы писали…», физкультминутки «Дружно встали на разминку»; чтение стихотворений про буквы, отгадывание загадок и определение первого звука в отгадках, работа в прописи и в тетради. |
8.Словарная работа:
| ЛЕСОВИК, лесовика, м. (обл.). 1. Человек обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним. Рагу (фр. ragoût; от фр. ragoûter — возбуждать аппетит) — блюдо из небольших кусочков вначале обжаренного, а затем тушёного мяса, рыбы, птицы, дичи, овощей или грибов, часто в густом соусе. |
Методы и приёмы.
I. Организационный момент. Дыхательная гимнастика «Дует ветер».
(на паласе)
Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.
1. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)
2. И.п. - сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». (3 раза)
А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем .
Молодцы!
II. Основная часть.
(в уголке природы)
1. С/и «Отгадай загадку».
— Ребята, наш друг Лесовик вам приготовил загадки, а вы попробуйте их отгадать. Напоминаю, что в гостях у природы нельзя кричать, ломать ветки, цветы.
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
На ниточке крючок,
Для рыбки — червячок. (Удочка)
По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь... (утка)
На доску вывешиваются картинки.
- Ребята, произнесём слова - отгадки: улитка, удочка, утка и определим, с какого звука они начинаются.
— Какой звук слышится в начале слова?
- Это звук У.
— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.
2. Знакомство с буквой «У». Артикуляция звука.
(В учебной зоне)
- Давайте вместе произнесем звук «У».
Посмотрите друг на друга. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».
-Какой у нас звук получился? (Звук «У»)
-Этот звук гласный или согласный? (гласный)
-Как вы определили, что он гласный?
- Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)
-Это звук гласный, когда его произносим, во рту не чувствуем преграды. Воздух из лёгких выходит свободно.
Гласные звуки мы можем петь тихо, громко.
(Предложить детям пропеть звук – тихо, громко).
Звуки мы с вами слышим и произносим.
Звук «У» обозначается, записывается буквой «У».
Буквы мы видим и произносим.
Показ буквы «У». На доске написать печатную букву «У».
-Вот посмотрите, как пишется прописная буква в тетрадках «У».
Написать на доске прописную букву «У».
- Давайте пропишем печатную букву «у» в воздухе.
-Если звук «У» гласный, значит в какой домик поместим букву У?
-Букву У расположим в домик с красной крышей, где живут гласные звуки и буквы.
Буквы бывают большие и маленькие.
- А вот это маленькая «у».
( предложить детям переместиться на палас)
2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:
а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
3. Физкультминутка «Дружно встали на разминку».
Дружно встали на разминку, | Наклоняемся вперёд. |
4. Игра «Услышь звук и беги к букве».
На расстоянии друг от друга расположить буквы «А и У».
Педагог произносит слова, дети должны определить первый звук и подбежать к соответствующей букве.
5. Игра «Где слышится звук «У»
На мольберте или фланелеграфе картинки улитка, радуга, рагу со схемой для определения позиции звука в слове.
В словах определить: где звук У – в начале, середине или конце слова;
-Ребята, звук «А» может стоять в начале слова, в середине и в конце.
6. Работа в тетради.
Напомнить детям, что мы печатаем (работаем с печатными буквами) буквы. *Предложить напечатать букву «У» большую, маленькую найти среди множества букв и обвести в кружочек.
*Рассмотреть картинки. Определить место звука У в слове: начале, середине, конце и закрась красным цветом нужный квадрат.
Дети в процессе работы выполняют пальчиковую гимнастику «Мы писали, мы писали…» .
III. Итог занятия.
С каким звуком мы познакомились сегодня?
Какой буквой обозначается звук «У»? Звук «У» какой? ( если мы можем его пропеть) . Каким цветом обозначаются гласные звуки?
Придумайте слова, которые начинаются со звука «У».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_u_zvuk_u.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буква У, звук У.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: | Знакомить со звуком и буквой «у»; с понятиями «звук», «буква»; учить определять гласный звук, позицию звука в слове (начало, конец); Активизировать, пополнять словарный запас. |
2. Развивающие задачи: | Развивать: слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки; фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление, двигательную активность. |
3.Воспитательные задачи: | воспитывать положительное отношение к занятиям, чтению; вызывать интерес и желание учить буквы; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу, любовь к природе. |
4.Новые технологии развивающего обучения: | |
5.Используемая литература: | |
6.Оборудование: | картинки: утка, удочка, улитка, радуга, рагу картинки со звуком У и без звука, большая и маленькая, печатная и прописная буква «У», фишки красного цвета, звуковая дорожка. |
7.Предварительная работа: | Заучивание слов пальч. гимнаст. «Мы писали, мы писали…», физкультминутки «Дружно встали на разминку»; чтение стихотворений про буквы, отгадывание загадок и определение первого звука в отгадках, работа в прописи и в тетради. |
8.Словарная работа: | ЛЕСОВИК, лесовика, м. (обл.). 1. Человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним. Рагу (фр. ragoût; от фр. ragoûter — возбуждать аппетит) — блюдо из небольших кусочков вначале обжаренного, а затем тушёного мяса, рыбы, птицы, дичи, овощей или грибов, часто в густом соусе. |
Методы и приёмы.
I. Организационный момент. Дыхательная гимнастика «Дует ветер».
(на паласе)
Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.
1. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)
2. И.п. - сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». (3 раза)
А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем .
Молодцы!
II. Основная часть.
(в уголке природы)
- С/и «Отгадай загадку».
— Ребята, наш друг Лесовик вам приготовил загадки, а вы попробуйте их отгадать. Напоминаю, что в гостях у природы нельзя кричать, ломать ветки, цветы.
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
На ниточке крючок,
Для рыбки — червячок. (Удочка)
По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь... (утка)
На доску вывешиваются картинки.
- Ребята, произнесём слова - отгадки: улитка, удочка, утка и определим, с какого звука они начинаются.
— Какой звук слышится в начале слова?
- Это звук У.
— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.
- Знакомство с буквой «У». Артикуляция звука.
(В учебной зоне)
- Давайте вместе произнесем звук «У».
Посмотрите друг на друга. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».
-Какой у нас звук получился? (Звук «У»)
-Этот звук гласный или согласный? (гласный)
-Как вы определили, что он гласный?
- Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)
-Это звук гласный, когда его произносим, во рту не чувствуем преграды. Воздух из лёгких выходит свободно.
Гласные звуки мы можем петь тихо, громко.
(Предложить детям пропеть звук – тихо, громко).
Звуки мы с вами слышим и произносим.
Звук «У» обозначается, записывается буквой «У».
Буквы мы видим и произносим.
Показ буквы «У». На доске написать печатную букву «У».
-Вот посмотрите, как пишется прописная буква в тетрадках «У».
Написать на доске прописную букву «У».
- Давайте пропишем печатную букву «у» в воздухе.
-Если звук «У» гласный, значит в какой домик поместим букву У?
-Букву У расположим в домик с красной крышей, где живут гласные звуки и буквы.
Буквы бывают большие и маленькие.
- А вот это маленькая «у».
( предложить детям переместиться на палас)
2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:
а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
3. Физкультминутка «Дружно встали на разминку».
Дружно встали на разминку, | Наклоняемся вперёд. |
4. Игра «Услышь звук и беги к букве».
На расстоянии друг от друга расположить буквы «А и У».
Педагог произносит слова, дети должны определить первый звук и подбежать к соответствующей букве.
5. Игра «Где слышится звук «У»
На мольберте или фланелеграфе картинки улитка, радуга, рагу со схемой для определения позиции звука в слове.
В словах определить: где звук У – в начале, середине или конце слова;
-Ребята, звук «А» может стоять в начале слова, в середине и в конце.
6. Работа в тетради.
Напомнить детям, что мы печатаем (работаем с печатными буквами) буквы. *Предложить напечатать букву «У» большую, маленькую найти среди множества букв и обвести в кружочек.
*Рассмотреть картинки. Определить место звука У в слове: начале, середине, конце и закрась красным цветом нужный квадрат.
Дети в процессе работы выполняют пальчиковую гимнастику «Мы писали, мы писали…» .
III. Итог занятия.
С каким звуком мы познакомились сегодня?
Какой буквой обозначается звук «У»? Звук «У» какой? ( если мы можем его пропеть) . Каким цветом обозначаются гласные звуки?
Придумайте слова, которые начинаются со звука «У».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....
Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....
Конспект занятия в средней группе по знакомству детей с правилами дорожного движения: "Веселое знакомство".
Конспект занятия по ПДД средней группе....
Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях
Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...
Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.
Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...