Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakutskie_narodnye_skazki.pptx | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ социокультурной ситуации Работа проводилась в Верхневилюйском улусе в с. Верхневилюйск МБДОУ «ЦРР –детский сад № 3 « Үрүйэчээн » с якутскоязычными детьми старшего дошкольного возраста При проведении обследования общего развития речи детей 5 -6 лет в начале года была выявлена группа детей с недоразвитием связной речи. А анализ результатов обследования предыдущих двух лет выявил снижение уровня развития связной монологической речи. В поисках эффективного метода работы мы остановили свой выбор на народных сказках. Ведь сказка не только даёт дошкольнику необходимые знания, умения и навыки, но и способствует его развитию, как личность. В процессе работы со сказкой раскрывается, развивается творческая сущность ребёнка. Мы считаем, что сказка – это прекрасное средство создания всех условий для полноценного и успешного развития ребёнка. Передовые педагоги и психологи, такие как, Левина Л,Е., Лурия А.Р., Леонтьев А.Н.. Волков Г.Н., Зимняя И.А., Ушинский К.Д., всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической работе. В течении 2013 – 2014 учебного года для развития связной речи детей 5-6 лет была проведена опытно – экспериментальная работа по теме «Якутские народные сказки как средство развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста». Сначала были подобраны сказки, соответствующие возрасту воспитанника и системе годичного цикла Учения Айыы . Затем выяснили, какое место в рейтинге любимых сказок родителей, детей, педагогов занимает та или иная сказка (по рейтингу). Список отобранных сказок был скорректирован с учетом цели и задачи работы и годичного цикла Учения Ай ыы .
Основная идея проекта В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и осваивать речь, развивать детское воображение, воспитывать взаимоотношение между детьми и взрослыми через чтение сказок. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии и развитию устной монологической речи.
Цель эксперимента: Изучение психолого-педагогической литературы по поставленной проблеме. Разработать план совместной работы с родителями по формированию интереса к сказке, к разговорному жанру. Разработка методических рекомендаций по использованию якутских народных сказок для развития связной монологической речи детей. Пополнить предметно развивающую среду иллюстрациями, атрибутами к сказкам. Задачи : Изучение влияния якутских народных сказок на развитие связной монологической речи детей 5-6 лет и использование в практике
Проблематика проекта В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают дети, педагоги и родители . И сказка- это отличный способ для того, чтобы развивать все компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи и связной монологической речи .
Психолого-педагогические основания предлагаемой системы Методологической основой данного исследования явились труды следующих психологов и педагогов: К.Д.Ушинского («Детский мир и хрестоматия»-СПб.,1997), Бородич А.М. («Методика развития речи детей»-М., 1981), М.Ф.Фомичевой («Воспитание у детей правильного произношения»-М.,1997), Л.Н.Ефименковой («Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи)-М.,1981), В.С.Илларионовой («Тыл сайдыытыгар уопсай хаалыылаах ођону иитии уонна көннөрөн үөрэтии программата »-ДЬ.,: « Бичик » 1995), Урунтаева Г.А. («Психология дошкольника»-М.,2000) Фесюкова Л. («Воспитание сказкой»-Х.1997) и.т.д .
Описание уклада детского сада Участие детей, педагогов, родителей и общественности в образовательном процессе происходит путём инициации. Результат деятельности всех субьектов в образовательном процессе предполагает со – бытиё .
Описание структуры предлагаемой системы Воспитатель Родитель Ребёнок
Этапы реализации проекта 1 этап – организационно – теоретический - Анализ и выявление проблемы -Выработка экспериментального проекта 2 этап- конструктивный - экспериментальная работа - комплексный мониторинг -коррекция проекта с учётом инициации детей и родителей 3 этап – контрольно – обобщающий - обработка результатов экспериментальной работы - разработка пакета документов
Содержание образования - Изучение научно – педогогической литературы по теме; - Предварительный мониторинг; - Разработка плана реализации проекта; - Собственно экспериментальная работа; - Проведение мониторинга и коррекция проекта; - Разработка методических рекомендаций по развитию связной речи детей 5-6 лет;
Предполагаемые результаты Мы предполагаем, что при заинтересованности всех участников речевого развития ребёнка и создания комфортных условий, уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается.
Критерии оценки ожидаемых результатов - чёткое произношение всех звуков родного языка, - обогащение словарного запаса; - умение связно высказывать и аргументировать свои мысли; - повышение творческой активности
Анализ пересказов от 07 октября 2013 г. по пятибальной шкале
Анализ пересказов от 15 мая 2013 г. по пятибальной шкале
заключение Роль сказок в развитии детей среднего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума. Одним словом, самое главное, сказки позволяют детям испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...
«Русские народные сказки как средство духовно - нравственном воспитания детей младшего дошкольного возраста»
О взаимодействии с родителями по вопросам духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста по средством русской народной сказки....
Презентация «Пальчиковые сказки из фетра» как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность:В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи нахо...