Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Добрынина Наталья Леонидовна

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду, более интересной, а образовательный процесс мотивированным. Тут и приходит на помощь, сказка, котрая помогает обучать и воспитывать ребенка, так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Именно "общение", пому что детские сказки - это волшебный мир, в которы й ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только "пережив" волшебную сторию всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка лечит, сказка греет,

                                                                             Сказка учит жить…»

                                                                                                    Л.Д. Короткова

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

Поэтому,  на мой взгляд, следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Ребёнок стремится подражать сказочным героям, которые им симпатичны, сюжеты сказок переносятся в детские игры, проживая в игре жизнь сказочных героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно- нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка неоценима.

Цель: формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку. Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств. 

Задачи: 

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  2. Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.
  3. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей и родителей.

Процесс формирования нравственных качеств у детей с помощью русских народных   сказок, будет эффективным если: в группе будет создана соответствующая развивающая среда: книжный уголок с подбором необходимой литературы, подобраны дидактические, настольно- печатные игры, способствующие раскрытию и формированию нравственных качеств, создан уголок театрализованной деятельности.

Воспитатели в группе целенаправленно и планомерно проводят работу по ознакомлению детей со сказками посредством разнообразных форм и видов деятельности в образовательном пространстве:

-Чтение  сказок и стихотворений с последующей драматизацией;

- Рассматривание иллюстраций, картин к праздникам, предметов;

          - Беседы, беседы-обсуждения;

- Продуктивная деятельность (открытки к празднику);

- Разучивание стихов, песен к празднику;

- Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

- Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- Использование аудиозаписей и ТСО;

           - Оформление фотоальбома «Наши праздники»; «Удивительная жизнь группы Радуга».

- Выставки рисунков детей по мотивам сказок, поделок.

- Посиделки-чаепития.

Проводимая работа в детском саду по формированию нравственных качеств, идёт в тесном сотрудничестве с родителями: так как, совместное чтение способствует духовной связи ребёнка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей.

Формы работы с родителями:

- Информационные стенды для родителей;

- Папки – передвижки;

- Выставки детских работ, дидактических игр, рекомендуемой литературы;

- Консультации, буклеты, памятки;

- Индивидуальное собеседование.

В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают сказки, постепенно начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Дети воспринимают сказку как реальность, поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Для выявления результативности работы в группе, был проведен анализ промежуточного мониторинга развития интегративных качеств «Эмоционально отзывчивый», «Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» и по образовательным областям «Социализация», «Чтение художественной литературы». В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности. Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка. Из гистограммы видно, что у всех детей группы повысился уровень освоения интегративных качеств и данных образовательных областях. Таким образом, в результате проделанной работы, можно сделать вывод о благотворном влиянии духовно – нравственного воспитания, через приобщении к русским народным сказкам.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрываются средства выразительности в русских народных сказках....

Сообщение из опыта. «Народная игрушка, как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста»

В народной игрушке народ отдаёт ребёнку Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, Свои думы и знания, своё умение — в этом Большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку ...

Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"

Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...