непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе тема "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Шаманская Альбина Геннадьевна

Образовательная деятельность  - закрепление представлений детей о времени года – осень; о животных и их образе жизни;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              

Задачи:

1. Образовательные:

- расширить представление детей о времени года – осень; о животных и их образе жизни;

- обучать правильным постановкам фраз при рассказе, работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас;   образовывать прилагательные;

2. Развивающие:

- развивать мышление, по средствам создания проблемной ситуации;

3. Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Материал:  мольберт,  куклы «Время года»,  мнемотаблица  «Животные осенью», листья разных деревьев, шапочки животных, изображения деревьев, муляжи ягоды, гриб, морковь, шишка,  фонозапись – шум ветра.

В: (выставить куклы  «времена года»)

Ребята,  послушайте сказку. Жил был отец, и было у него четыре дочери. Отец- это год, а  дочери это  - Осень, Зима, Весна и Лето.

Какое время года сейчас?  (осень)  Какая из этих дочерей осень? Правильно!  

Сегодня мы поговорим об Осени.   (прикрепить  куклу на мольберт)

Ветерок вдруг налетел

Сделал сразу много дел:

Тучки в небе разогнал,

Листья с дерева сорвал.

Закружил их высоко…

И умчался далеко!

Вот и осень наступила,

Нам листочки подарила

Хороши листочки наши

Разглядим их всем покажем…

Ребята Осень  принесла вам листики.  ( показать листья деревьев)  Если у дуба листья дубовые, то у берёзы – какие? (берёзовые)

Лист осины – осиновый,

Лист рябины  - рябиновый,

Лист тополя  - тополиный ,

Лист клёна –  кленовый.

В:  Давайте поиграем  в   игру:

                                 Пальчиковая игра  «Осенний букет»

 Раз, два, три, четыре, пять,    Загибать пальцы по очереди, начиная с большого.
Будем листья собирать.            Сжимать и разжимать кулаки
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.                Изобразить букет

В: Ребята, ,посмотрите какой листик  красивый. Он волшебный,  кому в ладошку он ложится тот и говорит приметы осени:

Дети:    

  • На улице стало холодно
  • Солнце светит мало, прячется за тучи
  • Tучи на небе серые, темные, синие
  • Часто идет дождь
  • На дорогах лужи
  • Листочки опадают с деревьев
  • Листопад на улице
  • Деревья стоят голые
  • Травка пожелтела
  • Птицы улетают в теплые края
  • Звери готовятся к зиме

В: Ребята, листик мне что- то говорит (поднести лист к уху), он приглашает нас на лесную полянку! Давайте мы с вами превратимся в листики. Вокруг себя повернитесь в листики превратитесь!

(звук ветра, дети  изображают листопад)

Ветер подул, листочки  закружились ,полетели и на полянку сели. А теперь вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь!

Вот мы на лесной полянке!

В:  Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.

Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра  ра-ра
Бей в ладошки веселей  лей-лей

Да ладошки не жалей лей-лей

Сколько времени сейчас  час-час
Сколько будет через час  час-час
И неправда: будет два  два-два
Думай, думай голова  ва-ва
Вы хорошие всегда  да-да
Или только иногда  да-да
Не устали отвечать  чать-чать
Разрешаю помолчать.

В: Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого не видели?

Дети: Звери готовятся к зиме

В: Пойдем по лесной тропинке,  может встретим зверей в лесу. (Из под пенька дерева, куста – уши животных торчат, там шапочки –  маски детям)

В: Чьи это ушки? (Медвежьи, медведя) Какие ушки? (Круглые, коричневые)

одеваем одному ребенку. 

Мишка по лесу гуляет
В корзинку шишки собирает
Шишка – раз, шишка – два
Положу я их сюда.
А какая это шишка?
«Я не знаю» - шепчет Мишка
Научим мишку мы считать
Один, два, три, четыре, пять

Ребенок в маске мишки:

В берлогу скоро лягу спать.
За осенью зима придет опять,
Пусть мне во сне приснится мед,
Проснусь,  когда весна придет.

В: А вот это чьи ушки?

Дети: Заячьи! Какие  уши у зайца? (Длинные, белые, пушистые) (Одеваем ребенку)

Дети:

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат,
Он прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат

Ребенок зайка:

Пора мне зайчику линять
Пора мне шубку поменять,
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу

В:  Кто-то там шуршит под елкой?

Дети: Ежик (достать уши ежа)

В: Какие ушки у ежика? (Маленькие, черные)

(Одеть ребенку)

Дети: Под елью на пригорке
         Старый еж устроил норки
         А под листьями лежат 
         Двое  маленьких ежат.

Ребенок ежик:

Я тоже буду спать как мишка
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил 
Мне нужно отдохнуть за это.

В: А кто это с ветки прыг да скок? Чьи такие ушки? (Беличьи, белки)

Ребенок белка:

Далеко еще зима, но не для потехи
Тащит белка в закрома ягоды, орехи.

В: Вот мы и узнали с вами, как звери готовятся к зиме. Посмотрите,  какая  у нас есть таблица, она поможет нам рассказать об осени и  о животных.

Послушайте мой рассказ:

«Наступила осень, солнце светит,  но не греет. В лесу белка лакомится орешками. Заяц сменил серую шубку на белую. Ёжик собирает листья и несёт их в норку. Медведь в лесу ищет берлогу к зиме.»

В:  А сейчас предлагаю вам рассказать о животных. (рассказы детей 3- 4 )

В: Ой, ребята ветер подул и  целую кучу листьев надул. Помогите мне их собрать.  Пальчиками осторожно расчищайте и найдите, что там спрятано. (На подносе  гриб, орех,  морковка, ягодная ветка)

В: Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим лесным друзьям. Мишке подарить ягоды, а зайке – морковку, потому что он ее очень любит. Ёжику что подарим? ( гриб)  А белочке? ( шишку). Попрощаемся с лесными жителями.

А сейчас нам пора в детский сад возвращаться,  все ребята покружились в детский садик возвратились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе " Путешествие в страну Сказкино"

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием " коллажа", мнемотаблиц, мнемодорожек....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме "Птицы"

в конспекте отражена работа по речевому развитию детей средней группы по теме "Птицы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «День рожденья куклы Даши»

Продолжать развивать диалогическую речь, учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушке, о предмете. Употреблять в речи сложные формы предложения....

Занятие непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «Звери зимой».

Учить детей пересказывать близко к тексту услышанный рассказ. Развивать монологическую речь....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе №2 Тема: «Найди отличия»

Цель:  -  учить составлять небольшой описательный рассказ.Задачи: -  развивать связную речь, коммуникативные качества; - учить составлять рассказ по схеме, правильно называть ...