Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа дополнительного образования подготовительной группы (6-7 лет) по речевому развитию "Говоруша"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Усвоение языка детьми – это не ознакомление
со словами, не простая закладка их в памяти
и не подражательное, лепечущее повторение их,
а рост языковой способности с годами и
упражнением».
Ф.Гумбольдт
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.
В основе данной программы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую) и на их основе, на решение главной задачи – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь развития умственных способностей детей и разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитее связной речи) осуществляется, постепенно усложняясь от группы к группе, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении родному языку позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.
Занятия построены по тематическому принципу. Тематика занятий различна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни и др. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания. В программе предложен перспективный план старшей и подготовительной к школе групп. Продолжительность занятия – 30 минут.
Цель программы: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей;
- Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам);
- Развивать выразительную речь детей;
- Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов);
- Развивать воображение и творческое мышление;
- Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы Программа предназначена для детей 6 лет.
Срок реализации образовательной программы
Работа по развитию связной речи начинается с октября по май. Месяцы разделены на блоки, в каждой блоке по 3-4 занятия в зависимости от объема темы и успеваемости детей.
Формы и режим занятий
Форма занятий – подгрупповая (10 детей). Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия, включая динамическую паузу, составляет 30-35 минут.
Список детей
1) Велиев Рома
2) Велиметов Эдгард
3) Старавойтова Надя
4) Свинцов Кирилл
5) Соловьева Настя
6) Саенко Саша
7) Мигунов Артем
8) Кравчук Катя
9) Шайхутдинова Саша
10) Савин Руслан
Перспективный план работы кружка «Говоруша» на 2015-2016
учебный год
№ | Месяц/Название блока | Вид деятельности | ||
1 | Сентябрь 1 блок – День знаний. Игрушки. Домашние питомцы | Учить: - работа над лексической стороной речи; - использование элементов перечисления; - умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. | ||
2 | Октябрь 2 блок – Золотая осень. Собираем урожай | Учить: - составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; | ||
3 | Ноябрь 3 блок – Моя страна. Мой город. Транспорт | Учить: - составлять описательный рассказ; - распределить транспорт на группы, выяснить какую функцию он выполняет; - ведется работа над грамматической стороной речи. | ||
4 | Декабрь 4 блок – Новогодняя карусель | Учить: - Связная речь: развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; Грамматика: - активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка, снежный, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик). | ||
5 | Январь 5 блок – Зимушка-зима. Зимние забавы. | Учить: - закрепить названия зимних игр, зимний спортивный инвентарь, загадки о нем; - учить детей словообразованию; учить употреблять имена существительные в дательном падеже; - учить составлять рассказ по сюжетной картине | ||
6 | Февраль 6 блок - Защитники Родины моей. Профессии. | Учить: - формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы; - Какие бывают профессии, работа над лексической стороной речи. | ||
7 | Март 7 блок – Весна. Праздник мам и бабушек. | Учить: - составление описательного рассказа про весну с указанием всех признаков; - подарок нашим мамам (поделка), развитие мелкой моторики. | ||
8 | Апрель 8 блок – Весна. Планета Земля. Космос. | Учить: - закрепить знания детей о космосе, космонавтах; - образовывать существительные множественного числа в имени тельном и родительном падежах; учить детей пересказу. | ||
9 | Май 9 блок - Никто не забыт, Ничто не забыто; Лето | Учить: - Обобщить знания детей о богатстве родной природы, уточнить знания детей о деревьях, растущих в нашей местности; - расширить представление детей о сезонных изменениях в природе; - воспитывать у детей любовь к природе родного края, умение чувствовать и понимать её красоту; - разучивание патриотической песни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...