«Не хочу я быть капризным»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Григорьева Ирина Васильевна

Конспект интегрированной НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Тема: «Не хочу я быть капризным».

Приоритетная образовательная область развития: речевая.

Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_hochu_ya_byt_kapriznym.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Конспект

интегрированной НОД

по познавательному и речевому развитию

в подготовительной к школе логопедической группе

по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Тема: «Не хочу я быть капризным».

Приоритетная образовательная область развития: речевая.

Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация,

художественное творчество,

чтение художественной литературы.

 

Подготовила конспект:  воспитатель

Григорьева Ирина Васильевна

МДОУ «Золотой ключик» п. Ванино

 февраль  2014 года.

        Цель: формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

        Задачи:

образавательные:

совершенствовать грамматический строй речи;

обогащение экспрессивной речи наречиями;

закреплять умение подбирать синонимы к словам;

развивающие:

развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц;

развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями;

развивать координацию движений «глаз – рука»;

вызвать интерес к созданию книжки - малютки;

воспитательные:

побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию;

воспитывать и любовь к художественной литературе и чтению;

воспитывать доброе и заботливое отношение к малышам.

        Предварительная работа:

занимательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дикие и домашние животные);

игры на классификацию;

чтение и драматизация художественных произведений «Теремок», «Рукавичка», «Репка», «Лис и мышонок», «Кот в сапогах»;

словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т.д.);

чтение произведения «Сказка о глупом мышонке», обыгрывание;

беседы о безопасном поведении (встреча с незнакомыми людьми);

вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц).

просмотр музыкальной видеозаписи «Сказка о глупом мышонке»;

повторение пальчиковой гимнастики: «Мышонок»;

игра – инсценировка этического порядка.

        Индивидуальная работа:

развивать у Ильи М. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

        Методы:

наглядные (иллюстрации, схема, игрушка);

словесные (художественное слово, вопросы);

практические (игры);

        Материал:

иллюстрации к сказке; бейджики с изображением героев; модель сказки; карточки с изображением эмоций детей, животных; игрушка мышонок; цветная бумага; альбомные листы бумаги;  силуэты животных; клей – карандаш; салфетки; клеёнки; аудизапись.

        Оборудование: коврограф; два обруча;

        Технические средства: магнитофон.

.

        Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение использовать схемы, символы как условные заместители реальных объектов; умение слушать; выполнять по заданному правилу.

        Ход образовательной деятельности:

Воспитатель заходит в группу с большой красивой сумкой, чем привлекает внимание детей.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что у меня в сумке? (Ответы детей.)

Хотите узнать?

        Чтобы узнать, предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Будьте внимательны, вы должны построить вопрос так, чтобы я могла ответить «да» или «нет». Итак, начинаем.

        Дети задают вопросы и приходят к выводу, что в сумке - мышонок.

- Правильно, это мышонок. Молодцы!

Воспитатель достаёт из сумки игрушку – мышонка.

Воспитатель: 

- Ребята, какие вы знаете художественные произведения, в которых встречается мышь или мышонок?

-   Чем эти герои вам запомнились?                                        

 («Теремок» - мышка нашла теремок и стала там жить; «Рукавичка» - мышка нашла зимой дедову рукавичку и всех пустила пожить; «Курочка Ряба» - мышонок разбил хвостиком яичко; «Маша и медведь» - мышонок играл в прятки с медведем и спас Машеньку;  «Репка» - мышонок помог вытащить репку; «Кот в сапогах», «Поспешили – насмешили», «Приключения кота Леопольда», «Щелкунчик», «Хитроумные мышата», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка о умном мышонке»).

        Как же много вы знаете сказок, героями которых являются мышь или мышонок! Молодцы!

Постановка цели  НОД перед детьми: сегодня, мы с вами перескажем одно из этих литературных произведений по ролям, постараемся правильно оценить поступки главного героя, выскажем собственную точку зрения о его нравственных качествах, его поведении, сделаем в подарок малышам книжку – малютку по этой сказке.

        Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, разложенные на ковре.

        - Как вы считаете, из какой сказки эти герои? («Сказка о глупом мышонке»).

        - Назовите героев сказки?

        - Кто написал «Сказку о глупом мышонке»? (Самуил Яковлевич Маршак).

        -  Давайте выстроим эти иллюстрации в той последовательности, в которой герои появляются в сказке. Выполняйте задание дружно, все вместе, не мешайте друг другу.

Дети выстраивают иллюстрации последовательно.

        - Правильно. Молодцы!

        - Вы уже хорошо знакомы с этой сказкой. Давайте мы сегодня обыграем её. Нам поможет схема. (На коврографе - схема сказки).

Вопросы к детям по схеме:

- Кому сказал мышонок: «Голосок твой слишком тонок»? (маме – мышке);

- Кому сказал мышонок: «Слишком громко ты поёшь»?    (тёте – утке);

- Кому сказал мышонок: «Очень скучно ты поёшь»?          (тёте – жабе);

- Кому сказал мышонок: «Очень страшно ты поёшь»?        (тёте – лошадь);

- Кому сказал мышонок: «Очень грубо ты поёшь»?            (тёте – свинке);

- Кому сказал мышонок: «Этак вовсе не уснёшь»?              (тёте – клуше);

- Кому сказал мышонок: «Слишком тихо ты поёшь»?        (тёте – щуке);

- Кому сказал мышонок: «Очень сладко ты поёшь»?          (тёте – кошке);

- Кто искал глупого мышонка и сказал: «А мышонка не видать»?

         Молодцы! Правильно! Придерживаясь, этой схемы мы и обыграем сказку С. Я. Маршака. Каждый из вас сыграет роль, которая изображена на картинке. А зрители могут пока сесть и посмотреть сказку.

 Дети с бейджиками со схематичным изображением той роли, которую они будут исполнять (герои сказки, зрители) обыгрывают сказку С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Звучит аудиозапись.

        Динамическая пауза (вариант).

Воспитатель: Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем!  (Повторяем 3 – 4 раза. Дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого). А теперь и  похлопаем, и потопаем.

- Ребята, как вы считаете, почему так всё произошло с мышонком?

Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главного героя.

Дети называют свои варианты и объясняют их: капризный, непослушный, своевольный, вредный, глупый, неразумный, недовольный, невоспитанный, привередливый, своенравный, упрямый, неуживчивый.

- Потому что он непослушный, а как это проявлялось?

- Как понять своевольный?

- Мышонок невоспитанный, а почему?

- Он упрямый, зачем?

- А как отнеслись няни к мышонку?

- Вы сказали, что он капризный. А что такое каприз?

Дети рассуждают, воспитатель обобщает.

        - Капризные те дети, которые считают, что все должны выполнять их желания, требования. Если их требования не выполняются, капризные дети начинают плакать, кричать, топать ногами, сжимать кулаки.

- А почему мама – мышка терпела капризы мышонка?

- К чему привёл каприз мышонка?

        - Ребята, в красном обруче у меня сложены картинки с изображением детей и животных: добрых, грустных, весёлых, капризных и т.д. Может, среди них есть капризные дети и капризные животные. Выберите те картинки, на которых изображены капризные дети, животные и положите рисунки в синий обруч.

        Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

        - Ребята, предлагаю вам смастерить книжку - малютку о капризном мышонке и подарить её малышам. Давайте вспомним, какого фона будут листы в нашей книге и почему? Сейчас  силуэты животных  наклеим рядом с мышонком на подготовленный фон. Молодцы! У вас всё получилось! Когда листы подсохнут, мы их скрепим, отнесём малышам и покажем сказку.

        - А в какой сказке глупый капризный мышонок изменился?

        - Как он стал вести себя в «Сказке об умном мышонке»? (Умно).

 

                                                                                                                                                                                                                                                

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Самоанализ

интегрированной НОД

по познавательному и речевому развитию

в подготовительной к школе логопедической группе

по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Тема: «Не хочу я быть капризным».

Приоритетная образовательная область развития: речевая.

Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация,

художественное творчество,

чтение художественной литературы.

 

Подготовила самоанализ НОД:  воспитатель

Григорьева Ирина Васильевна

МДОУ «Золотой ключик» п. Ванино

 март  2014 года.

        Цель: формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

        Задачи:

образавательные:

совершенствовать грамматический строй речи;

обогащение экспрессивной речи наречиями;

закреплять умение подбирать синонимы к словам;

развивающие:

развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц;

развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями;

развивать координацию движений «глаз – рука»;

вызвать интерес к созданию книжки – малютки.

воспитательные:

побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию;

воспитывать и любовь к художественной литературе и чтению;

воспитывать доброе и заботливое отношение к малышам.

        Предварительная работа:

занимательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дикие и домашние животные);

игры на классификацию;

чтение и драматизация художественных произведений «Теремок», «Рукавичка», «Репка», «Лис и мышонок», «Кот в сапогах»;

словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т.д.);

чтение произведения «Сказка о глупом мышонке», обыгрывание;

беседы о безопасном поведении (встреча с незнакомыми людьми);

вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц).

просмотр музыкальной видеозаписи «Сказка о глупом мышонке»;

повторение пальчиковой гимнастики: «Мышонок»;

игра – инсценировка этического порядка.

        Индивидуальная работа:

развивать у Ильи М. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

        Методы:

наглядные (иллюстрации, схема, игрушка);

словесные (художественное слово, вопросы);

практические (игры);

        Приёмы:

показ игрушки, указания, объяснение, оценка детской речи;

        Материал:

иллюстрации к сказке; бейджики с изображением героев; модель сказки; карточки с изображением эмоций детей, животных; игрушка мышонок; цветная бумага; альбомные листы бумаги;  силуэты животных; клей – карандаш; салфетки; клеёнки; аудизапись.

        Оборудование: коврограф; два обруча;

        Технические средства: магнитофон.

.

        Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение использовать схемы, символы как условные заместители реальных объектов; умение слушать; выполнять по заданному правилу.

        НОД проводилась со всеми детьми группы. Цели и задачи были составлены по уровню развития детей. Программные задачи соответствуют возрасту и психологическим особенностям детей. Дети смогли правильно проанализировать нравственные качества героя. Дети хорошо взаимодействовали друг с другом, развивали коммуникативные навыки. Отрицательный пример поступков героя я думаю, повлияет на ответственность детей за свои поступки в будущем.

        Дети  во время НОД были активны, с удовольствием отвечали на вопросы, рассуждали, играли, разыгрывали литературное произведение по ролям, работали в мастерской. Во время проведения НОД была внимательна и доброжелательна к детям. Методы и приемы, использованные во время проведения НОД, соответствуют возрасту детей и требованиям методики. Игровые ситуации, игры, инсценировка способствовали поддержанию интереса у детей и удачному проведению НОД. Индивидуальные особенности детей учитывала на протяжении всей НОД, так активизировала малоактивных детей. Все приняли участие в инсценировке. «Активные» дети получили возможность проявить себя. Смена действий проявлялась в смене игры беседой инсценировкой. На занятии использовала ТСО – это способствовало хорошему настроению, прекрасному эмоциональному состоянию и как следствие лучшему развитию речи детей.

         Структура НОД соответствовала методике: организационный момент – игра, беседа, постановка цели; закрепление последовательности сказки на иллюстративном материале, работа со схемой, инсценирование сказки, динамическая пауза, беседа о нравственных качествах, игры на различие эмоций и ручной труд.

        Длительность НОД соответствовала требованиям программы и нормам САНПИН. Перед занятием была проведена влажная уборка и проветривание группы. В течении НОД велась работа по охране и сбережению здоровья детей. Была хорошая двигательная активность. Освещение было левостороннее. Детям было удобно ходить, сидеть, двигаться, действовать.

        НОД была проведена в игровой форме по типу игры – инсценировки этического порядка.

        Интеграция образовательных областей в ходе НОД:

Познание – ребёнок открывает мир природы, развитие кругозора.

Коммуникация – развитие речи и коммуникативных способностей детей.

Художественное творчество – развитие детского художественного творчества.

Чтение художественной литературы – воспитание любви к литературе, чтению.

Социализация – развитие социальных представлений о нормах взаимоотношений между людьми, эмоций, самосознания.

        Таким образом, систематизация знаний детей достигнута, сформирован целостный взгляд на нравственные качества. НОД потребовала тщательной подготовки – предварительное разучивание литературного произведения. Работа по теме способствовала тому, что дети стали более сдержаны в проявлении негативных чувств, эмоций.

        В результате НОД расширился кругозор детей, культура суждений, культура речи, а эмоциональная вовлечённость в проблему – проявление нравственных качеств, дала детям положительный социальный опыт.

        Сотрудничество педагогов детского сада при подготовке НОД было многогранно – подбор материалов, книг, игрушек, игр, пособий, музыки.    

        

 

 

        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Я хочу здоровым быть"

ВОСПИТАТЕЛЬСКО- ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«Я хочу здоровым быть»Актуальность. Забота о здоровье ребенка и взрослого стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны...

Проект "Я хочу здоровым быть"

План проекта "Я хочу здоровым быть"...

Перспективно-календарное планирование организации работы над реализацией проекта "Я хочу здоровым быть!"

Этапы реализации проекта, совместная деятельность участников проекта, самостоятельная деятельность....

Конспект утреннего сбора №1 по проекту "Я хочу здоровым быть!"

Создать условия для положительной мотивации к изучению темы проекта....

Проект "Я хочу здоровым быть"

Проэкт напрвлен на приобщение детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....

Педагогический проект "Я хочу здоровым быть"

Информационный, практико-ориентированный, групповой педагогический проект....