"особенности развития речи детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи на тему
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, передать этот опыт можно с помощью языка. Речевое общение одна из главных задач в воспитании и обучении детей. К концу дошкольного возраста дети становятся маленькими языковедами, потому, что приобретают способность не только правильно произносить слова, грамотно строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких - предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_svyaznoy_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности связной речи детей дошкольного возраста.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В детском саду каждый ребенок должен научиться грамматически правильно выражать свои мысли. Если речь связная, то и то ребенок осмыслил все воспринимаемое и выразил в логичной речи. Умение связно, последовательно и логично излагать текст оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: он становится общительным, использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Все это позволяет ребенку преодолевать застенчивость, молчаливость, развивает уверенность в своих силах.
Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Каждая имеет свои особенности. Диалогическая форма речи (беседа двух или более человек) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, жест, мимика- основные черты диалога. Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости. Монолог требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, но в то же время говорить живо, эмоционально.
Развитие связной речи детей включает решение задач обучения родному языку:
- Словарную работу (обширный запас слов и умение и умение выразить мысли точно и правильно);
- Формирование грамматического строя ( умение выражать свои мысли простыми, сложноподчиненными, сложносочиненными предложениями, правильно используя грамматическую форму рода, числа, падежа);
- Воспитание звуковой культуры речи ( речь должна быть четкой, внятной, выразительной). У младших дошкольников понимание речи совершенствуется с помощью указаний взрослого, несложного сюжета литературных произведений. Речь становится не только средством общения, но и источником получения новых знаний. Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи ( вопрос – ответ), их речь все еще ситуативна, малыши допускают много ошибок при построении предложений. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие речи оказывает активизация словаря – ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений, словарь обогащается до 2,5 тысяч слов.
В диалогической речи дошкольники среднего возраста употребляют короткие неполные фразы, не всегда могут исправить высказывание товарища. Структура речи тоже еще несовершенна. Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушкам, однако их рассказы копируют рассказы взрослого.
В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает высокого уровня. Дети умеют общаться, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи используют точные, краткие или развернутые ответы в соответствии с вопросом. Проявляется так же умение подавать уместные реплики, исправлять или дополнять ответы товарищей. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, не ограничиваются названием предмета или явления, а вычленяют наиболее характерные признаки и свойства, дают развернутый и полный рассказ и анализ предметов.
Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слышать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Перед воспитателем стоит сложная задача – речевое развитие детей. В.В. Виноградов (языковед, академик) сказал: Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения». И чтобы ребенок развивался как личность творите «не рядом, не над ним, а вместе»!
Список используемой литературы:
«Развитие речи детей дошкольного возраста». Пособие для воспитателей под редакцией Ф.А. Сохина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Родительское собрание "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Родительское собрание...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития....
Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста
Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их ...
Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....
«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.Для нормального становления речевой деятельности необходимы:- определенная степень зрелости разл...
Анкета для родителей "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Анкета предназначена для родителей детей дошкольного возраста 5-7 лет....