"особенности развития речи детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи на тему
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, передать этот опыт можно с помощью языка. Речевое общение одна из главных задач в воспитании и обучении детей. К концу дошкольного возраста дети становятся маленькими языковедами, потому, что приобретают способность не только правильно произносить слова, грамотно строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких - предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности связной речи детей дошкольного возраста.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В детском саду каждый ребенок должен научиться грамматически правильно выражать свои мысли. Если речь связная, то и то ребенок осмыслил все воспринимаемое и выразил в логичной речи. Умение связно, последовательно и логично излагать текст оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: он становится общительным, использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Все это позволяет ребенку преодолевать застенчивость, молчаливость, развивает уверенность в своих силах.
Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Каждая имеет свои особенности. Диалогическая форма речи (беседа двух или более человек) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, жест, мимика- основные черты диалога. Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости. Монолог требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, но в то же время говорить живо, эмоционально.
Развитие связной речи детей включает решение задач обучения родному языку:
- Словарную работу (обширный запас слов и умение и умение выразить мысли точно и правильно);
- Формирование грамматического строя ( умение выражать свои мысли простыми, сложноподчиненными, сложносочиненными предложениями, правильно используя грамматическую форму рода, числа, падежа);
- Воспитание звуковой культуры речи ( речь должна быть четкой, внятной, выразительной). У младших дошкольников понимание речи совершенствуется с помощью указаний взрослого, несложного сюжета литературных произведений. Речь становится не только средством общения, но и источником получения новых знаний. Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи ( вопрос – ответ), их речь все еще ситуативна, малыши допускают много ошибок при построении предложений. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие речи оказывает активизация словаря – ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений, словарь обогащается до 2,5 тысяч слов.
В диалогической речи дошкольники среднего возраста употребляют короткие неполные фразы, не всегда могут исправить высказывание товарища. Структура речи тоже еще несовершенна. Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушкам, однако их рассказы копируют рассказы взрослого.
В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает высокого уровня. Дети умеют общаться, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи используют точные, краткие или развернутые ответы в соответствии с вопросом. Проявляется так же умение подавать уместные реплики, исправлять или дополнять ответы товарищей. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, не ограничиваются названием предмета или явления, а вычленяют наиболее характерные признаки и свойства, дают развернутый и полный рассказ и анализ предметов.
Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слышать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Перед воспитателем стоит сложная задача – речевое развитие детей. В.В. Виноградов (языковед, академик) сказал: Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения». И чтобы ребенок развивался как личность творите «не рядом, не над ним, а вместе»!
Список используемой литературы:
«Развитие речи детей дошкольного возраста». Пособие для воспитателей под редакцией Ф.А. Сохина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Родительское собрание...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-246345-1366828736.jpg)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-491595-1412409751.jpg)
Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста
Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их ...
Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....
«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.Для нормального становления речевой деятельности необходимы:- определенная степень зрелости разл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-395385-1391755570.jpg)
Анкета для родителей "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Анкета предназначена для родителей детей дошкольного возраста 5-7 лет....