"особенности развития речи детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи на тему

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, передать этот опыт можно  с помощью языка. Речевое общение  одна из главных задач в воспитании и обучении детей. К концу дошкольного возраста дети становятся маленькими языковедами, потому, что приобретают способность не только правильно произносить слова, грамотно строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких - предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_svyaznoy_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности связной речи детей дошкольного возраста.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В детском саду каждый ребенок должен научиться грамматически правильно выражать свои мысли. Если  речь связная, то и то ребенок осмыслил  все воспринимаемое и выразил в логичной речи. Умение связно, последовательно и логично излагать текст оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: он становится общительным, использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Все это позволяет ребенку преодолевать застенчивость, молчаливость, развивает уверенность в своих силах.

Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Каждая имеет свои особенности. Диалогическая форма речи (беседа двух или более человек) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, жест, мимика- основные черты диалога. Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости. Монолог требует умения сосредоточить свою мысль  на главном, не увлекаться деталями, но в то же время говорить живо, эмоционально.

Развитие  связной речи детей включает решение задач обучения родному языку:

  1. Словарную работу (обширный запас слов и умение и умение выразить мысли точно и правильно);
  2. Формирование грамматического строя ( умение выражать свои мысли  простыми, сложноподчиненными, сложносочиненными  предложениями, правильно используя грамматическую форму рода, числа, падежа);
  3. Воспитание звуковой культуры речи ( речь должна быть четкой, внятной, выразительной). У младших дошкольников  понимание речи совершенствуется  с помощью указаний взрослого, несложного сюжета литературных произведений. Речь  становится не только средством общения, но и источником получения новых знаний. Для детей  трех лет доступна простая форма диалогической речи ( вопрос – ответ), их речь все еще ситуативна, малыши допускают много ошибок при  построении предложений. Обучение разговорной речи  и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие речи  оказывает активизация словаря – ребенок не только понимает, но и начинает употреблять  в речи прилагательные  для обозначения  признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений, словарь обогащается до 2,5 тысяч слов.

В диалогической речи дошкольники  среднего возраста употребляют короткие неполные фразы, не всегда могут исправить высказывание товарища. Структура речи тоже еще несовершенна. Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушкам, однако их рассказы копируют рассказы взрослого.

В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает  высокого уровня. Дети умеют общаться, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи используют точные, краткие или развернутые ответы в соответствии с вопросом. Проявляется так же умение подавать уместные реплики, исправлять или дополнять ответы товарищей. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, не ограничиваются названием предмета или явления, а вычленяют наиболее характерные признаки и свойства, дают развернутый и полный рассказ и анализ предметов.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слышать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Перед воспитателем стоит сложная задача – речевое развитие детей. В.В. Виноградов (языковед, академик) сказал: Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением  как основной формой общения».  И чтобы ребенок развивался как личность  творите «не рядом, не над ним, а вместе»!

Список используемой литературы:

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Пособие для воспитателей под редакцией Ф.А. Сохина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития....

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их ...

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

      Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.Для нормального становления речевой деятельности необходимы:- определенная степень зрелости разл...

Анкета для родителей "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Анкета предназначена для родителей детей дошкольного возраста 5-7 лет....