Педагогический проект «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Башкловкина Татьяна Николаевна

По повышению  коммуникативных способностей  и  развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_umnye_palchiki.odt49.53 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение   

детский сад комбинированного вида №64 «Пингвинёнок»

 города Нижневартовска

«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

по повышению  коммуникативных способностей  и  развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Проект

Разработала:

Башкловкина Т.Н.,

 воспитатель

Нижневартовск, 2014

Актуальность. 

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие мелкой моторики малыша – наиболее интенсивный и самый адекватный младшему возрасту способ развития интеллекта.

 Одним из видов ведущей игры в младшем дошкольном возрасте являются пальчиковые игры.  Движения рук, в частности упражнения для пальцев, является хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и, в дальнейшем, её совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, «рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.  

Таким образом, проект является своевременным и значимым.

Гипотеза.

При организации деятельности с детьми, содержащей задания и упражнения с ритмичными движениями пальчиков и рук, возбуждающих речевые центры головного мозга, и создании общей благоприятной атмосферы, речь детей начнет развиваться, активизируется ее активный словарь, повысятся коммуникативные способности детей, произойдет тренировка зрительной памяти, воображения и фантазии.

Цель:

 Совершенствовать деятельность по развитию подвижности суставов пальцев, силы и эластичности мелких мышц и связок, формированию у детей мышечного чувства пространства, точности и логики движений, образованию условно-рефлекторных связей, способствующих развитию речи и коммуникативных навыков младших дошкольников.

Задачи:

  1. Стимулировать развитие коммуникативных способностей и речи детей при выполнении упражнений и ритмических движений пальцами.
  2. Создавать благоприятный эмоциональный фон, развивать умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка.
  3. Формировать умение детей концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Развивать чёткость, ритмичность, яркость речи при помощи выполнения упражнений, сопровождаемых короткими стихотворными строчками.
  5. Развивать память ребёнка, воображение и фантазию.
  6. Способствовать развитию подвижности и гибкости кистей рук и пальцев, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
  7. Привлекать родителей к деятельности по развитию коммуникативных навыков дошкольников, показать им важность развития речи детей.
  8. Обобщать и распространять опыт инновационной деятельности среди педагогов и родителей.

Предполагаемые результаты.

Планируемые результаты

Индикаторы

Речь и коммуникативные навыки детей развиты в соответствии с возрастом

В соответствии с диагностикой речевое  развитие детей на высоком уровне.

Более  50% детей умеют договариваться в игровой деятельности.

У младших дошкольников развиты такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.

Уровень развития социально — нравственных качеств повысился на 15%.

Всесторонне развита личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.

Повысился процент участия детей в творческих конкурсах различного уровня.

Родители понимают важность развития речи детей и принимают активное участие в совместных мероприятиях

78% родителей самостоятельно и активно участвуют в совместных мероприятиях по реализации проекта,

 30% родителей объединяются в творческие группы по интересам.

Стратегия реализации проекта.

Раздел

Форма  и тема работы

Цель

Срок

Участники

Ответственные

Отметка о выполнении

Работа с детьми

Пальчиковая гимнастика

Развивать координацию движений рук, укреплять мелкую моторику.

Сентябрь-декабрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

Пальчиковые игры-потешки

Развивать память, речь, внимание.

Сентябрь-декабрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

Образовательная деятельность и игры с использованием пособий Воскобовича

Развивать творческое воображение младших дошкольников, речь, внимание. Формировать умение детей манипулировать с предметами, проявлять фантазию, собирая из предложенных фигурок композицию.

Сентябрь-декабрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

Игры с прищепками

Развивать творческое воображение дошкольников. Формировать умение детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления, творческого воображения.

Сентябрь-декабрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

Игры с шарами

Развивать сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук.

Декабрь

Воспитатели и дети

 

Вос-ль

«Шагаем пальчиками»

Развивать подвижность суставов пальцев рук, координацию, моторику, способствовать хорошему настроению.

Ноябрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

«Путаница» театр мимирующих кукол

Развивать речь-диалог, движение, воображение, память.

Декабрь

Воспитатели, дети и родител

Вос-ль

«Расскажи стихи руками»

Развивать речь-движение, пантомимику, воображение, память, способствовать повышению эмоциональной активности.

Октябрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

Пластилинография

Развивать творческие способности, умение общаться с другими людьми, побуждать детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивать доброту, сопереживание, желание помочь или обрадовать кого-то.

Ноябрь- декабрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

Игры для развития мелкой моторики: шнуровки, топотушки, мозаики, пристёжки

Развивать мелкомоторные навыки, а так же элементарные навыки самообслуживания.

Сент- декабрь

Дети

Вос-ль

Массаж рук и пальчиков предметами

Оказывать благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук.

Октябрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

Д/и «Аптекарь», «Пчелки», «Найди на ощупь», «Золушка», «Отвинти и закрути».

Стимулировать тонкую моторику, развивать тактильную чувствительность и сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук, активизировать речь.  

Ноябрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

Образовательная деятельность «В гости к Солнышку»

Формировать познавательную активность детей; развивать умение слушать вопрос взрослого и отвечать на него; побуждать эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание потешек, внятно произносить слова; закрепить цвета: красный, желтый, зеленый; расширять диапазон использования пальчиковых форм в общении с детьми: развивать мелкую моторику, способствовать умению выполнять игровые действия соответственно тексту потешки; воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений (яблонька, улитка – высуни рожки, черепаха – в панцире живет, жук на дереве сидит и т.д.); воспитывать любовь и уважение ко всему окружающему.

Сентябр

Воспитатели и дети

Вос-ль

Образовательная деятельность «Прятки с Витаминкой»

Дать элементарные знания о пользе витаминов А и С. Уточнить представления детей об овощах и фруктах. Закрепить умение различать овощи и фрукты. Закреплять понятие один и много. Развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, воображение. Развивать интерес к пальчиковым играм. Активизировать словарь детей, упражнять в назывании овощей и фруктов.

Октябрь

Воспитатели и дети

Вос-ль

Работа с родителями и коллегами

Консультации

«Развитие мелкой моторики»

Способствовать развитию родительской компетенции о взаимосвязи мелкой моторики и речи ребенка.

сентябрь

Вос-ль и родители

Вос-ль

«Развитие мелкой моторики пальцев рук»

Предложить вниманию родителей игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

октябрь

Вос-ль и родители

Вос-ль

«Игры и упражнения, способствующие развитию речи»

Предложить игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.

октябрь

Вос-ль и родители

Вос-ль

Анкетирование родителей

Выявить знания и потребности родителей в вопросах по теме «Что такое моторика и нужна ли им помощь в занятиях с детьми?»

сентябрь

Вос-ль и родители

Вос-ль

Буклет «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»

Способствовать ознакомлению родителей с потребностью закрепления гимнастики в домашних условиях.

сентябрь

Вос-ль и родители

Вос-ль

Ширма «Пальчиковые игры для малышей в стихах».

Познакомить родителей со стихотворными пальчиковыми играми, наиболее любимыми их детьми.

сентябрь

Вос-ль и родители

Вос-ль

Мастер-класс «Изготовление мимирующих кукол»

Показать несложные превращения детских носочков в мимирующих кукол, помочь осознать значимость  данных кукол для детей.

декабрь

Вос-ль и родители

Вос-ль

Ширма «Памятка для родителей по проведению речевых двигательных упражнений в домашних условиях».

Напомнить родителям о том, как полезнее играть с ребенком дома и чем лучше занять его в вечернее время.

ноябрь

Вос-ль и родители

Вос-ль

 Ширма «Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет»

Предложить родителям наиболее распространенные упражнения на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет.

октябрь

Вос-ль и родители

Вос-ль

Результативность

Дети с высоким уровнем развития речи и коммуникативных навыков

Уровень развития социально — нравственных качеств

Участие детей в творческих конкурсах различного уровня

Участие родителей в жизни дошкольного коллектива

Литература:

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития дошкольников». Пособие для родителей и педагогов./ М.: ООО «Издательство Астрель» :     ООО «Издательство АСТ», 2004.

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям»/ Ярославль «Академия развития», «Академия К*», 1998.

  1. Брозаускас Л.Г. «Развиваем пальчики»: Книга-игра для развития мелкой моторики./ СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.

  1. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». Учебно-практическое пособие./ М. «Издательство ГНОМи и Д», 2002.

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей»/ М. Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

  1. Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»/ Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

  1. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев». Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет./ М.: Генезис, 2008.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения»./ М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.

  1. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. «Готовим пальчики к письму»: развивающая программа по подготовке к школе/ М.: Обруч, 2011.

  1. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов./ М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

  1. Спицына Е.И. «Умные пальчики» Серия «Через игру -  к совершенству». Популярное пособие для родителей./ М.: «Лист», 1999.

  1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Игры с пальчиками»/ М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  1. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковые шаги». Упражнения на развитие мелкой моторики./ СПб: «Корона – Век», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Умные пальчики"

Представлен практический материал для развития мелкой моторики пальцев рук....

Педагогический проект "Умные пальчики"

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей....

Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

Педагогический проект "Умные пальчики"

Необходимость развития тонких движений пальцев у детей давно признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.Вот почему мною и был составлен проект «Умные пальчик...

Педагогический проект "Умные пальчики"

Научить родителей логопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры...

Педагогический проект «Умные пальчики»

Тема: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умные пальчики»

Сегодня  можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они ра...