Педагогический проект «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
По повышению коммуникативных способностей и развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_umnye_palchiki.odt | 49.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №64 «Пингвинёнок»
города Нижневартовска
«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
по повышению коммуникативных способностей и развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Проект
Разработала:
Башкловкина Т.Н.,
воспитатель
Нижневартовск, 2014
Актуальность.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие мелкой моторики малыша – наиболее интенсивный и самый адекватный младшему возрасту способ развития интеллекта.
Одним из видов ведущей игры в младшем дошкольном возрасте являются пальчиковые игры. Движения рук, в частности упражнения для пальцев, является хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и, в дальнейшем, её совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, «рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.
Таким образом, проект является своевременным и значимым.
Гипотеза.
При организации деятельности с детьми, содержащей задания и упражнения с ритмичными движениями пальчиков и рук, возбуждающих речевые центры головного мозга, и создании общей благоприятной атмосферы, речь детей начнет развиваться, активизируется ее активный словарь, повысятся коммуникативные способности детей, произойдет тренировка зрительной памяти, воображения и фантазии.
Цель:
Совершенствовать деятельность по развитию подвижности суставов пальцев, силы и эластичности мелких мышц и связок, формированию у детей мышечного чувства пространства, точности и логики движений, образованию условно-рефлекторных связей, способствующих развитию речи и коммуникативных навыков младших дошкольников.
Задачи:
- Стимулировать развитие коммуникативных способностей и речи детей при выполнении упражнений и ритмических движений пальцами.
- Создавать благоприятный эмоциональный фон, развивать умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка.
- Формировать умение детей концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Развивать чёткость, ритмичность, яркость речи при помощи выполнения упражнений, сопровождаемых короткими стихотворными строчками.
- Развивать память ребёнка, воображение и фантазию.
- Способствовать развитию подвижности и гибкости кистей рук и пальцев, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
- Привлекать родителей к деятельности по развитию коммуникативных навыков дошкольников, показать им важность развития речи детей.
- Обобщать и распространять опыт инновационной деятельности среди педагогов и родителей.
Предполагаемые результаты.
Планируемые результаты | Индикаторы |
Речь и коммуникативные навыки детей развиты в соответствии с возрастом | В соответствии с диагностикой речевое развитие детей на высоком уровне. Более 50% детей умеют договариваться в игровой деятельности. |
У младших дошкольников развиты такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то. | Уровень развития социально — нравственных качеств повысился на 15%. |
Всесторонне развита личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. | Повысился процент участия детей в творческих конкурсах различного уровня. |
Родители понимают важность развития речи детей и принимают активное участие в совместных мероприятиях | 78% родителей самостоятельно и активно участвуют в совместных мероприятиях по реализации проекта, 30% родителей объединяются в творческие группы по интересам. |
Стратегия реализации проекта.
Раздел | Форма и тема работы | Цель | Срок | Участники | Ответственные | Отметка о выполнении |
Работа с детьми | Пальчиковая гимнастика | Развивать координацию движений рук, укреплять мелкую моторику. | Сентябрь-декабрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | |
Пальчиковые игры-потешки | Развивать память, речь, внимание. | Сентябрь-декабрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
Образовательная деятельность и игры с использованием пособий Воскобовича | Развивать творческое воображение младших дошкольников, речь, внимание. Формировать умение детей манипулировать с предметами, проявлять фантазию, собирая из предложенных фигурок композицию. | Сентябрь-декабрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
Игры с прищепками | Развивать творческое воображение дошкольников. Формировать умение детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления, творческого воображения. | Сентябрь-декабрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
Игры с шарами | Развивать сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук. | Декабрь | Воспитатели и дети
| Вос-ль | ||
«Шагаем пальчиками» | Развивать подвижность суставов пальцев рук, координацию, моторику, способствовать хорошему настроению. | Ноябрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
«Путаница» театр мимирующих кукол | Развивать речь-диалог, движение, воображение, память. | Декабрь | Воспитатели, дети и родител | Вос-ль | ||
«Расскажи стихи руками» | Развивать речь-движение, пантомимику, воображение, память, способствовать повышению эмоциональной активности. | Октябрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
Пластилинография | Развивать творческие способности, умение общаться с другими людьми, побуждать детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивать доброту, сопереживание, желание помочь или обрадовать кого-то. | Ноябрь- декабрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
Игры для развития мелкой моторики: шнуровки, топотушки, мозаики, пристёжки | Развивать мелкомоторные навыки, а так же элементарные навыки самообслуживания. | Сент- декабрь | Дети | Вос-ль | ||
Массаж рук и пальчиков предметами | Оказывать благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук. | Октябрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
Д/и «Аптекарь», «Пчелки», «Найди на ощупь», «Золушка», «Отвинти и закрути». | Стимулировать тонкую моторику, развивать тактильную чувствительность и сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук, активизировать речь. | Ноябрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
Образовательная деятельность «В гости к Солнышку» | Формировать познавательную активность детей; развивать умение слушать вопрос взрослого и отвечать на него; побуждать эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание потешек, внятно произносить слова; закрепить цвета: красный, желтый, зеленый; расширять диапазон использования пальчиковых форм в общении с детьми: развивать мелкую моторику, способствовать умению выполнять игровые действия соответственно тексту потешки; воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений (яблонька, улитка – высуни рожки, черепаха – в панцире живет, жук на дереве сидит и т.д.); воспитывать любовь и уважение ко всему окружающему. | Сентябр | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
Образовательная деятельность «Прятки с Витаминкой» | Дать элементарные знания о пользе витаминов А и С. Уточнить представления детей об овощах и фруктах. Закрепить умение различать овощи и фрукты. Закреплять понятие один и много. Развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, воображение. Развивать интерес к пальчиковым играм. Активизировать словарь детей, упражнять в назывании овощей и фруктов. | Октябрь | Воспитатели и дети | Вос-ль | ||
Работа с родителями и коллегами | Консультации | |||||
«Развитие мелкой моторики» | Способствовать развитию родительской компетенции о взаимосвязи мелкой моторики и речи ребенка. | сентябрь | Вос-ль и родители | Вос-ль | ||
«Развитие мелкой моторики пальцев рук» | Предложить вниманию родителей игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. | октябрь | Вос-ль и родители | Вос-ль | ||
«Игры и упражнения, способствующие развитию речи» | Предложить игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками. | октябрь | Вос-ль и родители | Вос-ль | ||
Анкетирование родителей | Выявить знания и потребности родителей в вопросах по теме «Что такое моторика и нужна ли им помощь в занятиях с детьми?» | сентябрь | Вос-ль и родители | Вос-ль | ||
Буклет «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?» | Способствовать ознакомлению родителей с потребностью закрепления гимнастики в домашних условиях. | сентябрь | Вос-ль и родители | Вос-ль | ||
Ширма «Пальчиковые игры для малышей в стихах». | Познакомить родителей со стихотворными пальчиковыми играми, наиболее любимыми их детьми. | сентябрь | Вос-ль и родители | Вос-ль | ||
Мастер-класс «Изготовление мимирующих кукол» | Показать несложные превращения детских носочков в мимирующих кукол, помочь осознать значимость данных кукол для детей. | декабрь | Вос-ль и родители | Вос-ль | ||
Ширма «Памятка для родителей по проведению речевых двигательных упражнений в домашних условиях». | Напомнить родителям о том, как полезнее играть с ребенком дома и чем лучше занять его в вечернее время. | ноябрь | Вос-ль и родители | Вос-ль | ||
Ширма «Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет» | Предложить родителям наиболее распространенные упражнения на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет. | октябрь | Вос-ль и родители | Вос-ль |
Результативность
Дети с высоким уровнем развития речи и коммуникативных навыков
Уровень развития социально — нравственных качеств
Участие детей в творческих конкурсах различного уровня
Участие родителей в жизни дошкольного коллектива
Литература:
- Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития дошкольников». Пособие для родителей и педагогов./ М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям»/ Ярославль «Академия развития», «Академия К*», 1998.
- Брозаускас Л.Г. «Развиваем пальчики»: Книга-игра для развития мелкой моторики./ СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». Учебно-практическое пособие./ М. «Издательство ГНОМи и Д», 2002.
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей»/ М. Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»/ Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
- Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев». Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет./ М.: Генезис, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения»./ М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.
- Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. «Готовим пальчики к письму»: развивающая программа по подготовке к школе/ М.: Обруч, 2011.
- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов./ М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
- Спицына Е.И. «Умные пальчики» Серия «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей./ М.: «Лист», 1999.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Игры с пальчиками»/ М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковые шаги». Упражнения на развитие мелкой моторики./ СПб: «Корона – Век», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Умные пальчики"
Представлен практический материал для развития мелкой моторики пальцев рук....
Педагогический проект "Умные пальчики"
Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей....
Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...
Педагогический проект "Умные пальчики"
Необходимость развития тонких движений пальцев у детей давно признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.Вот почему мною и был составлен проект «Умные пальчик...
Педагогический проект "Умные пальчики"
Научить родителей логопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры...
Педагогический проект «Умные пальчики»
Тема: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умные пальчики»
Сегодня можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они ра...