Педагогический проект «Умные пальчики»
проект по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Козлова Надежда Викторовна

Тема: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Умные пальчики»

Тема: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»

G:\11 группа\сайт\2.12.16\Q1FaxY_dyII.jpg

Срок реализации проекта: 2017-2018 ученый год

Руководитель проекта: Воспитатель Козлова Н.В.

Педагогический проект «Умные пальчики»

Тема: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»

Срок реализации проекта: 2017-2018 ученый год

Краткое описание проекта

     Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.

     Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

     На первом этапе реализации проекта при помощи родителей осуществляется сбор природного, бросового материалов, бумаги различной фактуры.

     На практическом этапе в ходе системных занятий дети знакомятся и изготавливают различные виды аппликаций.

     На заключительном этапе проекта воспитателем и детьми организовывается выставка индивидуальных и совместных детских работ. Воспитателем оценивается уровень развития мелкой моторики руки и результативность в целом.

Актуальность, новизна

     С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи. Специалисты по раннему детству В.С. Мухина, Е.В. Зворыгина указывают на значительную роль простого хватания в формировании восприятия, зрительно-двигательной координации. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Многие педагоги придают огромное значение развитию сенсорной культуры и мелкой моторики лишь в старшем дошкольном возрасте, упуская «благодатный» младший и средний возраст.

     Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяет удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.

     Как организовать данную работу, если в программе «Развитие» развитие мелкой моторики руки и сенсорной культуры не является приоритетным, представлено кратко и в самых общих чертах, нет системы планирования работы с детьми?

     Передо мной встали проблемы, как пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками, вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах и получить удовольствие от результата своей работы. При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка. В работе с детьми средней группы выбрала доступные им формы организации: совместная исследовательская деятельность; занятия с подгруппой детей; самостоятельное взаимодействие с предметной средой; творческая индивидуальная работа детей. 

Проблемы:

- недостаточно развита мелкая моторика руки у детей;

- нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.

Гипотеза: аппликация будет способствовать развитию мелкой моторики руки, обучит детей простейшему сенсорному анализу, научит способам создания и преобразования предметов.

Цель: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности

Задачи:

1. Вызвать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками

2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами

3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру

Участники:

- воспитатель группы,

- дети средней группы,

- родители.

Продукт проекта:

  1. Изготовленные детьми различные виды аппликаций.
  2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.
  3. Пополнение природного и бросового материала в уголке по изодеятельности 

Предполагаемый результат работы с детьми:

Обучение:

1.Овладение простейшими практическими навыками в аппликации. 2.Представления о свойствах предметов 3.Появление познавательной активности.

Развитие:

1.Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей.

2.Проявление самостоятельности в выборе средств и материала. 

Воспитание:

1.Навыки общения в совместной деятельности.

2.Уверенность в собственных силах

3.Устойчивый интерес к занятиям.

Анализ ресурсов, влияющих на реализацию проекта.

1.Научно - методические:

- подбор печатных теоретических материалов по изготовлению различных видов аппликации.

2.Организационные. 

- создание разных видов аппликации

- организация родителей для подбора материалов.

3. Информационные. 

- использование возможностей интернета в поиске информации.

- знакомство родителей с проблемой на групповом родительском собрании.

4. Мотивационные.

- Разработка системы поощрения детей.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Срок: сентябрь-октябрь 2017 года

Организация работы педагога

Срок

Разработка перспективного планирования — системы занятий по изготовлению аппликации при помощи нетрадиционных техник

X

Сбор природного и бросового материала с помощью родителей

IX-X

Изготовление сенсорных игр: «Подбери наряд Маше и Мише» (свойства ткани), «Найди пару» (цвет), «Подбери узор», «Узнай бумагу», «Собери бусы»

IX-X

Создание пакета методических материалов по организации занятий аппликацией и ручным трудом

X

Организация работы с детьми

представление детей о свойствах различных материалов

IX

Рассматривание различных материалов в уголке по изодеятельности

X

  1. Практический этап

Срок: ноябрь 2017 г. – март 2018 г.

Организация работы педагога

Срок

Разработка конспектов занятий по аппликации

XI

Информация в родительском уголке на тему: «Аппликация и развитие мелкой моторики руки»

XII

Оформление картотеки занятий, опытов

I-II

Организация работы с детьми

Организация занятий с детьми: мотивация, простейшие опыты и эксперименты, выбор средств и материала, способов изображения, практическая деятельность, оценка детской деятельности

XI-III

Совместная исследовательская деятельность:

знакомство детей со свойствами материалов: пенопласт, вата, бумага, магнит, дерево, пластмасса и др.;

изучение разных круп, их свойств: греча, рис, пшено, горох.

XI-III

Сенсорные развлечения для детей: «Цветные салфетки», «Занимательный дырокол», «Чудо- бумага», «Праздник круп», «Воздушные шары», «Разноцветные пробки»

XI-III

Создание с детьми коллажа на тему «Разноцветный мир», «Цветы»

I-II

Самостоятельное взаимодействие с предметной средой

XI-III

  1. Заключительный этап

Срок: апрель – май 2018 г.

Организация работы педагога

Срок

Самоанализ деятельности по реализации проекта

V

Организация работы с детьми

Совместная с родителями выставка «Папа, мама, я и наша аппликация!»

IV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Умные пальчики"

Представлен практический материал для развития мелкой моторики пальцев рук....

Педагогический проект "Умные пальчики"

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей....

Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

Педагогический проект "Умные пальчики"

Необходимость развития тонких движений пальцев у детей давно признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.Вот почему мною и был составлен проект «Умные пальчик...

Педагогический проект «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

По повышению  коммуникативных способностей  и  развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Педагогический проект "Умные пальчики"

Научить родителей логопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умные пальчики»

Сегодня  можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они ра...