Проект "В гостях у сказки"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Паспорт пректа "В гостях у сказки" (средняя группа для детей с ОНР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe_na_temu.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
(для среднего дошкольного возраста)
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Цель проекта:
Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни
Задачи проекта:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Участники проекта.
Дети средней группы, воспитатели, логопед, родители.
Тип проекта:
- Творческий
- Среднесрочный (срок реализации – с 01.04 по 17.05)
- Групповой.
Виды детской деятельности:
Познавательная, продуктивная, творческая, исследовательская деятельность в рамках темы проекта.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое, учебно-методическое: материал для художественной и творческой деятельности, музыкальный зал; технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.); наглядно-методические пособия; методическая литература, образцы изготовления атрибутов и декораций для инсценировок
Информационный ресурс: использование ИКТ; изучение методической литературы; участие в конкурсах, викторинах и выставках различного уровня.
Методы:
- беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Планируемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности:
- Уголок «В гостях у сказки»;
- Картотека мнемотаблиц «Русские сказки»;
- Фонотека «Русские сказки»
- Картотека презентаций по русским сказкам;
- Атрибуты, декорации к сказкам-инсценировкам;
- Рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
- Дипломы участников и победителей конкурсов;
-Папки-передвижки для родителей;
- Книжки-самоделки.
Презентация пректа :
- Инсценировка сказки «Репка»
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 01.04.2015 г. По 10.04.15г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала;
- создание фонотеки со сказками, сказок-презентаций;
- составление перспективного плана работы.
II. Этап – Исследовательский.
( с 10.04.15г. по 13.05.15г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами;
- выполнение проекта.
III. Этап – Заключительный
( с 13.05.15г. по 17.05.15)
- презентация проекта;
- театрализация сказки «Репка»;
- подведение итогов;
- обобщение результатов работы.
Перспективный план.
социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста», «Заюшкина избушка». |
познавательное развитие | Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Кубики и пазлы по разным сказкам. Загадки по сказкам, игры «Доскажи словечко», «Угадай сказку» |
речевое развитие | Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Работа с мнемотаблицами. Инсценировки сказок. Рассказывание сказок с использованием различных видов театров. Сочинение сказок детьми. |
художественно-эстетическое развитие | Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Колобок», «Репка»; Лепка – «Заюшкина избушка». Изготовление плоскостного театра на ковролин «Теремок». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Репка» Разучивание песен и танцев к мини-пьесе «Репка». |
| |
работа с родителями | Консультации «Сказки, которые мы читаем детям»; «Воспитание сказкой»; «Роль сказки в развитии речи детей»; «Сказка в жизни ребенка»; «Какие русские народные сказки читать детям?»; «Влияние русской народной сказки на развитие ребенка» Папки – передвижки «Как читать сказки детям?» «Сказка помогает говорить» Помощь в изготовлении костюмов для спектакля « Репка ». Участие в конкурсах рисунков и поделок «В гостях у сказки» Изготовление с детьми книжек-самоделок. |
Пути реализации проекта:
- Пополнение содержания книжного уголка русскими сказками .
- Оформление уголка «В гостях у сказки».
- Организация выставки рисунков, поделок по мотивам сказок.
- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
- Чтение русских сказок;
- Рисование детьми героев сказок.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Самостоятельное составление сказок.
- Рассказывание сказок собственного сочинения.
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Загадки о сказках, героях сказок.
- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
- Театрализация сказки: «Репка»
Содержание работы с родителями:
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Консультации, папки передвижки по теме проекта.
- Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
- Участие в конкурсе поделок «В гостях у сказки»
Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Литература
Губанова М.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей 2 – 5 лет. Москва. «ВАКО». 2007.
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. Творческий центр. Москва, 2009.
Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.
Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...