«Как рождается звук»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Попова Ирина Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektmoy_pro_zvuk.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгород

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область «Познание»

Старшая группа

Тема: «Как рождается звук»

Подготовила:

воспитатель МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»

Попова Ирина Владимировна

г. Белгород

2014

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цели деятельности педагога:

Создавать условия для исследовательской деятельности.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Продолжать развивать умение устанавливать сходство и различия предметов.

Способствовать развитию восприятия, умения выделять разнообразные свойства и отношение предметов, включая органы чувств.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты.

В процессе исследовательской деятельности уточнять и расширять знания детей о звуках, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый - мягкий).

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Продолжать совершенствовать основные правила в групповых играх, воспитывать творческую самостоятельность, формировать дружелюбие и дисциплинированность.

Способствовать развитию мелкой моторики, точности движения, фантазии, стремлению творчески подходить к решению задач, мышлению, памяти.

Материалы и оборудование: бейджики с именами детей, алфавит или магнитная азбука, музыкальные инструменты, стаканы стеклянные и чайные ложечки по количеству детей, карточки с символическим изображением методов исследования, карандаши.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок осваивает новые умения в процессе наблюдений, рассуждений, склонен  экспериментировать. Способен договариваться, учитывать интересы других. Анализирует предложенное задание, выделяет и формулирует познавательную цель, выполняет задание в соответствии с поставленной целью; умеет сотрудничать, выполнять различные роли в группе, проявляет любознательный и устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Словарная работа: исследование, фонема, звук, буква.

Методы и формы работы:

  • исследование,
  • информационно-коммуникативный метод,
  • эксперимент,
  • наблюдение,
  • рассуждение,
  • анализ, синтез,
  • деловая игра.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Игры:

«Музыкальные стаканчики».

Деловая игра «Специальный корреспондент».

«Детский оркестр».

Проведение исследования:

 Дети сидят полукругом на ковре.

Воспитатель: Мои юные друзья! А хотите ли вы стать сегодня исследователями? (Ответ детей)

  • Тогда  нам предстоит сейчас сделать немало удивительных открытий. Готовы ли вы немедленно приступить к ним? (Ответы детей).
  •  Я предлагаю исследовать  вселенную  звуков. Вы  согласны? (Ответ детей).

 Воспитатель: Существует много методов  исследования. В ходе нашего исследования, вы сможете ответить на вопрос,  как рождается звук?

 - Итак, мои маленькие исследователи, что мы можем сделать и какими способами мы можем узнать что - то новое о звуках?

Дети:

-Подумать самостоятельно

-Посмотреть в книгах

-Спросить у другого человека

-Понаблюдать

-Провести эксперимент

-Связаться со специалистами

-Получить информацию компьютера.

-Посмотреть по телевизору.

 Этапы исследовательской работы:

  • Итак, давайте подумаем, что же такое вселенная звуков? Оглянитесь вокруг и прислушайтесь: (включить запись). Удивительный мир звуков окружает нас. Проснувшись утром, что мы слышим? (тиканье часов, плеск воды в ванной, шум закипающего чайника в кухне).
  • Выходя из дома, мы слышим звуки улицы: щебетанье птиц, шум деревьев, шуршание шин по асфальту, стук каблучков, разговоры прохожих.
  • Ребята, какие звуки вы услышали сейчас?

-Почти все звуки в природе называются шумом — шум  прибоя, шум леса, дождя, воды. Людям нравится их слушать, так как такие шумы нас успокаивают или радуют, навевают приятные воспоминания.

-Однако в природе существуют и другие малоприятные звуки - шипение, треск, гром нас пугают, гудение, стук, грохот - раздражают. Слыша такой шум, у нас портится настроение, болит голова.

  • Ребята, какие звуки называют шумом? (если они звучат беспорядочно,

нестройно, являются не ритмическими и немелодичными).

-Это целая Вселенная звуков. Мы живём в ней, порой, не придавая этому значения, не вслушиваясь в шум улицы и звуки человеческой речи.

  • Так давайте  попробуем ответить, что же такое звук?

-Но для начала мы с вами поиграем в игру «Что я делаю?». Для этого вы закроете глаза, и будете угадывать, что я делаю. (В это время воспитатель хлопает в ладоши, шуршит бумагой, дует в дудочку, и каждый раз спрашивает: «Что я делаю?») Ответы детей.

  • А как же вы узнали, что я делаю, ведь ваши глаза были закрыты? (Ответы детей: «Я слушал. У меня есть уши, они слышали и так далее»)
  • Правильно ,  звуки это то, что мы слышим.
  • А сейчас давайте с вами объединим наши звуки. Первая группа детей будут издавать шумовые звуки (ложки, трещотки), вторая группа детей музыкальные. И мы послушаем,  какой замечательный звук получился у нашего маленького оркестра.
  •  Интересно, как получается звук?

-Давайте попробуем разобраться в том, что такое звуки. Приходилось ли вам бросать в воду камешки? (При падении камешка на поверхности воды образуются круглые волны. Круги увеличиваются, волны быстро расходятся в разные стороны и незаметно исчезают. Сейчас мы с вами понаблюдаем это явление, и вы легко сможете представить себе звуковые волны.)

-Звуки - это такие же волны, только воздушные, и поэтому невидимые; это колебания воздуха, которые человек воспринимает слухом. Для улавливания звуковых волн у человека имеются специальные приспособления — уши.

Физкультминутка

Эксперимент

  •  Давайте проведём эксперимент, и убедимся сами, как образуются звуки.

Поставим на стол стаканчик и ударим по нему чайной ложечкой. Слышите? Чайная ложечка лишь коснулась стенки стакана, и он сразу отозвался звонко и коротко. Спросите, почему возникает этот звук? (оказывается, когда ложечка ударяется по стеклу, оно вздрагивает и начинает дрожать, колеблется воздух вокруг стакана). Таким образом, появляются воздушные звуковые волны (такие же, как круги на воде). Стоит лишь возникнуть колебаниям, и мы тут же услышим звук (ударить ещё раз ложечкой по стеклу стакана -дзинь). Дрожание стекла абсолютно незаметно для глаз, не правда ли? И колебание воздуха вокруг стакана такое же мелкое и частое. Поэтому мы слышим звук «тоненький, высокий и короткий» (дзинь, дзинь, дзинь).

От чего же зависят звуки.

  • Итак, продолжим с вами эксперимент. Нальём в стакан воду и снова ударим по ней ложечкой. Прислушайтесь, как изменился звук (он стал не такой звонкий и короткий).

-А чтобы ответить на вопрос, почему так происходит, будем продолжать эксперимент. Возьмём чайные ложечки, постучите по разным предметам и послушайте, как они звучат.

-Дети отмечают, что у всех предметов голоса разные, так как свойства и характер звука зависит от многих причин. На звук влияет и величина, и форма, и материал из которого он сделан.

-Следовательно, характер звука зависит от частоты колебания воздушной волны. Чем чаще колебания, тем звук выше, «тоньше», чем реже колебания, тем звук ниже.

  • Чем сильнее звуковая волна, тем громче получается звук, чем слабее волна - тем он тише (пример с гитарой, колоколом).

-Как и круги на воде, звуковые волны расходятся в стороны и постепенно затихают, исчезают. На расстоянии мы их почти не слышим.

Игра «Музыкальные стаканчики».

Несколько стеклянных стаканчиков с разным количеством воды в них, один пустой и карандаш.

  • А сейчас мы с вами вернемся к нашему оркестру. Постучим аккуратно карандашом по стаканчикам. Обратите внимание на разницу в звучании. Можно сыграть на стаканчиках знакомую мелодию.
  • Речь и язык в истории человечества сформировались постепенно и далеко не сразу. Первобытные люди с помощью своего голоса научились подавать друг другу определённые звуковые сигналы. Вы, наверное, наблюдали за домашними животными, птицами и вспомните, как они общаются друг с другом или с нами. Какие звуки издаёт кошка, когда просит поесть?
  •  Мяукает, когда зовёт нас или просит что-нибудь вкусненькое; мурлычет, когда ей что-то нравится; фыркает или шипит, когда что-то не нравится.

Вывод: животные не умеют произносить членораздельные звуки, поэтому в случае необходимости они подают нам или друг другу определённые звуковые сигналы. Таким образом, они передают свои чувства, ощущения или желания (радость угрозу, ласку, боль, просьбу или требование и др.)

  • Предлагаю сейчас нам с вами произнести известные звуки: гласные и согласные, и ответить на вопрос, а что нам помогает в произнесении звуков?
  • Итак, какие гласные звуки вы знаете? А согласные? Как их различают?

Итог: 

-Благодаря работе специальных органов, которые можно назвать органами речи, со временем люди научились произносить членораздельные звуки. Затем стали объединять их в разные комбинации, из которых позднее сконструировали слоги и слова.

  • Ребята, как бы печально не было, но наше исследование подошло к концу. Давайте, подведём итог нашего исследования. Что нового вы сегодня узнали?
  • Я сегодня узнал…
  • Что вам понравилось в ходе нашего  исследования?
  • Мне понравилось…
  • Что было непонятно?
  • Что вам  запомнилось, что вы сможете рассказать своей маме, друзьям?

-А мне хочется узнать ваше мнение о нашем исследовании. Если вам всё было интересно, понятно - то возьмите желтого смайлика, если вам было не очень интересно, скучно - то возьмите синего смайлика.

  • Мне тоже было приятно с вами общаться, играть, и я надеюсь мы с вами ещё встретимся. Спасибо большое вам, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как рождаются таланты

статья о взаимодействии родителей и педагога с целью существенного влияния на развития ребёнка в раннем возрасте...

как рождаются таланты?

материало том ,какое влияние на развитие детей оказывает взаимодействие педагога с родителямиКак рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься ...

Музыкальное занятие "Звуки музыка рождает, все болезни побеждает"

Музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы. Формировать представления детей о благотворном влиянии музыки на настроение человека, на его физическое состояние. знакомиить с произведе...

Конспект оздоровительного занятия на тему "Звуки музыку рождают, все болезни побеждают!"

Здоровье - это не только физическое благополучие, но и чувство психологического комфорта. Почувствовать себя хорошо, поднять себе настроение дети могут при помощи мира приятных звуков: пения и прослуш...

« Звуки музыку рождают, все болезни побеждают»

тематическое занятия для детей старшей группы....

Детский исследовательский проект "Как рождается звук"

В данной статье описан процесс исследовательского проекта, его задачи и цели....