Из опыта работы по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений.
материал (младшая группа) на тему
Развитие мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_motorika.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыты работы по развитию мелкой моторики
с детьми раннего возраста .
В системе психопрофилактических мер существенное значение имеет своевременное консультирование родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервно-психическом и, в частности, речевом развитии ребенка.
Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического развития ребенка.
Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:
• характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
• неприятие со стороны матери (отца);
• неполная семья;
• конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
• воспитание в двух домах;
• резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
• неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).
Именно в младшем возрасте главным образцом для подражания является речь взрослых, которые окружают ребёнка). Мы все знаем, что в воспитании и развитии ребёнка главную роль играют родители, а мы являемся вашими первыми помощниками. Вот несколько простых советов, соблюдение которых даст положительный результат в развитии речи вашего ребёнка.
Советы для родителей:
• Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей, поэтому ребёнок должен слышать только правильную речь в своем окружении;
• Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не поощряйте неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова-заменители типа «ням-ням»(кушать, «Мяу» (кошка).
«бибика»(машина, «киса» (кошка) и др. говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
• Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не перебивайте, говорите и отвечайте чётко, неторопливо, понятно для ребёнка;
• Следите за состоянием и развитием зубочелюстной системы (вовремя обращайтесь к стоматологу, лечите зубы)
• Оберегайте слух ребёнка от сильных слуховых воздействий (нельзя громко включать телевизор, музыку) ;
• Приучайте дышать через нос;
• Нельзя ругать ребёнка за плохую речь, требовать, чтобы он верно повторил трудные для него слова. Это приводит к тому, что ребёнок отказывается говорить, замыкается в себе. Лучше просто несколько раз повторите слово правильно, чтобы ребёнок услышал правильный образец.
• Больше читайте с ребёнком детских книг
*чтение сказок и стихов
*Все объяснять, рассказывать, отвечать на ВСЕ вопросы. Говорить как можно чище при ребенке. Не использовать неопределенные конструкции типа "ну вон там, эту штуку возьми". У этой штуки всегда есть название, и я его проговариваю. Стараться, чтобы объяснения были всегда предельно ясны.
* Играть в словесные игры. Например, вы спрашиваете, что жарят, что тушат, что варят, а что пекут. А малыш придумывает и отвечает. Или играем в игры на поиск противоположностей (антонимов). Говорим "холодный", а ребенок "горячий", вы ему - "сильный", а он вам - "слабый". Попутно придумываем, что может быть горячим, холодным, сильным и слабым.
Дыхательные упражнения и игры:
1.Задувание свечи.
2. Свистки и дудочки.
3.Разноцветные перья.
4. «Шторм в стакане» «кораблик» (игры с водой)
5. «Сдуй с ладошки снежок» (родители пробуют повторить)
Дыхание можно развивать не только специальными упражнениями, но и общедоступными игрушками, которыми дети могут играть ежедневно. Это и мыльные пузыри, разнообразные надувные игрушки и воздушные шарики, дудочки, свистки, трубочки для стрельбы бумажными шариками, гудки, игрушки-вертушки.
Следующее направление о котором я хочу рассказать - это развитие мелкой моторики.
Она оказывает колоссальное влияние на развитие речи. От того насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в раннем возрасте зависит его дальнейшее развитие как интеллектуальное так и речевое, т. к. мелкая моторика тесно взаимосвязана с развитием речи, мышления, воображения и других психических процессов. Чем больше ребёнок работает своими пальчиками, тем активнее формируется его речь. Чтобы малышу не было скучно выполнять упражнения их можно разнообразить интересными и забавными играми.
Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр.
Моторика: все идеи в кучу.
В сотый раз не буду рассказывать о пользе развития мелкой моторики и тактильных ощущений, а просто покажу, что я нашла. В общем-то, ничего нового, но вдруг кому-то будет интересно.
1.Бизиборт.
2.С помощью сита достаем плавающие предметы и игрушки из воды.
3.Старый флакон от туши с детскими резиночками.(резиночки одеваем на флакончик из-под туши для ресниц).
4.Прошивание деревянной иголкой со шнурком разных пуговиц и дощечек . Выяснилось, что всем известную книжку "Очень голодная гусеница" тоже можно прошить этой иглой. Хотя тыкать пальцем тоже весело.
5. На старых косметических флакончиках удобнее всего учиться откручивать и закручивать крышки. Флакончики и баночки небольшие, удобно лежат в детской ручке, а количество оборотов крышки минимально. Кошелек служит нам обучающим материалом для растегивания молний. И если положить внутрь что-нибудь очень нужное, то открыть его получается очень быстро.
6. Сенсорные коробки- по сути, это некая емкость с особым наполнением Сенсорные коробочки стимулируют познавательный процесс, способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия окружающей среды, воображения, а также оказывают релаксирующее действие. Наполнять коробочку можно чем угодно. Чаще всего это крупы, макаронные изделия, песок, вода, лед, листья, различные шарики, пуговицы, игрушечки, украшения, ткани, мех, вата, пена для бритья и многое другое. Наполнение коробочки обычно меняется с возрастом и периодом развития малыша.
7. Сыпучести: фасоль,горох,орехи,рис. Добавляем в игру аксессуары: воронку, лопаточки, щипцы кухонные, Поиск предметов в фасоли.
8.Опускаем камушки в банку через узкую прорезь и в пластиковые бутылки.
9.Игры с помпонами:
Складываем в баночку.
Раскладываем щипцами по домикам.
Делаем мороженое.
Раскладываем на коврике-рисунке.
10. Игры с массажными мячиками:
Массаж «Ёжиком»
Складываем в баночку
11. Игры с прищепками:
На карточки по цвету
Делаем солнышко, тучку…
Вешаем бельё
12.Пальчиковые шаги.
13. Игры с пластелином:
Пластелиновый снежок
Лепка
14. Камушки.
15. Палочки.
16.Тактильные карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.
Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....
МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж
учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...
Предоставление опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Предоставление опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. ...
Использование дидактических пособий в работе по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста
Дидактическая игра "Дружная семейка" на развитие мелкой моторики рук....
Комплексное воздействие по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью в образовательном пространстве, на продуктивном занятии (из опыта работы) - 2020 -2021 учебный год.
Развитие мелкой моторики у детей в образовательном пространстве дошкольной группы компенсирующей направленности....
«Ребенок раннего возраста в детском саду» Профилактика речевых нарушений у детей от 1,5 до 3 лет»
Семинар для молодых педагогов«Ребенок раннего возраста в детском саду» Профилактика речевых нарушений у детей от 1,5 до 3 лет» Цель: - оказание помощи в организации и прове...