«Ребенок раннего возраста в детском саду» Профилактика речевых нарушений у детей от 1,5 до 3 лет»
методическая разработка (младшая группа)
Семинар для молодых педагогов
«Ребенок раннего возраста в детском саду»
Профилактика речевых нарушений у детей от 1,5 до 3 лет»
Цель: - оказание помощи в организации и проведении занятий с детьми раннего возраста по развитию речи ребенка через игру.
Задачи:
- предоставление практического и дидактического материала по данной теме;
-вовлечение родителей в проблему развития речи детей раннего возраста через игровую деятельность.
-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мы вам представим игры по развитию речи.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. В последние годы возросло количество детей с речевыми проблемами, когда дети имеют грубое речевое недоразвитие, т.е. «безречевые дети». Среди детей, страдающих речевыми проблемами, значительную часть составляют младшие дошкольники.
Детство – период познания окружающего мира, развития психических процессов, памяти, внимания, развитие речи и многого другого. И здесь без специалистов, воспитателей и родителей не обойтись. Каждая категория образовательного процесса должна заложить основы правильной речи у ребенка. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Важно знать как помочь ребёнку, а особенно в раннем возрасте, когда речь находится на стадии формирования. Важнейшая задача на данном этапе стоит перед родителями. Главное, что нужно- это играть с ребёнком. В игре нет схем и правильных образов, значит, ничто не сковывает ребёнка. Нужно не поучать и учить ребенка, а обучать по средствам игры, быть с ребёнком дружелюбным, уважительным к нему, проявлять терпение, поощрять. Для этого можно использовать любое время: находитесь ли родители дома с ребенком, идут ли в магазин, стоят в очереди, находятся на даче, готовят ребенка ко сну, едут в автобусе…. А специалисты и воспитатели в свою очередь также развивают. Корректируют речевое развитие детей в детском саду. Помогают им социализироваться к условиям окружающей его среды. А, чтобы было более понятно, легко запомнились основные моменты, возьмём за основу 6 направлений, определяющих развитие речи ребенка.
1 направление
Упражнения на развитие речевого дыхания:
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
а) «Воздушное перышко»: положить перышко на ладонь, сделать вдох, набрать воздух в грудную клетку и сдуть перышко с ладони, направленной воздушной струёй.
В упражнение нужно включить игровой момент, для привлечения внимания и заинтересованности ребенка.
Например: Давай мы с тобой отправим перышко полетать, оно любит летать и ему нужно помочь. Смотри, как я делаю (показать, объяснить условия выполнения упражнения). Сначала вдохни, затем выдыхай и направляй струю воздуха на пёрышко. Сильней дуй, чтобы перышко взлетело. Молодец! Перышко полетело, его мечта сбылась. (повторить несколько раз).
б) «Шторм в стакане»: в стакан с водой опустить соломинку для коктейля, сделать вдох, а затем выдох через трубочку.
В упражнение также включаем игровой момент.
Например: Мы с тобой поплыли на корабле в море и начался шторм. Сначала он был маленький и вода в море немного волновалась, а потом он усилился, волны забурлили. Покажи начало шторма (ребенок вдыхает воздух, а затем выдыхает, направляя несильную струю воздуха в трубочку, а теперь покажи как волны забурлили (ребенок вдыхает и с силой выдыхает воздух в трубочку). Молодец! Мне понравился твой шторм. (повторить 2-3 раза).
Можно использовать и другие упражнения, например: «Надуваем шарики», «Гудок парохода», «Потушить свечки», «Помоги жучку взлететь», «Погреем ручки» и т. п. Главная задача: вырабатывать у ребёнка умение глубоко вдыхать (через нос или рот, и на выдохе создавать длинную воздушную струю; губы вытягивать трубочкой и не надувать щёк; всегда использовать игровой момент.
Если Ваш ребёнок ещё совсем маленький, Вы просто показываете ему свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что – то может и понимает, то вовлекаете его к воспроизведению (повторению за вами) каких- либо действий, звуков, фраз предложений…
Игры, направленные на развитие у детей общего подражания, можно проводить как индивидуально, так и в небольших подгруппах.
2 направление
Упражнения на развитие мелкой и общей моторики:
Специальные игры для подражания движениям рук и мелкой моторики особенно популярны в последнее время, потому что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Различные движения рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют речевого и умственного развития, развивают тактильные ощущения, воспитывают силу и точность движения пальцев.
Развитие мелкой моторики можно начинать с массажа ладошек, пальчиков и рук ребенка.
Проводим такие игры по-разному, используя различные сюжеты, возможные варианты действий с предметами, игрушками и материалами.
Для развития силы руки можно использовать разнообразные резиновые игрушки-пищалки, и также делаем «ямки», вдавливаем в пластичный слой различные мелкие игрушки, детали конструктора, мозаику, фасоль. Для развития соотносящих действий рук нельзя лучше ничего придумать как деревянные и пластмассовые пирамидки и сборно-разборные игрушки, варьируя уровень сложности. Все игры обязательно сопровождаются речью.
1. Игры с мячом. Мяч может быть прекрасным инструментом в коррекционной практике, поэтому придаем большое значение играм с мячом, потому что каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом помогают разнообразить виды деятельности детей, учат соотносить звукоподражание с движением, вырабатывать двигательную реакцию на слово, вызывать резкое и сильное движение руки в сочетании с громким и резким звуком(словом), активизируют непроизвольное внимание, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу.
2. Рисование пальчиками. Можно использовать гуашь, акварельные краски. Рисуем совместно с детьми на мокром песке, на манке, на доске мелом и карандашом на бумаге большого формата, формируя базовые движения на уровне плечевого, локтевого и лучезапястного суставов. Главная задача создать особую ситуацию речевого общения, используя самый простой сюжет, например, «Давай поиграем! Пришла к нам в гости… Кто пришел? Курочка. Нарисуем для нее зернышки… ), Ветер гудит – рисуем непрерывные круговые линии – У-У-У, дождик капает – черточки и на каждую черточку произносим: КАП-КАП-КАП и т.д.
3. Нанизывать бусины на проволоку (шнур, перебирать зёрнышки, лепить из глины или теста и т. п.).
4.Для развития соотносящих действий рук нельзя лучше ничего придумать как деревянные и пластмассовые пирамидки и сборно-разборные игрушки, варьируя уровень сложности. Все игры обязательно сопровождаются речью.
Главная задача в данном направлении: регулярно ребёнку нужно делать какие-либо движения руками, использовать разные предметы по форме, величине, состоянию, красочности, качеству и т. п.
3 направление
Упражнения на развитие артикуляционной моторики:
Важно с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику, это способствует укреплению мышц речевого аппарата. Использовать полезно даже самые простые упражнения, например: разные движения язычком, надувание и сдувание щёчек, улыбаться широко, хмуриться и т. п.
Гимнастика для язычка:
Можно использовать упражнения «Сказка про язычок»
-сделай усы; удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка;
- высунь язык, подержи его в положениях: сбоку, вверху, внизу;
- положи язык между губами, расслабь его.
Гимнастика для мягкого нёба.
- утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;
-позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте.
Используйте и другие упражнения.
Например: «Лошадка», «Чистим зубки», «Губочки-дудочки» и т. п. (логопед объясняет суть выполнения каждого упражнения) Главное: стремимся заинтересовать ребёнка, выполняйте упражнения на укреплением разных мышц речевого аппарата,.
Снова Вам напоминаем, что если Ваш ребёнок ещё совсем маленький, Вы просто показываете ему свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что –то может, понимает или уже разговаривает, то вовлекаете его к активному участию в игре, воспроизведению (повторению за вами) каких- либо движений, звуков, фраз, предложений…
4 направление
Развитие чувства ритма:
Развитое чувство ритма – это гармонизация всех движений, отсюда следует, что ребёнок меньше устаёт, он более вынослив, речь его более управляемая, выразительная, нет мышечных зажимов, хороший кровоток в мышцах, хорошее настроение… В развитии ритма очень эффективно помогают движения, энергично выполняемые под музыку в такт.
«Угадай,что звучит»:
Закройте глазки, не подглядывайте, прислушайтесь, вы услышите какие –то звуки (логопед звенит колокольчиком, затем гремит игрушкой –погремушкой, ударяет несколько раз в бубен). Какие предметы издают эти звуки? (Логопед показывает колокольчик. погремушку, бубен). Это что? Как называются? Если ребенок говорящий, он назовет, если у ребенка речь отсутствует, то перед ним выкладывается ряд дублированных предметов, которые будут издавать звуки. Ребенок показывает, что звучало. Правильно, это колокольчик. Как звенит колокольчик? Давай послушаем, возьми в руку колокольчик (показывает как, используя помощь педагога , потряси им ритмично, вот так ( показывает: дзынь-дзынь; дзынь-дзынь-дзынь; дзынь-дзынь; дзынь-дзынь-дзынь;, а теперь ритмично прозвени колокольчиком сам. Молодец! Хорошо у тебя звенит колокольчик.
Аналогично и поочередно проводится работа, прослушивается бубен и погремушка.
5 направление
Развитие понимания речи:
С детьми необходимо постоянно разговаривать; в общении использовать грамотную речь, слова произносить внятно, они должны быть понятны для ребенка, по возможности избегать двуязычия в семье, читать детям выразительно, с интонацией книжки вслух (сказки, стихи) и т. п., т. Все это ведёт к правильному формированию речи у ребёнка, а на ранних этапах развития ребёнка нужно просто вызвать правильную подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; формировать интерес к игрушкам, учить предметным действиям с их словесным обозначением; пониманию отдельных простых просьб и т. п.
а) «Покажи сам»: поместить перед ребенком игрушки (кубики, мяч, машинку, куклу).
Покажи, где мячик? (при необходимости оказать ребёнку помощь). Молодец, правильно. Вот какой красивый мячик, он круглый; подержи мячик, поводи ручкой по мячику (показать) вот так, мячик гладенький; давай подкинем мячик высоко вот так (показать, мячик скачет, кинь его на пол вот так (показать). Хороший у тебя мячик.
Данную работу можно провести с другими игрушками (куклой, кубиками, машинкой, используя помощь родителей.
б) «Угадай, кто как кричит»: поместить перед ребёнком серию картинок; попросить назвать какие звуки произносят изображенные животные и птицы Логопед: - Смотри, кто изображён на картинке. Ты знаешь? Правильно, курочка. А как курочка кричит-кудахчет? Ко-ко-ко. Правильно. Курочка цыпляткам кудахчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко, кто на улицу пойдет, потеряется и пропадёт».
Аналогичную работу провести с другими картинками (лошадь, поросёнок, корова, овечка) используя помощь родителей.
Используйте и другие виды занятий, например: рассказ ребенка по картинке ( использовать разную тематику: овощи, природа, одежда; животные, пересказ услышанной сказки или просмотренного мультфильма по телевизору (в кинотеатре, описание прошедшего отдыха (из воспоминаний); «Что изменилось?», «Кто лишний», «Кто в мешке» и т. д.
6 направление
Развитие слухового внимания и фонематического слуха:
Развитие слухового внимания и фонематического слуха - это основа правильной речи ребёнка.
а) Ребенку предлагается послушать шум за окном (из кухни, другой квартиры) некоторое время, а затем нужно предложить ему ответить на Ваши вопросы: -Что шумит (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеётся? (Девочка). А что ты услышал ещё? Расскажи.
б) «Определение звука в быту» : звонит телефон, звонок в дверь, шум воды, кто идёт, работает телевизор (радио, определение голосов членов семьи и т. д.
в) Повторение сочетаний звуков и слогов : а -о-у, и -о-у-э, б-п, к-г-г; на-ба-пи-му; ко-ва –бе-ра и т. п.
повторение слов: ра-ма, ка-ша, ок-но, мо-ло-ко, до-мик, си-то и т. д.
Используйте и другие варианты занятий, например: «Узнай по голосу», «Повтори за мной», «Принеси игрушку», «Поменяй предметы местами» и т. п.
Например, игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов:
«Вместе с мячиком вдвоем звуки гласные поем», «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук», «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Мяч поймай – слово называй».
Благодарим за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_molodyh_pedagogov.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для молодых педагогов
«Ребенок раннего возраста в детском саду»
Профилактика речевых нарушений у детей от 1,5 до 3 лет»
Цель: - оказание помощи в организации и проведении занятий с детьми раннего возраста по развитию речи ребенка через игру.
Задачи:
- предоставление практического и дидактического материала по данной теме;
-вовлечение родителей в проблему развития речи детей раннего возраста через игровую деятельность.
-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мы вам представим игры по развитию речи.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. В последние годы возросло количество детей с речевыми проблемами, когда дети имеют грубое речевое недоразвитие, т.е. «безречевые дети». Среди детей, страдающих речевыми проблемами, значительную часть составляют младшие дошкольники.
Детство – период познания окружающего мира, развития психических процессов, памяти, внимания, развитие речи и многого другого. И здесь без специалистов, воспитателей и родителей не обойтись. Каждая категория образовательного процесса должна заложить основы правильной речи у ребенка. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Важно знать как помочь ребёнку, а особенно в раннем возрасте, когда речь находится на стадии формирования. Важнейшая задача на данном этапе стоит перед родителями. Главное, что нужно- это играть с ребёнком. В игре нет схем и правильных образов, значит, ничто не сковывает ребёнка. Нужно не поучать и учить ребенка, а обучать по средствам игры, быть с ребёнком дружелюбным, уважительным к нему, проявлять терпение, поощрять. Для этого можно использовать любое время: находитесь ли родители дома с ребенком, идут ли в магазин, стоят в очереди, находятся на даче, готовят ребенка ко сну, едут в автобусе…. А специалисты и воспитатели в свою очередь также развивают. Корректируют речевое развитие детей в детском саду. Помогают им социализироваться к условиям окружающей его среды. А, чтобы было более понятно, легко запомнились основные моменты, возьмём за основу 6 направлений, определяющих развитие речи ребенка.
1 направление
Упражнения на развитие речевого дыхания:
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
а) «Воздушное перышко»: положить перышко на ладонь, сделать вдох, набрать воздух в грудную клетку и сдуть перышко с ладони, направленной воздушной струёй.
В упражнение нужно включить игровой момент, для привлечения внимания и заинтересованности ребенка.
Например: Давай мы с тобой отправим перышко полетать, оно любит летать и ему нужно помочь. Смотри, как я делаю (показать, объяснить условия выполнения упражнения). Сначала вдохни, затем выдыхай и направляй струю воздуха на пёрышко. Сильней дуй, чтобы перышко взлетело. Молодец! Перышко полетело, его мечта сбылась. (повторить несколько раз).
б) «Шторм в стакане»: в стакан с водой опустить соломинку для коктейля, сделать вдох, а затем выдох через трубочку.
В упражнение также включаем игровой момент.
Например: Мы с тобой поплыли на корабле в море и начался шторм. Сначала он был маленький и вода в море немного волновалась, а потом он усилился, волны забурлили. Покажи начало шторма (ребенок вдыхает воздух, а затем выдыхает, направляя несильную струю воздуха в трубочку, а теперь покажи как волны забурлили (ребенок вдыхает и с силой выдыхает воздух в трубочку). Молодец! Мне понравился твой шторм. (повторить 2-3 раза).
Можно использовать и другие упражнения, например: «Надуваем шарики», «Гудок парохода», «Потушить свечки», «Помоги жучку взлететь», «Погреем ручки» и т. п. Главная задача: вырабатывать у ребёнка умение глубоко вдыхать (через нос или рот, и на выдохе создавать длинную воздушную струю; губы вытягивать трубочкой и не надувать щёк; всегда использовать игровой момент.
Если Ваш ребёнок ещё совсем маленький, Вы просто показываете ему свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что – то может и понимает, то вовлекаете его к воспроизведению (повторению за вами) каких- либо действий, звуков, фраз предложений…
Игры, направленные на развитие у детей общего подражания, можно проводить как индивидуально, так и в небольших подгруппах.
2 направление
Упражнения на развитие мелкой и общей моторики:
Специальные игры для подражания движениям рук и мелкой моторики особенно популярны в последнее время, потому что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Различные движения рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют речевого и умственного развития, развивают тактильные ощущения, воспитывают силу и точность движения пальцев.
Развитие мелкой моторики можно начинать с массажа ладошек, пальчиков и рук ребенка.
Проводим такие игры по-разному, используя различные сюжеты, возможные варианты действий с предметами, игрушками и материалами.
Для развития силы руки можно использовать разнообразные резиновые игрушки-пищалки, и также делаем «ямки», вдавливаем в пластичный слой различные мелкие игрушки, детали конструктора, мозаику, фасоль. Для развития соотносящих действий рук нельзя лучше ничего придумать как деревянные и пластмассовые пирамидки и сборно-разборные игрушки, варьируя уровень сложности. Все игры обязательно сопровождаются речью.
1. Игры с мячом. Мяч может быть прекрасным инструментом в коррекционной практике, поэтому придаем большое значение играм с мячом, потому что каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом помогают разнообразить виды деятельности детей, учат соотносить звукоподражание с движением, вырабатывать двигательную реакцию на слово, вызывать резкое и сильное движение руки в сочетании с громким и резким звуком(словом), активизируют непроизвольное внимание, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу.
2. Рисование пальчиками. Можно использовать гуашь, акварельные краски. Рисуем совместно с детьми на мокром песке, на манке, на доске мелом и карандашом на бумаге большого формата, формируя базовые движения на уровне плечевого, локтевого и лучезапястного суставов. Главная задача создать особую ситуацию речевого общения, используя самый простой сюжет, например, «Давай поиграем! Пришла к нам в гости… Кто пришел? Курочка. Нарисуем для нее зернышки… ), Ветер гудит – рисуем непрерывные круговые линии – У-У-У, дождик капает – черточки и на каждую черточку произносим: КАП-КАП-КАП и т.д.
3. Нанизывать бусины на проволоку (шнур, перебирать зёрнышки, лепить из глины или теста и т. п.).
4.Для развития соотносящих действий рук нельзя лучше ничего придумать как деревянные и пластмассовые пирамидки и сборно-разборные игрушки, варьируя уровень сложности. Все игры обязательно сопровождаются речью.
Главная задача в данном направлении: регулярно ребёнку нужно делать какие-либо движения руками, использовать разные предметы по форме, величине, состоянию, красочности, качеству и т. п.
3 направление
Упражнения на развитие артикуляционной моторики:
Важно с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику, это способствует укреплению мышц речевого аппарата. Использовать полезно даже самые простые упражнения, например: разные движения язычком, надувание и сдувание щёчек, улыбаться широко, хмуриться и т. п.
Гимнастика для язычка:
Можно использовать упражнения «Сказка про язычок»
-сделай усы; удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка;
- высунь язык, подержи его в положениях: сбоку, вверху, внизу;
- положи язык между губами, расслабь его.
Гимнастика для мягкого нёба.
- утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;
-позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте.
Используйте и другие упражнения.
Например: «Лошадка», «Чистим зубки», «Губочки-дудочки» и т. п. (логопед объясняет суть выполнения каждого упражнения) Главное: стремимся заинтересовать ребёнка, выполняйте упражнения на укреплением разных мышц речевого аппарата,.
Снова Вам напоминаем, что если Ваш ребёнок ещё совсем маленький, Вы просто показываете ему свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что –то может, понимает или уже разговаривает, то вовлекаете его к активному участию в игре, воспроизведению (повторению за вами) каких- либо движений, звуков, фраз, предложений…
4 направление
Развитие чувства ритма:
Развитое чувство ритма – это гармонизация всех движений, отсюда следует, что ребёнок меньше устаёт, он более вынослив, речь его более управляемая, выразительная, нет мышечных зажимов, хороший кровоток в мышцах, хорошее настроение… В развитии ритма очень эффективно помогают движения, энергично выполняемые под музыку в такт.
«Угадай,что звучит»:
Закройте глазки, не подглядывайте, прислушайтесь, вы услышите какие –то звуки (логопед звенит колокольчиком, затем гремит игрушкой –погремушкой, ударяет несколько раз в бубен). Какие предметы издают эти звуки? (Логопед показывает колокольчик. погремушку, бубен). Это что? Как называются? Если ребенок говорящий, он назовет, если у ребенка речь отсутствует, то перед ним выкладывается ряд дублированных предметов, которые будут издавать звуки. Ребенок показывает, что звучало. Правильно, это колокольчик. Как звенит колокольчик? Давай послушаем, возьми в руку колокольчик (показывает как, используя помощь педагога , потряси им ритмично, вот так ( показывает: дзынь-дзынь; дзынь-дзынь-дзынь; дзынь-дзынь; дзынь-дзынь-дзынь;, а теперь ритмично прозвени колокольчиком сам. Молодец! Хорошо у тебя звенит колокольчик.
Аналогично и поочередно проводится работа, прослушивается бубен и погремушка.
5 направление
Развитие понимания речи:
С детьми необходимо постоянно разговаривать; в общении использовать грамотную речь, слова произносить внятно, они должны быть понятны для ребенка, по возможности избегать двуязычия в семье, читать детям выразительно, с интонацией книжки вслух (сказки, стихи) и т. п., т. Все это ведёт к правильному формированию речи у ребёнка, а на ранних этапах развития ребёнка нужно просто вызвать правильную подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; формировать интерес к игрушкам, учить предметным действиям с их словесным обозначением; пониманию отдельных простых просьб и т. п.
а) «Покажи сам»: поместить перед ребенком игрушки (кубики, мяч, машинку, куклу).
Покажи, где мячик? (при необходимости оказать ребёнку помощь). Молодец, правильно. Вот какой красивый мячик, он круглый; подержи мячик, поводи ручкой по мячику (показать) вот так, мячик гладенький; давай подкинем мячик высоко вот так (показать, мячик скачет, кинь его на пол вот так (показать). Хороший у тебя мячик.
Данную работу можно провести с другими игрушками (куклой, кубиками, машинкой, используя помощь родителей.
б) «Угадай, кто как кричит»: поместить перед ребёнком серию картинок; попросить назвать какие звуки произносят изображенные животные и птицы Логопед: - Смотри, кто изображён на картинке. Ты знаешь? Правильно, курочка. А как курочка кричит-кудахчет? Ко-ко-ко. Правильно. Курочка цыпляткам кудахчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко, кто на улицу пойдет, потеряется и пропадёт».
Аналогичную работу провести с другими картинками (лошадь, поросёнок, корова, овечка) используя помощь родителей.
Используйте и другие виды занятий, например: рассказ ребенка по картинке ( использовать разную тематику: овощи, природа, одежда; животные, пересказ услышанной сказки или просмотренного мультфильма по телевизору (в кинотеатре, описание прошедшего отдыха (из воспоминаний); «Что изменилось?», «Кто лишний», «Кто в мешке» и т. д.
6 направление
Развитие слухового внимания и фонематического слуха:
Развитие слухового внимания и фонематического слуха - это основа правильной речи ребёнка.
а) Ребенку предлагается послушать шум за окном (из кухни, другой квартиры) некоторое время, а затем нужно предложить ему ответить на Ваши вопросы: -Что шумит (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеётся? (Девочка). А что ты услышал ещё? Расскажи.
б) «Определение звука в быту» : звонит телефон, звонок в дверь, шум воды, кто идёт, работает телевизор (радио, определение голосов членов семьи и т. д.
в) Повторение сочетаний звуков и слогов : а -о-у, и -о-у-э, б-п, к-г-г; на-ба-пи-му; ко-ва –бе-ра и т. п.
повторение слов: ра-ма, ка-ша, ок-но, мо-ло-ко, до-мик, си-то и т. д.
Используйте и другие варианты занятий, например: «Узнай по голосу», «Повтори за мной», «Принеси игрушку», «Поменяй предметы местами» и т. п.
Например, игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов:
«Вместе с мячиком вдвоем звуки гласные поем», «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук», «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Мяч поймай – слово называй».
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением.
Ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями зрения и слуха сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять ...
Рекомендации воспитателям по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду
Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной сред...
Консультация для родителей по теме "Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду"
Цели рекомендаций: повышение психолого-педагогических знаний у родителей будущих воспитанников детского сада; развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и педагогов детского ...
Программа сопровождения семьи при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад "В детский сад с радостью"
Проблема адаптации детей раннего возраста в детском саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно мног...
Двуязычный ребенок раннего возраста в детском саду. Приообщение двуязычного ребенка к занятиям в детском саду
Выступление на педагогическом совете...
Характеристика на ребенка раннего возраста с грубой задержкой психо-речевого и моторного развития.
Представленны образцы характеристик на детей младшего дошкольного возраста с грубой задержком психо-речевого и моторного развития....
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особе...