Предоставление опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предоставление опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
"ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В.А. Сухомлинский
Современный уровень научно-технического прогресса способствует
снижению уровня развития кистевой моторики рук у детей, мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка.
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Как говорил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
В системе итальянского педагога, врача и психолога Марии Монтессори разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребенка в каждый момент его развития. Известная во всем мире система становится популярной и в России. Все упражнения системы Монтессори имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать самому».
Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий. Главный принцип развития ребенка по методике Монтессори таков: «Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде». Система М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашей современной действительности. Использование этой системы способствует реализации требований ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» -это требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде. В ходе своей работы я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности, и в тоже время, решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Центр сенсорного развития -составлена картотека «Пальчиковые игры»; сделаны игры по сенсорному развитию с прищепками, «Массажные перчатки», упражнения на развитие мелкой моторики рук: игры-шнуровки, дидактические игры с пуговицами.
Книжный уголок -составлена картотека рисунков художников-иллюстраторов к сказкам, где использовалось штрихование.
Центр художественного творчества -пополнен предметами для нетрадиционной техники рисования (щетки для набрызгов, различные стеки и гребешки, поролон), сделана картотека штриховки-дорисовки.
Уголок экспериментирования -пополнен природным и бросовым материалом, различными видами круп.
Система работы по развитию мелкой моторики.
Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие -детские поделки, рисунки
2. Социально-коммуникативное развитие -общение детей во время игровой деятельности
3. Познавательное развитие -использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность
4. Речевое развитие -стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры
5. Физическое развитие -утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.
1. Массаж ладоней и пальчиков рук -это оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
2. Пальчиковая гимнастика: катание деревянных шариков различного диаметра по столу, перекладывание пуговиц, фасолей, карандашей и др.предметов из одной руки в другую.
3. Пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением -дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого, тем самым развивается не только мелкая моторика рук, но и речь, концентрация внимания, многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
4. Сенсорные игры -развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, расширение знаний о качестве предмета.
5. Нанизывание пуговиц, крупных бусин на нитку -развивает у детей логику, усидчивость, тактильные ощущения, глазомер.
6. Игры с прищепками, шнуровка -развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
7. Игры с конструктором, мозаикой -способствуют интеллектуальному развитию детей, наглядно -образному мышлению, развитию памяти и мелкой моторики.
8. Работа с песком -развивает мелкую моторику пальчиков рук, воображение и творческие способности, улучшает память и пространственное мышление, внимание и усидчивость. Песок приятен на ощупь, а его текучие свойства позволяют расслабится и получать удовольствие от процесса
Совершенствование развития мелкой моторики через продуктивно -творческую деятельность:
1. В процессе рисования происходит совместное развитие руки и глаза, т. к. на всех этапах необходим зрительный контроль, происходит формирование первоначальных графических навыков, ребенок обучается правильно держать карандаш, складывания большой, средний и указательный палец в «щепотку».
Работа с бумагой -один из любимых видов деятельности детей. Уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. В процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность
Конструирование -создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.
Лепка -главное ее преимущество то, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Ребенок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обеих полушарий головного мозга.
Изготовление поделок из природного материала процесс очень трудоемкий и кропотливый, т. к. природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса маскулатуры рук. Кроме этого развивается фантазия, воображение, образное мышление (см.приложение).
Учатся ориентировке на листе, закрепляя понятия: «слева», «справа», «вверх», «вниз», середина листа.
В старшей и подготовительной группе используются графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Особое место занимают такие задания как штриховка, обведи рисунок по контуру, по точкам с использованием карандашей, что помогает развивать глазомер, усидчивость. Ребенок учится проводить линии в различных направлениях, не отрывая руки и не выходя за пределы контура. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка.
Графические диктанты развивают у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, умение ориентироваться в тетради, знакомиться с разными способами изображения предметов (см.приложение).
По теме «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» мною были разработаны: конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей, которые публиковались в сетевых педагогических изданиях (см.приложение).
Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями -одно из важнейших направлений. Основная задача на начальном этапе -формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. В начале года на родительском собрании проведена беседа с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» и предложено проведение работы в трех направлениях:
- специальные игры -упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Проведено анкетирование родителей на тему «как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» и подготовлена консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка».
Чтобы заинтересовать мам и пап, мною подготовлены наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые гимнастики».
Для родителей эта тема оказалось очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. В группе регулярно проводятся выставки детских работ (см.приложение).
Умелыми пальцы, сформированные мышление и речь становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки и занятия продуктивной деятельностью должны проводиться систематически. Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу для развития умственной и речевой деятельности. А комплексный подход будет способствовать развитию психических процессов детей, в том числе мышления и речи.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
В перспективе планируется дальше продолжать работу по развитию мелкой моторики рук:
1. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду играми и дидактическим материалом;
2. Продолжать активную работу с родителями;
3. Изучать литературу и пособия по данной теме;
4. Искать новые методические приемы, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Предоставление опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
"ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В.А. Сухомлинский
Современный уровень научно-технического прогресса способствует
снижению уровня развития кистевой моторики рук у детей, мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка.
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Как говорил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
В системе итальянского педагога, врача и психолога Марии Монтессори разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребенка в каждый момент его развития. Известная во всем мире система становится популярной и в России. Все упражнения системы Монтессори имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать самому».
Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий. Главный принцип развития ребенка по методике Монтессори таков: «Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде». Система М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашей современной действительности. Использование этой системы способствует реализации требований ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» -это требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде. В ходе своей работы я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности, и в тоже время, решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Центр сенсорного развития -составлена картотека «Пальчиковые игры»; сделаны игры по сенсорному развитию с прищепками, «Массажные перчатки», упражнения на развитие мелкой моторики рук: игры-шнуровки, дидактические игры с пуговицами.
Книжный уголок -составлена картотека рисунков художников-иллюстраторов к сказкам, где использовалось штрихование.
Центр художественного творчества -пополнен предметами для нетрадиционной техники рисования (щетки для набрызгов, различные стеки и гребешки, поролон), сделана картотека штриховки-дорисовки.
Уголок экспериментирования -пополнен природным и бросовым материалом, различными видами круп.
Система работы по развитию мелкой моторики.
Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие -детские поделки, рисунки
2. Социально-коммуникативное развитие -общение детей во время игровой деятельности
3. Познавательное развитие -использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность
4. Речевое развитие -стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры
5. Физическое развитие -утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.
1. Массаж ладоней и пальчиков рук -это оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
2. Пальчиковая гимнастика: катание деревянных шариков различного диаметра по столу, перекладывание пуговиц, фасолей, карандашей и др.предметов из одной руки в другую.
3. Пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением -дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого, тем самым развивается не только мелкая моторика рук, но и речь, концентрация внимания, многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
4. Сенсорные игры -развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, расширение знаний о качестве предмета.
5. Нанизывание пуговиц, крупных бусин на нитку -развивает у детей логику, усидчивость, тактильные ощущения, глазомер.
6. Игры с прищепками, шнуровка -развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
7. Игры с конструктором, мозаикой -способствуют интеллектуальному развитию детей, наглядно -образному мышлению, развитию памяти и мелкой моторики.
8. Работа с песком -развивает мелкую моторику пальчиков рук, воображение и творческие способности, улучшает память и пространственное мышление, внимание и усидчивость. Песок приятен на ощупь, а его текучие свойства позволяют расслабится и получать удовольствие от процесса
Совершенствование развития мелкой моторики через продуктивно -творческую деятельность:
1. В процессе рисования происходит совместное развитие руки и глаза, т. к. на всех этапах необходим зрительный контроль, происходит формирование первоначальных графических навыков, ребенок обучается правильно держать карандаш, складывания большой, средний и указательный палец в «щепотку».
Работа с бумагой -один из любимых видов деятельности детей. Уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. В процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность
Конструирование -создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.
Лепка -главное ее преимущество то, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Ребенок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обеих полушарий головного мозга.
Изготовление поделок из природного материала процесс очень трудоемкий и кропотливый, т. к. природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса маскулатуры рук. Кроме этого развивается фантазия, воображение, образное мышление (см.приложение).
Учатся ориентировке на листе, закрепляя понятия: «слева», «справа», «вверх», «вниз», середина листа.
В старшей и подготовительной группе используются графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Особое место занимают такие задания как штриховка, обведи рисунок по контуру, по точкам с использованием карандашей, что помогает развивать глазомер, усидчивость. Ребенок учится проводить линии в различных направлениях, не отрывая руки и не выходя за пределы контура. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка.
Графические диктанты развивают у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, умение ориентироваться в тетради, знакомиться с разными способами изображения предметов (см.приложение).
По теме «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» мною были разработаны: конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей, которые публиковались в сетевых педагогических изданиях (см.приложение).
Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями -одно из важнейших направлений. Основная задача на начальном этапе -формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. В начале года на родительском собрании проведена беседа с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» и предложено проведение работы в трех направлениях:
- специальные игры -упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Проведено анкетирование родителей на тему «как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» и подготовлена консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка».
Чтобы заинтересовать мам и пап, мною подготовлены наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые гимнастики».
Для родителей эта тема оказалось очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. В группе регулярно проводятся выставки детских работ (см.приложение).
Умелыми пальцы, сформированные мышление и речь становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки и занятия продуктивной деятельностью должны проводиться систематически. Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу для развития умственной и речевой деятельности. А комплексный подход будет способствовать развитию психических процессов детей, в том числе мышления и речи.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
В перспективе планируется дальше продолжать работу по развитию мелкой моторики рук:
1. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду играми и дидактическим материалом;
2. Продолжать активную работу с родителями;
3. Изучать литературу и пособия по данной теме;
4. Искать новые методические приемы, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму
При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...
МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж
учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...
Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»
Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Методические рекомендации....
"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....