Конспект непосредственно образовательной деяетльности. Тема: «Осеннее путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Осеннее путешествие» |
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
- активизировать словарь детей по теме занятия;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое»
Оборудование:
- Планшетный компьютер с письмом и заданиями от Осени;
- листочки из картона для дорожки;
- 2 набора картинок с изображением деревьев и листочков;
- аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
- презентация на тему «Осень»
- Мнемосхемы с осенними признаками на кленовых листочках.
Предварительная работа:
1. Беседы о животных, об их поведении в зимний период;
2. Чтение художественной литературы В. Бианки;
3. Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц.
Содержание ОД
1Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.
Хотите узнать, от кого оно?
Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
- Да, ребята, это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо: Здравствуйте, мои друзья!
Знайте, Осень – это я.
И вас всех, мои друзья,
Приглашаю в гости я!
Приглашаю вас в осенний лес, где ожидает множество чудес.
Воспитатель: Заинтриговала нас осень. Вы готовы отправиться в осенний лес и познакомиться с осенью поближе и разгадать её загадки? Тогда в путь.
2. Основная часть
СЛАЙД 1
Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
(Дети идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу. )
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
- Ой, посмотрите дети, лес нас встречает лес осенней полянкой
СЛАЙД 2
Как хорошо в лесу!
- А давайте сейчас присядем и послушаем лес. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
Воспитатель (во время прослушивания аудиозаписи) как дышится в осеннем лесу….. …
-Открываем глаза.
Ребята, кто что услышал? ( Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.)
А расскажите о запах осеннего леса.( Опавшей листвой, грибами..
Воспитатель. Дети, посмотрите, сколько опавшей листвы на полянке. Давайте соберем красивый осенний букет. Дети собирают разбросанные на полу листочки. Воспитатель читает стихотворение:
Раз, два, три четыре , пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
В садик осенний букет отнесем.
Как называется явление природы, когда опадают листья с деревьев:
Дети, а листочки-то не простые, на каждом листочке осень оставила свой след.
Посмотрите что изображено на этом листочке? Чтобы это могло обозначать?
1 символ «Листья»
СЛАЙД 3
Верно, осенью начинается листопад. А вы знаете, почему деревья сбрасывают листья на зиму? А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
Давайте поиграем с листочками в игру «С какого дерева листочки»
Дети делятся на две команды (мальчики и девочки) расходятся к двум столам и раскладывают листочки на соответствующее дерево. По окончанию, Команды проверяют результат и играют в игру «Какой листок»
Воспитатель: возвращаемся на полянку.
Давайте посмотрим на другой листик и разгадаем ещё один секрет осени.
2 символ «круг больше половины черный, остальное белое»
Правильно, это следующий признак осени: день стал короче, а ночь наоборот – длиннее..
СЛАЙД 4
Давайте поиграем в игру: «Скажи наоборот»
Летом тепло, а осенью ……. холодно, прохладно
В сентябре солнце светит ярко, в ноябре….. тускло
В начале осени небо светлое, а в конце осени небо….. темное
До дождя чисто, сухо – а после дождя….. грязно, сыро
Летом вечером светло, а осенью….. темно
Перелетные птицы весной прилетели, а осенью ….улетели
осенью природа засыпает, а весной ….просыпается
Летом больше ясных дней, а осенью больше….пасмурных
СЛАД 5 символ «животные» - дикие животные готовятся к зиме
Давайте вспомним как звери готовятся к зиме
Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три зимних месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.
- Где спрячется ежик? В норе.
- Где будет спать медведь? В берлоге.
Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.
- Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка. Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой. Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой. -Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
СЛАД 6 символ «солнце с тучками» - солнце светит не так ярко как летом и греет меньше. Больше пасмурных дней
Давайте погреемся и выполним логоритмическое упражнение В осеннем лесу (уже известное)
Заходи в осенний лес! (Дети выполняют ходьбу на месте).
Много здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).
Вот берёзки золотые стоят, (Поднимают руки вверх и покачиваются).
Под берёзками грибочки (Приседают и обхватывают колени руками -Грибок).
В корзинку прыгнуть хотят. Выпрыгивают
Раз грибок, два грибок 2 хлопка
полезай-ка в кузовок (руками показать кузовок- кольцо руками).
- (символ «птицы»)- перелетные птицы покидают родные места
Все ли птицы улетают осенью в теплые края? Верно, улетают только перелетные птицы. А зачем птицам улетать осенью? Давайте поможем собраться перелетным птицам в стаи.
СЛАЙД 7
Игра на мультимедийном экране, с обсуждением способов отлета.
СЛАЙД 8 Пора возвращаться домой, и с собой мы возьмем наш необычный букет.
Воспитатель Вот мы в детском саду. Ой, ребята, посмотрите, осень оставила нам в подарок эту красивую картину с осенним пейзажем. Давайте дополним ее осенними признаками и составим рассказ об осени.
Совместная работа воспитателя и детей по изготовлению мнемокартины. Воспитатель предлагает детям добавить свои схемы с обозначением признаков осени.
2-3 рассказа детей с использованием мнемосхемы
Примерный рассказ детей.
Осенью солнце греет слабо. Становиться прохладно. Часто небо затянуто тучами.
Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Часто идет (моросящий) дождь., дует холодный ветер
Листья желтеют, краснеют и опадают.
Деревья и кустарники стоят голые.
Осенью перелётные птицы улетают на юг.
Насекомые прячутся под кору деревьев.
Животные делают запасы на зиму, меняют шубку, залегают в спячку.
Часто ночью бывают заморозки. В конце осени может выпасть первый снег.
3 часть. Заключение. Благодаря нашему осеннему путешествию у нас появилась такая необычная картина с подсказками об осени. Я предлагаю нам подарить ее детям младшей группы и рассказать им об осени. Согласны?
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.
Хотите узнать, от кого оно?
Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
- Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо: Здравствуйте, мои друзья!
Знайте, Осень – это я.
И вас всех, мои друзья,
Приглашаю в гости я!
Приглашаю вас в осенний лес, где ожидает множество чудес.
Воспитатель: Заинтриговала нас осень. Вы готовы отправиться в осенний лес и познакомиться с осенью поближе и разгадать её загадки? Тогда в путь.
СЛАЙД 1
Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
(Дети идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу. )
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
- Ой, посмотрите, дети, лес нас встречает осенней полянкой.
СЛАЙД 2
Как хорошо в лесу!
- А давайте сейчас присядем и послушаем лес. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
Воспитатель (во время прослушивания аудиозаписи) как дышится в осеннем лесу….. …
-Открываем глаза.
Ребята, кто что услышал? ( Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.)
А расскажите о запах осеннего леса.( Опавшей листвой, грибами..
Воспитатель. Дети, посмотрите, сколько опавшей листвы на полянке. Давайте соберем красивый осенний букет. Дети собирают разбросанные на полу листочки. Воспитатель читает стихотворение:
Раз, два, три четыре , пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
В садик осенний букет отнесем.
Как называется явление природы, когда опадают листья с деревьев. Верно, листопад
Дети, а листочки-то не простые, на каждом листочке осень оставила свой след.
Посмотрите что изображено на этом листочке? Чтобы это могло обозначать?
1 символ «Листья»
СЛАЙД 3
Верно, осенью начинается листопад. А вы знаете, почему деревья сбрасывают листья на зиму? А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
Давайте поиграем с листочками в игру «С какого дерева листочки»
Дети делятся на две команды (мальчики и девочки) расходятся к двум столам и раскладывают листочки на соответствующее дерево. По окончанию, Команды проверяют результат и играют в игру «Какой листок»
Воспитатель: возвращаемся на полянку.
Давайте посмотрим на другой листик и разгадаем ещё один секрет осени.
2 символ «круг больше половины черный, остальное белое»
Правильно, это следующий признак осени: день стал короче, а ночь наоборот – длиннее..
СЛАЙД 4
Давайте поиграем в игру: «Скажи наоборот»
Летом тепло, а осенью ……. холодно, прохладно
В сентябре солнце светит ярко, в ноябре….. тускло
В начале осени небо светлое, а в конце осени небо….. темное
До дождя чисто, сухо – а после дождя….. грязно, сыро
Летом вечером светло, а осенью….. темно
Перелетные птицы весной прилетели, а осенью ….улетели
осенью природа засыпает, а весной ….просыпается
Летом больше ясных дней, а осенью больше….пасмурных
СЛАД 5 символ «животные» - дикие животные готовятся к зиме
Давайте вспомним как звери готовятся к зиме
Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три зимних месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.
- Где спрячется ежик? В норе.
- Где будет спать медведь? В берлоге.
Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.
- Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка. Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой. Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой. -Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
СЛАД 6 символ «солнце с тучками» - солнце светит не так ярко как летом и греет меньше. Больше пасмурных дней
Давайте погреемся и выполним логоритмическое упражнение В осеннем лесу (уже известное)
Заходи в осенний лес! (Дети выполняют ходьбу на месте).
Много здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).
Вот берёзки золотые стоят, (Поднимают руки вверх и покачиваются).
Под берёзками грибочки (Приседают и обхватывают колени руками -Грибок).
В корзинку прыгнуть хотят. Выпрыгивают
Раз грибок, два грибок 2 хлопка
полезай-ка в кузовок (руками показать кузовок- кольцо руками).
- (символ «птицы»)- перелетные птицы покидают родные места
Все ли птицы улетают осенью в теплые края? Верно, улетают только перелетные птицы. А зачем птицам улетать осенью? Давайте поможем собраться перелетным птицам в стаи.
СЛАЙД 7
Игра на мультимедийном экране, с обсуждением способов отлета.
СЛАЙД 8 Пора возвращаться домой, и с собой мы возьмем наш необычный букет.
Воспитатель Вот мы в детском саду. Ой, ребята, посмотрите, осень оставила нам в подарок эту красивую картину с осенним пейзажем. Давайте дополним ее осенними признаками и составим рассказ об осени.
Совместная работа воспитателя и детей по изготовлению мнемокартины. Воспитатель предлагает детям добавить свои схемы с обозначением признаков осени.
2-3 рассказа детей с использованием мнемосхемы
Примерный рассказ детей.
Осенью солнце греет слабо. Становиться прохладно. Часто небо затянуто тучами.
Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Часто идет (моросящий) дождь., дует холодный ветер
Листья желтеют, краснеют и опадают.
Деревья и кустарники стоят голые.
Осенью перелётные птицы улетают на юг.
Насекомые прячутся под кору деревьев.
Животные делают запасы на зиму, меняют шубку, залегают в спячку.
Часто ночью бывают заморозки. В конце осени может выпасть первый снег.
3 часть. Заключение. Благодаря нашему осеннему путешествию у нас появилась такая необычная картина с подсказками об осени. Я предлагаю нам подарить ее детям младшей группы и рассказать им об осени. Согласны?
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19»
Самоанализ занятия для группы общеразвивающей направленности от 6до7 лет
Образовательная область «Речевое развитие».
Тема: «В осеннем лесу»
Подготовила:
Сочина Е.А.
Тема: «В осеннем лесу» |
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
- активизировать словарь детей по теме занятия;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое»
Оборудование:
- Планшетный компьютер с письмом и заданиями от Осени;
- листочки из картона для дорожки;
- 2 набора картинок с изображением деревьев и листочков;
- аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
- презентация на тему «Осень»
- Мнемосхемы с осенними признаками на кленовых листочках.
НОД проводилась в общеразвивающей группе для детей от 6 до 7 лет. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям.
Водная часть – организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в осенний лес.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
В заключительной части НОД использовала так же игровую проблемную ситуацию-дополнить картину с осенним пейзажем мнемосхемами, так чтобы в ходе этой работы проверить усвоения материала и подтвердить успешную реализацию поставленных задач
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель общения с детьми. Дети показали знания программного материала, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, художественное слово)
2. Наглядно - демонстрационный (презентация, картинки с изображениями деревьев и листочков);
3. Практический (составление рассказа об осени по мнемосхеме);
4. Игровой (интерактивная игра «Перелетные птица»);
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).
При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве – сидя на стульчиках на ковре (имитация лесной полянки), игра-соревнование возле столов в командах, сидя за столами – составление описательного рассказа. В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность и логическое мышление, игры - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
-групповая;
-индивидуальная;
-подгрупповая.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Я считаю, что выбранная мной форма организации НОД была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, и изготовлением с детьми картины с элементами мнемотехники в подарок малышам.
Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенние листочки» (образовательная область «Познавательное развитие»). Старшая группа
Планируемые результаты:1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями2. Имеет элементарное представление о строение листа;3. Проявляет интерес к природе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема:"Осенние деревья"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возрастаТема: "Осенние деревья"(Образовательная область "Познавательное развитие")...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема «Виртуальное путешествие по Аллее Славы» (Подготовительная группа)
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своих земляков, любви к своей малой Родине.Задачи: Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне.-Познакомить с нашим...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осень золотая в гости к нам пришла!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития ...
Фрагмент непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Осеннее путешествие в волшебную страну Нитколандию» Старший возраст
НОД по художественно-эстетическому развитию на примере нетрадиционной техники рисования - ниткографииЦель: развивать и обогащать творческие способности детей через нетрадиционный способ рисование...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Игровое путешествие в страну «Блокандию» Педагог: Чурынина О.Н. Возраст: 5 -6 лет (старшая группа).
Игровое путешествие с детьми в страну "Блокандию" с целью развития классификационных умений, опираясь на свойства блоков Дьенеша....
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Сказочное путешествие» (ОБЖ)
Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема: «Сказочное путешествие»Возрастная группа: старшаяОбразовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»Цель: ...