Использование речевого этикета, как важного средства социально-коммуникативного развития детей
статья по развитию речи на тему

Статья по речевому этикету на тему "Использование речевого этикета, как важного средства социально-коммуникативного развития детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_rechevomu_etiketu.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование речевого этикета, как важного средства социально-коммуникативного развития детей.

Речь — самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. Речь возникает из потребности высказаться, высказывания взрослого человека порождаются определенными побуждениями, а у детей — только при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит, потребность в общении — первое условие речевого развития. Следовательно, нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом.

Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с ОНР. Это проявляется в несформированности языкового компонента, включающего звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь, а, также некоторые когнитивные компоненты: речевое мышление, воображение, речеслуховую память, и в неумении применять данные средства на практике.

Проблема недоразвития речи современных детей весьма актуальна.

Часто воспитатели и родители сталкиваются с тем, что дети вместо того, чтобы сказать что-либо словами, пожимают плечами, или чтобы высказаться по поводу заинтересовавшего их объекта, молча указывают пальцем в нужном направлении.

Речь заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимания, считая ее нормой. А между тем дошкольное детство — «золотой» период, во время которого закладываются у ребенка способности к общению, обмену информацией, получению новых впечатлений.

Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка», но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах, описанию предметов и явлений и многому другому все-таки можно, если заниматься этим системно, технологично и главное не скучно для ребенка.

Основная задача- вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом.

Коммуникативное намерение чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта. Этот фактор настолько сильно влияет на эффективность и продуктивность порождения высказывания. Что при неблагоприятных обстоятельствах может чрезвычайно редуцировать высказывание или блокировать речевую активность.

Дети очень любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что они наблюдали в текущий момент и что их удивило. Им нравится почти все, что можно делать руками, они с удовольствием комментируют происходящее. Когда им «по душе» процесс, они могут говорить даже сами с собой и при этом быть удовлетворены такой «самобеседой».

Можно сказать, что детям нравится прежде всего то, что вызывает восхищение, удивление, радость, предвкушение интересного дела.

Благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми.

  1. Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.
  2. Соблюдение определенной системы правил детьми, которые необходимо постепенно вводить в учебно-воспитательный процесс:
  • любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;        
  • знаешь сам, скажи другому;
  • делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе все самое лучшее;
  • останови друга, если он делает что-то плохое; если он не прав, скажи ему об этом;
  • если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом, признай свою ошибку, попроси прощения;
  • умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других;
  • не ссорься и не спорь по пустякам;
  • не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;
  • не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним;
  • всегда следи за тем, чтобы речь была точной и ясной;
  • сначала подумай, потом говори;
  • выслушивай собеседника внимательно до конца;
  • слушая, смотри на собеседника, выделяй главное в его речи и старайся понять его;
  • реагируй на высказывания собеседника, покажи, что понял его;
  • будь доброжелательным;
  • нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам; следует высказываться по очереди;
  • внимательно выбирай форму обращения: «ты» или «вы»;
  • старайся придерживаться нормального темпа речи, не убыстряя и не замедляя его;
  • речь должна быть умеренно громкой, чтобы ее услышали все присутствующие;
  • нельзя жевать, зевать во время разговора;
  • говоря о присутствующем, нельзя говорить «он», «она», надо называть его по имени;
  • если необходимо, вежливо исправь ошибку, применяя выражения: «я думаю», «мне кажется» и т.д.;
  • умей вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «я хочу возразить», «я не согласен с тобой (вами)»;
  • используй выражения: «я согласен», «я поддерживаю», если поддерживаешь точку зрения другого человека;
  • если хочешь что-то уточнить, следует применять выражения: «пожалуйста, уточните это», «не повторите ли вы (ты) это еще раз?» и т.д.

Воспитание осознанного отношения к правилам включает три взаимосвязанных компонента: знание правил; понимание их справедливости и значимости; соответствие поступков известным правилам и саморегуляции поведения.

Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику развивать общение со взрослыми и со сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Со слова начинается общение людей.

Этикет- это порядок поведения, удобный для всех.

Он создан для того, чтобы людям различных взглядов, интересов, положения было приятно общаться друг с другом, чтобы они не обижали и не обижались. Соблюдать этикет- значит выполнять правила поведения, главные из которых: не ставить человека в неудобное положение; поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Любовь, уважение к людям, вежливость помогает человеку соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.

Любя человека, мы стараемся во всем ему помочь, сделать что-то хорошее для него, оберегать его от неприятностей. Уважая человека, мы считаемся с тем, что у него есть свое мнение, взгляды, интересы, дело.

Проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

А что такое этикет? Спросите Вы. Этикет- это правило, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, но выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные в детстве они становятся привычкой. Учиться этому нужно всю жизнь: наблюдать, размышлять- воспитывать себя.

Работая с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями дошкольников позволяет нам сделать вывод о том, что самым ценным в дошкольном детстве является формирование речевого этикета.

Программы, на основе которых осуществляется воспитание и развитие детей в дошкольных учреждениях, много внимания уделяют этикетному поведению детей, в том числе и речевому этикету.

Речевой этикет- принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказывания. Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система с национально-специфических стереотипных, установочных формул общения, принятых и подписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывание контакта, в избранной тональности».

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях; формы общения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь. Волшебная сила речевого этикета состоит в том, что он отражает особый уровень информации, которым мы обмениваемся в общении.

Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.

Культурно – речевое воспитание детей имеет большую социальную значимость. Русский ученый А. М. Пешковский писал, что «там, где дети усиленно учатся говорить, … там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для овладения коммуникативными умениями, т. е. умениями говорить и слушать других.

Основа культуры общения – это соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В широком смысле – это все правила поведения говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т. е. слов и выражений, закрепленных за теми или иными ситуациями общения: приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и др.

Правила речевого поведения тесно связаны с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия: деликатность, доброта, внимание к окружающим, вежливость, отзывчивость, скромность, уважительное отношение друг к другу.

Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребенка – дошкольника, культура речевого поведения, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Как, например, ребенку обратиться к взрослому? Какие выражения употреблять, когда надо попросить о чем-либо, если совершил неловкость?

К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка.

Дети, как губки впитывают в себя решительно всё, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. Детский сад формирует представления о нормах поведения, тем самым влияет на отношения воспитанника со сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми, помогает ориентироваться в общественной жизни. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально-этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней.

Главное – освоение детьми речевых норм возможно только в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Статья "Использование речевого этикета как важного средства социально-коммуникативного развития детей"

Статья  "Использование речевого этикета как важного средства социально-коммуникативного развития детей"...

Доклад на тему "Игра с использованием нестандартного оборудования, как важное средство воспитания и развития детей с ОВЗ"

Материал по использованию нестандартного оборудования с детьми ОВЗ  в условиях ДОУ...

Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций.  В пр...

«ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »

laquo;ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »...

Статья Использование мультипликации, как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Статья Использование мультипликации, как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Игровые технологии с использованием ИКТ как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

В настоящее время уже не возможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. К набору существенных преимуществ использования компьюте...