Статья Использование мультипликации, как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
статья

Шамина Елена Николаевна

Статья Использование мультипликации, как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультипликации, как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Изменения в мире происходят постоянно. Современную жизнь уже невозможно представить без телевидения, телефонов, компьютеров и других приборов. Цифровые технологии активно внедряются не только в наш быт, но и в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Информационно-коммуникационные технологии являются средством развития творческой, познавательной и речевой активности дошкольников. При этом наибольший развивающий эффект дают методики и технологии, в основе которых заложен деятельностный подход. В этом плане уникальным является использование интерактивных технологий для создания детьми собственных мультфильмов.

Большую роль для детей  дошкольного возраста играют мультфильмы. Через них они получают знания об окружающем мире, хороших и плохих поступках, дружбе и общении. С помощью мультфильмов дети могут наглядно рассмотреть различные ситуации и получить знания, которые пригодятся им в жизни. Внедрение мультипликации в ДОУ может помочь решить детям и педагогу ряд определенных задач. Современному ребёнку интересно включаться в деятельность с применением интерактивных технологий. В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской

деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы и элементы трудовой

деятельности.

Создание собственного мультфильма - это увлекательная игра, которая помогает ребёнку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе работы над мультфильмом ребёнок может примерить на себя различные интересные профессии. Такие, например, как сценарист, актёр, звукорежиссёр, художник, оператор.

Мультипликация или анимация в образовательном процессе – это необычный, многофункциональный способ развития детей в информационном мире, который позволяет решить комплекс педагогических задач.

В процессе создания мультфильма дети развиваются в пяти основных образовательных областях:

Речевое развитие: знакомство с книгой и детской литературой, слуховое восприятие текста, обогащение словарного запаса детей; обсуждение проблемной ситуации и совместный замысел сюжета будущего мультфильма; в процессе озвучивания мультфильма - развитие связной, диалогической и монологической речи. Правильный грамматический строй речи. Развитие культуры речи.

Социально-коммуникативное развитие: через создание тематических мультфильмов ребёнок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки. Работая в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают своё мнение.

Познавательное развитие: работа над созданием мультфильма помогает детям поддерживать познавательную мотивацию и вызывает устойчивый интерес к познавательной деятельности.  Обеспечивает постановку и решение проблемно – поисковых ситуаций, способствует формированию произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления.

Физическое развитие: развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторных координаций.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие художественных произведений, сопереживание персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма.

Таким образом, мультипликация выступает действительно универсальным средством как для повышения речевой активности, так и для развития личности ребёнка в целом путём создания мультфильма своими руками и с помощью новых технологий.

Мультипликация в условиях ДОУ.

Работа по созданию мультфильмов в детском саду – это длительный процесс, требующий приобретения, как педагогами, так и детьми определённых знаний и навыков. Работа над мультипликацией в ДОУ начинается со знакомства детей с процессом создания мультфильма. Мы с ребятами познакомились с тем, что такое мультфильм, кто и когда его придумал, с историей и технологией создания мультфильмов. Мы посмотрели мультфильмы, созданные в различных техниках: пластилиновые, рисованные и созданные с помощью компьютерной графики.

Когда дети заинтересовались созданием мультфильмов, можно начинать работу. Дети с энтузиазмом участвуют в этом увлекательном процессе. И теперь педагог может решать поставленные задачи обучения и развития детей с помощью мультипликации. Мы определили для себя следующие задачи:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, интернет-ресурсов.

-познакомить детей с основными видами мультипликации, освоить перекладную, предметную, пластилиновую, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;

- научить детей различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;

-познакомить детей с основными этапами создания мультфильмов – планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций, установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов.

- развивать интерес к мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;

-развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.

Работу над мультипликацией можно условно разделить на несколько этапов: подготовительный, покадровая съёмка мультфильма, монтаж, озвучивание, презентация готового мультфильма зрителям и рефлексия.

Подготовительный этап:

Данный этап включает в себя: разработка сценария, подбор оборудования и технологии съёмки, создание персонажей и декораций для мультфильма.

Для начала нужно выбрать тему мультфильма. Это зависит от желания детей и поставленных педагогом задач. Иногда тема мультфильма вытекает из реализуемого педагогами с детьми проекта и тогда мультфильм является продуктом проекта. Например,  реализуя экологический проект о защите Волги, мы с детьми создали мультфильм «Как люди речку обидели». Создание собственного мультфильма способствовало наибольшему погружению детей в данную тему. Иногда на создание мультфильма наталкивают творческие работы детей, созданные в продуктивной деятельности или в процессе игры, а также совместное творчество детей и родителей, которое они приносят на выставки. Так или иначе, перед началом работы мы обязательно обсуждаем с детьми тему и сюжет будущего мультфильма. Обсуждение, выразительное изложение своей точки зрения развивает у детей навыки речевой активности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отталкиваясь от сюжета, можно уже выбрать формат анимации (объёмная или плоскостная), технику создания мультфильма и распределить обязанности среди воспитанников.

Существует несколько основных техник создания мультфильмов:

  1. Перекладка – создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вылепленных, вырезанных из бумаги и т.д.), плоского фона и декораций. Передвижение происходит путем перемещения объектов по фону.
  2. Сыпучая анимация предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др.), движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.
  3. Пластилиновая анимация - изготовление объёмных персонажей и декораций из пластилина, их перемещение в трёхмерном пространстве.
  4.  Предметная- эта техника даёт возможность использования в работе природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, глины.
  1. Рисованная анимация - является наиболее трудоёмкой и сложной в исполнении техникой создания мультфильма.

Далее следует заняться изготовлением героев и декораций для сцен фильма. Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов. Как правило, в этом процессе принимают

участие все желающие дети, а педагоги собирают декорацию для съёмок из созданных детьми элементов. Объёмные декорации можно легко сделать из пластилина, фетра, используя технику оригами, природный материал или игрушечную мебель.

 Когда всё необходимое для съёмки мультфильма готово, мы ещё раз обговариваем сюжет и составляем сценарий. Совместное сочинение и составление сценария развивает у детей навык самостоятельного составления рассказов. Здесь уже фантазия детей становится безграничной, поэтому мы составляем схему действий наших персонажей на магнитной доске перед глазами детей. Этот приём визуализации помогает детям следовать намеченному плану и исключает споры и конфликты.  

Основной этап:

Съёмка мультфильма проходит в определённой последовательности.

Раскадровка: Сценарий мультфильма раскладывается на определённые кадры для визуализации сценария, отслеживания этапа работы и представления целостной картины.

Покадровая съёмка, звукозапись: Самый долгий этап создания мультфильма. Как раз на этом этапе начинается работа детей с техническими средствами. Дети имеют возможность овладеть навыками работы с компьютером, микрофоном, программным обеспечением. Эта работа сложная и кропотливая, но интересная для детей. Ребята размещают героев на платформе мультстудии и перемещают их, а оператор делает кадры на ноутбуке. Герой оживает благодаря покадровой съемке. Фигурка ставится в определённую позу. Делается снимок. Слегка передвигается (либо меняется положение конечностей, у пластилиновых и вырезанных из бумаги героев может меняться и мимика). Делается следующий снимок. Когда программа соединит кадры в мультипликационный проект, движение героя станет плавным. Мы можем усложнять процесс, передвигая камеру или вращая платформу, что делает изображение ещё более объёмным. Кадры можно будет копировать, принцип похож на всем знакомый процесс копирования и вставки текстов или рисунков.

Мы имеем возможность просмотреть небольшой отснятый фрагмент фильма, увидеть, правильно ли мы действуем и, в случае необходимости, переделать. Для детей очень важно видеть результаты своего труда здесь и сейчас, это их стимулирует к дальнейшей деятельности. Звукозапись также проходит несколько этапов. Для начала мы просматриваем несколько раз фрагмент мультфильма и обговариваем слова персонажей и звуки в кадре. Затем несколько раз репетируем, стараясь, чтобы речь детей совпадала с действиями персонажей на экране. Только после того, как дети отрепетировали свои фразы и действия (шуршание салфеткой, шумовые инструменты и т.д.), мы начинаем записывать звук. Звукоряд сразу же накладывается на видеоряд, и мы видим, что нужно сделать по-другому, если не всё сразу получилось.

Монтаж: На этом этапе основную роль играет воспитатель. Здесь готовый мультфильм редактируется. Кадры дублируются, ускоряются, замедляются, убираются неудачные. Здесь важно объяснить данную работу желающим детям и предложить попробовать сделать это самим.

Основной этап работы с мультипликацией направлен на обучение детей работе с техникой, помогает развивать у детей интерес к современным технологиям и закладывает основы программирования. При этом немаловажную роль играет общение детей со сверстниками и педагогом. В процессе занятия интересным делом, ребёнок раскрывает свои способности и становится более раскрепощённым и общительным. Ради достижения общей цели, даже не коммуницирующие между собой дети начинают близко общаться, совместно выполнять поставленную задачу. И после деятельности по созданию мультфильма у них появляются темы для общения.

Заключительный этап:

 Презентация фильма – очень яркий и интересный для детей этап.

Детям очень нужно видеть результат своего труда и иметь возможность им поделиться. Для этого каждый мультфильм должен быть не только создан, но и просмотрен детьми. Дети могут не только посмотреть результат своего труда в группе, а также имеют возможность показать свой мультфильм детям других групп и родителям. В наше время мы имеем большую возможность делиться своим опытом с помощью сети интернет. Мы выставляем созданные детьми мультфильмы в сообществе детского сада, в родительских чатах, чтобы родители могли просмотреть их совместно с детьми. Родители всегда эмоционально реагируют на наши мультфильмы, ведь они видят, какую работу проделали их дети и радуются за них.

Рефлексия. После премьеры мультфильма в группе обсуждаются итоги. Мы выслушиваем мнение детей-зрителей о том, что им понравилось, а что можно сделать ещё лучше. Также высказывают своё мнение  о работе дети, участвовавшие в создании мультфильма. Они делятся впечатлениями о том, что им больше всего понравилось делать, что представляло особую сложность в работе. Участники проекта высказывают впечатления от совместной работы, выражают собственное мнение, оценивают результаты своей работы и приобретённых в процессе неё навыков.


Таким образом, можно сказать, что анимация включает в себя огромное количество возможностей для социально-коммуникативного развития детей: ценностью мультипликации является работа в команде. 

Отличительные особенности мультипликации:

        Творческое самовыражение - дети проявляют себя в творческой деятельности, при этом обучаясь и воспитываясь.

        Самостоятельность - дети сами разрабатывают сюжет, сами выбирают материалы, сами изготавливают персонажей и декорации, самостоятельно снимают мультфильм. Педагог при этом - направляющее звено.

        Равенство - дети с педагогом общаются на равных, отсутствуют любые коммуникативные барьеры.

        Свобода - план занятий всегда ориентировочный, примерный, в ходе занятия он может меняться, постоянными являются только темы, в рамках которых осуществляется творческая деятельность.

        Использование современных мультимедийных и технических средств для реализации деятельности - компьютер, камера, штатив, подсветка.

Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала детей.

Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда команды детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развивающие игры как средство интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста"

В статье указаны задачи развивающих игр, методы и приёмы: сказки, логические задачи, вопросы, проблемные ситуации, экспериментирование, обследование, схемы - модели. Раскрыты этапы работы с развивающи...

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Статья "Использование театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14484990","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Использование театрализованной деятельности в воспитании и раз...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...

Мультипликация как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

В данной статье рассматриваются понятия «мультипликация» и «мульттерапия». Представлен совместный опыт работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ, по созданию мультфильма....