Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей по освоению образовательной области: «социализация» в старшей группе на тему "Здравствуй, Батюшка- Покров!"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Митричева Светлана Ивановна

 

Конспект

совместной организованной деятельности педагога и детей

 

по освоению образовательной области:

«социализация»

(интеграция с образовательными областями

«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд»)

на тему: «Здравствуй, Батюшка-Покров»

в старшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batyushka-pokrov.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Колокольчик»

Конспект

совместной организованной деятельности

педагога и детей

По освоению образовательной области:

«социализация»

(интеграция с образовательными областями

«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд»)

на тему: «Здравствуй, Батюшка-Покров»

в старшей группе

Составила воспитатель:

Митричева С.И.

2012 г.

          Программное содержание

  1. Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.
  2. Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к народному фольклору.
  3. Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей родине.

    Предшествующая работа с детьми и   взаимодействие с родителями

  1. Разучить песню «Блины», частушки, пословицы и поговорки о Покрове.
  2. Объяснить детям значение новых для них слов: сельскохозяйственный, пожинальный, пастбище, хлев, зазимье.
  3. Подготовить и разучить русский обряд «Смотрины».
  4. Совместное с родителями составление детьми рассказов о свадьбе родителей.

      Материалы и оборудование

  1.  Атрибуты для русского обряда «смотрины».
  2.  Кукла в наряде невесты.
  3.  Свадебные фотографии родителей.
  4.  Природный материал: листья, цветы; свечи; диски, клей; кисточки.

      Планируемые результаты уровня интегративных качеств

 Проявляет любознательность, интерес к обычаям наших предков, к народному фольклору.

 Связно, последовательно и выразительно составляет небольшой текст;

работает с природным материалом по образцу.

Умеет делиться с педагогом и другими детьми  разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (рассказ близкого человека).    

Ход совместной организованной познавательной деятельности

Воспитатель:  - Здравствуйте, гости дорогие!

                           Веселья вам и радости!

                           Будет всем вам здесь приятно

                           Побывать в гостях у нас

                           Пирогов отведать вкусных

                           И чайку напиться всласть.

                           Будут вам и блины, и пироги!

                           А сейчас посидим рядком,

                           Да поговорим ладком.

                           Для начала распотешимся

                           загадкой: «Пришла без красок и без

                           кисти и перекрасила все листья».

Дети:             Осень.

Ребёнок:        Осень – славная пора!

                       Любит осень детвора.

                       Сливы, груши, виноград –

                       Всё поспело для ребят.

                       И, арбуз, увидев важный,

                       Оживится детвора,

                       И радушно скажет каждый … .

                       Здравствуй, осени пора!

Воспитатель:  Сегодня мы собрались на праздник не случайно. 14 октября отличается праздник – Покров, день Великой Благодати. Говорят, если быть предельно искренним в этот день, можно вымолить прощения самых страшных грехов.

Для русского крестьянина праздник Покрова был праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. К этому дню должен быть собран весь урожай, считали на селе: «Пречистая мать засевает, а Покров собирает», «На Покров последний сбор плодов». Считалось, с Покрова начинается «первое зазимье». Домашний скот закармливали «пожинальным» снопом, и с Покрова уже не выгоняли скотину на пастбища, даже если ещё не было снега. Скот держали в хлевах и переводили с этого дня на зимний корм.

Покров – первое зазимье. В народном православии название праздника «Покров» стали связывать с природными явлениями: в этот день зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая на близость зимних холодов.

Дети, а какие народные приметы вы знаете?

Дети:  - Покров кроет землю то листом, то снегом.

        - На Покров до обеда – осень, после обеда – зима.

        - Каков Покров такова и зима.

        - Выпадает снег – снежная зима.

Воспитатель:  В этот день некоторые экономные хозяева первый раз топили в жилых горницах печи. С днём Покрова был сбязан обряд «запекания углов». Обычно хозяйка пекла «блинцы» небольшого размера, первый блин разламывали на четыре части, которые раскладывали в четырёх углах избы. Одновременно домового просили о том, чтобы он не пускал  в избу холод.

Поэтому, угощайтесь гости дорогие  блинами, да радуйтесь Покрову – батюшке!

(Дети исполняют песню «Блины», угощают гостей блинами).

Воспитатель:  А теперь дружно скажем: «Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём добром!»

(Все повторяют эти слова).

Воспитатель: (показывает куклу – невесту)

 - Посмотрите, какая у меня кукла. Это кукла-невеста. Какая она красивая, нарядная. Ваши мамы тоже были невестами.

Ребята, а скажите, как называется торжество, на котором ваша мама – невеста, а папа – жених.

Дети: Свадьба.

Воспитатель: Что же это за праздник такой – свадьба? Как вы думаете зачем он нужен? Кто-нибудь из вас был на свадьбе?

(Дети рассказывают, что они знают о свадьбе).

Воспитатель: В старину свадьбы старались играть именно когда идёт Покров. Не зря называют в народе октябрь свадебником. На свадьбу голову девушки покрывали платком, и с этого дня она уже не могла появиться на людях без платка – это считалось позором. В народе есть много поговорок об этом.

Какие пословицы, поговорки, связанные с покровительством брака вы знаете?

Дети:  - «Мать Покров! Покрой землю снежком, а меня молоду, платком!».

- «Покров-батюшка! Покрой землю снежком, а меня молоду, женишком!».

- «Весело Покров проведёшь – дружка заведёшь».

- «Придёт Покров – девке голову прикроет».

- «Бел снег землю прикрывает, не меня ль молоду, замуж снаряжает».

Воспитатель: Все девушки верили, что Покров может помочь выйти замуж. Ранним утром на Покров девушки шли в церковь и ставили свечу перед иконой. Существовало поверье, что та, которая поставит свечку раньше других, быстрее выйдешь замуж.

Сейчас мы посмотрим, как в старину проходил обряд “Смотрин”. Смотрины – это старинный обряд знакомства жениха и его родственников с невестой.

(инсценировка сценки обряда смотрин проходит под рассказ воспитателя).

Воспитатель: Начинались смотрины с краткой молитвы, участники троекратно обходили вокруг стола. И начиналось чаепитие. Во время чаепития шел договор о составе приданного, т.е. выкуп невесты. Родственники жениха спрашивали: “А ловка ли девка?”. Тогда невеста брала веник и начинала мести полы. Затем невеста показывала свое рукоделие. Через некоторое время, жених и его родители выходили на крыльцо и обменивались мнениями о невесте. После этого мать невесты подносила жениху стакан с медовым питьем, и если он выпивал весь напиток, значит, невеста ему понравилась. Участники обходили три раза стол, читая молитву, и удалялись.

Русская свадьба всегда была очень веселой. На каждую свадьбу приглашали не только друзей, родителей, родственников, но и скоморохов, людей, которые специально веселили гостей как клоуны. На свадьбах было очень много веселых игр, поэтому ее не справляли, как говорят сейчас, а играли.

Сейчас мы с вами тоже поиграем в народную игру «Ворон». В эту игру играли наши бабушки, дедушки, мамы и папы.

Игра «Ворон».

Воспитатель: - Ребята, вы принесли свадебные фотографии своих родителей. Посмотрите, какие они красивые, счастливые.

Кто хочет рассказать о свадьбе своих родителей?

Заслушиваем рассказы 2-3 детей.

Воспитатель: Вот видите, ребята, и на свадьбах ваших родителей сохраняются народные традиции: это и выкуп невесты, встреча молодых русским караваем, благословение молодых на брак иконой и молитвой.

А есть еще обычай: родители жениха и невесты зажигают свечу для новобрачных. Эта свеча символизирует домашний очаг. Я предлагаю вам сделать для своих родителей небольшие подарки, вот такие подсвечники и использованием осенних веточек, листьев, цветов, колосьев.

Дети мастерят подарки для родителей с использованием природного материала.

Воспитатель: Молодцы, все без прикрас

                        Вы обрадовали нас.

                        На столе у нас блины,

                        Пышки и ватрушки…

                        Так споем же под чаек

                        Чайные частушки!

Исполняются чайные частушки.

   - На осеннем на лугу

     Укусил комар блоху

     Сидит заяц на березе,

     Помирает со смеху.

   - Подавай мне чашку чаю,

     Ведь тебе не жалко чаю,

     В чае я души не чаю,

     В пляске тож не подкачаю.

  -  Я чай пила, самоварничала,

     Всю посуду перебила – накухарничала.

 -  В пляске не жалей ботинок,

    Подавай-ка чай друзьям,

    Если в чашке есть чаинки,

    Значит, письма пишут вам.

 - Мы частушки вам пропели,

   А теперь торопят нас,

   До свидания, мы с частушкой

   К вам придем еще не раз.

Воспитатель: Гости, дорогие, угощайтесь блинами, пирогами, да вспоминайте Батюшку – Покров.

Чаепитие

Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности)

  1. Коммуникативная.
  1. Рассказ воспитателя о празднике Покрова.
  2. Рассказывание детьми о свадьбе своих родителей по фотографиям.
  1. Познавательно - исследовательская.
  1. Ознакомление с русскими народными традициями, обычаями.
  1. Музыкальная.

Пение песни «Блины», частушек.

  1. Игровая.

Русская народная подвижная игра «Ворон».

  1. Продуктивная.

Изготовление подарков для родителей.

Литература

  1. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир». Волгоград, издательство «Учитель», 2007 г.
  2. Капица Ф.С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы». Справочник – 2-е издание, Москва, Флинта: Наука, 2001 г.
  3. Колесникова В.С. «Русские православные праздники», Москва, Крон-Пресс, 1996 г.
  4. Собрание пословиц и поговорок русского народа, Москва, Крон-Пресс, 1996  г.
  5. Тихонова А.Ю., Сударева А.Ф., Салмина О.В. «Баягине», Ульяновск, ИПКПРО, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной организованной деятельности педагога-психолога с детьми «Королевство зеркал»

Конспект разработан с целью развития социальной компетентности и эмоционально-личностной сферы, а также формирования навыков позитивного межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста ...

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей на тему "Знакомство детей с производством цемента"

Интеграция с образовательными областями "Познание", "Коммуникация", "Труд" по освоению образовательной области "Социализация" в старшей группе...

«Путешествие в сказку» Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми образовательной области «Социализация» в старшей группе

Создание условий для формирования гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста и  активной, разнообразной творческой игровой деятельности.  Содействовать проникновению...

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей на тему: "Разноцветные сказки"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей в средней группе Беседа на тему «Про семью про дружную, всем такую нужную»

Задачи:1.Углубить представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях, о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком).2. Упражнять в умении составлять рассказ о своей семье ...

КОНСПЕКТ совместной продуктивной деятельности педагога и детей «Сохраним мир вокруг себя» Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Совместная продуктивная деятельность педагога и детей (нерегламентированная)Тема: «Сохраним мир вокруг себя»Возраст детей: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)Тип занятия: ком...