Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей по освоению образовательной области: «социализация» в старшей группе на тему "Здравствуй, Батюшка- Покров!"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспект
совместной организованной деятельности педагога и детей
по освоению образовательной области:
«социализация»
(интеграция с образовательными областями
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд»)
на тему: «Здравствуй, Батюшка-Покров»
в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
batyushka-pokrov.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Колокольчик»
Конспект
совместной организованной деятельности
педагога и детей
По освоению образовательной области:
«социализация»
(интеграция с образовательными областями
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд»)
на тему: «Здравствуй, Батюшка-Покров»
в старшей группе
Составила воспитатель:
Митричева С.И.
2012 г.
Программное содержание
- Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.
- Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к народному фольклору.
- Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей родине.
Предшествующая работа с детьми и взаимодействие с родителями
- Разучить песню «Блины», частушки, пословицы и поговорки о Покрове.
- Объяснить детям значение новых для них слов: сельскохозяйственный, пожинальный, пастбище, хлев, зазимье.
- Подготовить и разучить русский обряд «Смотрины».
- Совместное с родителями составление детьми рассказов о свадьбе родителей.
Материалы и оборудование
- Атрибуты для русского обряда «смотрины».
- Кукла в наряде невесты.
- Свадебные фотографии родителей.
- Природный материал: листья, цветы; свечи; диски, клей; кисточки.
Планируемые результаты уровня интегративных качеств
Проявляет любознательность, интерес к обычаям наших предков, к народному фольклору.
Связно, последовательно и выразительно составляет небольшой текст;
работает с природным материалом по образцу.
Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (рассказ близкого человека).
Ход совместной организованной познавательной деятельности
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья вам и радости!
Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас
Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть.
Будут вам и блины, и пироги!
А сейчас посидим рядком,
Да поговорим ладком.
Для начала распотешимся
загадкой: «Пришла без красок и без
кисти и перекрасила все листья».
Дети: Осень.
Ребёнок: Осень – славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
И, арбуз, увидев важный,
Оживится детвора,
И радушно скажет каждый … .
Здравствуй, осени пора!
Воспитатель: Сегодня мы собрались на праздник не случайно. 14 октября отличается праздник – Покров, день Великой Благодати. Говорят, если быть предельно искренним в этот день, можно вымолить прощения самых страшных грехов.
Для русского крестьянина праздник Покрова был праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. К этому дню должен быть собран весь урожай, считали на селе: «Пречистая мать засевает, а Покров собирает», «На Покров последний сбор плодов». Считалось, с Покрова начинается «первое зазимье». Домашний скот закармливали «пожинальным» снопом, и с Покрова уже не выгоняли скотину на пастбища, даже если ещё не было снега. Скот держали в хлевах и переводили с этого дня на зимний корм.
Покров – первое зазимье. В народном православии название праздника «Покров» стали связывать с природными явлениями: в этот день зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая на близость зимних холодов.
Дети, а какие народные приметы вы знаете?
Дети: - Покров кроет землю то листом, то снегом.
- На Покров до обеда – осень, после обеда – зима.
- Каков Покров такова и зима.
- Выпадает снег – снежная зима.
Воспитатель: В этот день некоторые экономные хозяева первый раз топили в жилых горницах печи. С днём Покрова был сбязан обряд «запекания углов». Обычно хозяйка пекла «блинцы» небольшого размера, первый блин разламывали на четыре части, которые раскладывали в четырёх углах избы. Одновременно домового просили о том, чтобы он не пускал в избу холод.
Поэтому, угощайтесь гости дорогие блинами, да радуйтесь Покрову – батюшке!
(Дети исполняют песню «Блины», угощают гостей блинами).
Воспитатель: А теперь дружно скажем: «Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём добром!»
(Все повторяют эти слова).
Воспитатель: (показывает куклу – невесту)
- Посмотрите, какая у меня кукла. Это кукла-невеста. Какая она красивая, нарядная. Ваши мамы тоже были невестами.
Ребята, а скажите, как называется торжество, на котором ваша мама – невеста, а папа – жених.
Дети: Свадьба.
Воспитатель: Что же это за праздник такой – свадьба? Как вы думаете зачем он нужен? Кто-нибудь из вас был на свадьбе?
(Дети рассказывают, что они знают о свадьбе).
Воспитатель: В старину свадьбы старались играть именно когда идёт Покров. Не зря называют в народе октябрь свадебником. На свадьбу голову девушки покрывали платком, и с этого дня она уже не могла появиться на людях без платка – это считалось позором. В народе есть много поговорок об этом.
Какие пословицы, поговорки, связанные с покровительством брака вы знаете?
Дети: - «Мать Покров! Покрой землю снежком, а меня молоду, платком!».
- «Покров-батюшка! Покрой землю снежком, а меня молоду, женишком!».
- «Весело Покров проведёшь – дружка заведёшь».
- «Придёт Покров – девке голову прикроет».
- «Бел снег землю прикрывает, не меня ль молоду, замуж снаряжает».
Воспитатель: Все девушки верили, что Покров может помочь выйти замуж. Ранним утром на Покров девушки шли в церковь и ставили свечу перед иконой. Существовало поверье, что та, которая поставит свечку раньше других, быстрее выйдешь замуж.
Сейчас мы посмотрим, как в старину проходил обряд “Смотрин”. Смотрины – это старинный обряд знакомства жениха и его родственников с невестой.
(инсценировка сценки обряда смотрин проходит под рассказ воспитателя).
Воспитатель: Начинались смотрины с краткой молитвы, участники троекратно обходили вокруг стола. И начиналось чаепитие. Во время чаепития шел договор о составе приданного, т.е. выкуп невесты. Родственники жениха спрашивали: “А ловка ли девка?”. Тогда невеста брала веник и начинала мести полы. Затем невеста показывала свое рукоделие. Через некоторое время, жених и его родители выходили на крыльцо и обменивались мнениями о невесте. После этого мать невесты подносила жениху стакан с медовым питьем, и если он выпивал весь напиток, значит, невеста ему понравилась. Участники обходили три раза стол, читая молитву, и удалялись.
Русская свадьба всегда была очень веселой. На каждую свадьбу приглашали не только друзей, родителей, родственников, но и скоморохов, людей, которые специально веселили гостей как клоуны. На свадьбах было очень много веселых игр, поэтому ее не справляли, как говорят сейчас, а играли.
Сейчас мы с вами тоже поиграем в народную игру «Ворон». В эту игру играли наши бабушки, дедушки, мамы и папы.
Игра «Ворон».
Воспитатель: - Ребята, вы принесли свадебные фотографии своих родителей. Посмотрите, какие они красивые, счастливые.
Кто хочет рассказать о свадьбе своих родителей?
Заслушиваем рассказы 2-3 детей.
Воспитатель: Вот видите, ребята, и на свадьбах ваших родителей сохраняются народные традиции: это и выкуп невесты, встреча молодых русским караваем, благословение молодых на брак иконой и молитвой.
А есть еще обычай: родители жениха и невесты зажигают свечу для новобрачных. Эта свеча символизирует домашний очаг. Я предлагаю вам сделать для своих родителей небольшие подарки, вот такие подсвечники и использованием осенних веточек, листьев, цветов, колосьев.
Дети мастерят подарки для родителей с использованием природного материала.
Воспитатель: Молодцы, все без прикрас
Вы обрадовали нас.
На столе у нас блины,
Пышки и ватрушки…
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
Исполняются чайные частушки.
- На осеннем на лугу
Укусил комар блоху
Сидит заяц на березе,
Помирает со смеху.
- Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко чаю,
В чае я души не чаю,
В пляске тож не подкачаю.
- Я чай пила, самоварничала,
Всю посуду перебила – накухарничала.
- В пляске не жалей ботинок,
Подавай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут вам.
- Мы частушки вам пропели,
А теперь торопят нас,
До свидания, мы с частушкой
К вам придем еще не раз.
Воспитатель: Гости, дорогие, угощайтесь блинами, пирогами, да вспоминайте Батюшку – Покров.
Чаепитие
Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности)
- Коммуникативная.
- Рассказ воспитателя о празднике Покрова.
- Рассказывание детьми о свадьбе своих родителей по фотографиям.
- Познавательно - исследовательская.
- Ознакомление с русскими народными традициями, обычаями.
- Музыкальная.
Пение песни «Блины», частушек.
- Игровая.
Русская народная подвижная игра «Ворон».
- Продуктивная.
Изготовление подарков для родителей.
Литература
- Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир». Волгоград, издательство «Учитель», 2007 г.
- Капица Ф.С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы». Справочник – 2-е издание, Москва, Флинта: Наука, 2001 г.
- Колесникова В.С. «Русские православные праздники», Москва, Крон-Пресс, 1996 г.
- Собрание пословиц и поговорок русского народа, Москва, Крон-Пресс, 1996 г.
- Тихонова А.Ю., Сударева А.Ф., Салмина О.В. «Баягине», Ульяновск, ИПКПРО, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект совместной организованной деятельности педагога-психолога с детьми «Королевство зеркал»
Конспект разработан с целью развития социальной компетентности и эмоционально-личностной сферы, а также формирования навыков позитивного межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста ...
Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей на тему "Знакомство детей с производством цемента"
Интеграция с образовательными областями "Познание", "Коммуникация", "Труд" по освоению образовательной области "Социализация" в старшей группе...
«Путешествие в сказку» Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми образовательной области «Социализация» в старшей группе
Создание условий для формирования гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста и активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Содействовать проникновению...
Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей на тему: "Разноцветные сказки"
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...
Перспективное тематическое планирование по освоению образовательной области «Музыка» в старшей группе (возраст детей 5-6 лет)
Пример тематического планирования для музыкальных руководителей....
Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей в средней группе Беседа на тему «Про семью про дружную, всем такую нужную»
Задачи:1.Углубить представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях, о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком).2. Упражнять в умении составлять рассказ о своей семье ...
КОНСПЕКТ совместной продуктивной деятельности педагога и детей «Сохраним мир вокруг себя» Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Совместная продуктивная деятельность педагога и детей (нерегламентированная)Тема: «Сохраним мир вокруг себя»Возраст детей: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)Тип занятия: ком...