Речевое развитие детей
материал по развитию речи на тему

Понамарева Эвелина Галинуровна

Речевое развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей.

      В условиях повышения требований к качеству образования проблема развития речи детей в нашем обществе приобретает все более актуальный характер. Только обладая хорошо развитой связной речью, дети могут давать развернутые ответы на любые вопросы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагая свои собственные суждения.

     Педагог всегда стремится к развитию и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объём и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

      Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

      В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации /стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной/, либо в равнодушном к нему отношении. Ещё в середине прошлого века было установлено, что процесс развития речи напрямую зависит от сформированности мелкой моторики тонких движений детских пальцев. Первое, с чем сталкивается ребёнок, приходя в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе находится множество игр, пособий, игрушек. Это, кроме традиционных «застёжек, «шнуровок», капроновых и плетеных веревок для завязывания узлов, находятся кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти руки, травка для массажа детских ладошек, множество видов мозаик, констаньеты для отстукивания ритма, различные фигурки для обведения, раскрашивания и штриховки, сухие бассейны, наполненные фасолью, горохом – для самомассажа кистей рук, множество игр для развития памяти, внимания, мышления, воображения и так далее.

    Учеными-практиками доказано, что систематические упражнения по тренировке движения пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга ребёнка.

     Результаты наших исследований показывают, что уровень развития речи детей всегда находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки. Таким образом можно сделать следующие выводы:

  1. Выполнение ритмических упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и разному усилению деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
  2. Ребёнок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  3. Развивается память, так как ребёнок запоминает определенное положение рук и последовательность их движений.

     Исходя из сделанных выводов, мы решили придумать с детьми пальчиковую гимнастику. Для этого нарисовали руку – название пальчиков дети хорошо знают, также они знают название подушечки, фаланги пальца, ребра ладони. Далее мы придумали сказочных героев: «мишка косолапый, который шел к своей берлоге, споткнулся и упал на пороге»; «дятел, который сел на сук, без крыльев и без рук ищет, где же спрятан жук». Ещё мы придумали историю с персонажами зайки и лисы. Вот, что у нас получилось.

Вышли пальчики гулять по лесной дорожке.

Как увидели лису, побежали ножки.

Там зайчонок на пенечке песенки поет.

А ежонок с колкой спинкой яблочки несет.

А медведь – топтыжка готовится к зиме,

И свою берлогу утеплил уже.

Белки прыгают, резвятся. Выпал первый снег.

А теперь пора прощаться. До свидания, лес!

Таких четверостиший для проведения пальчиковой гимнастики мы придумали очень много и дальше продолжаем сочинять их вместе с ребятами.

       В нашей работе нельзя обойтись без артикуляционной гимнастики. Формирование правильного произношения у детей – сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль как за речью окружающих, так и за собственной.

      Мы работаем с детьми систематически, чтобы ребята научились легко и красиво говорить, каждое утро мы проводим артикуляционную и дыхательную гимнастику. Ребята выполняют самые разные упражнения на постановку свистящих, шипящих, сонорных звуков.

     На занятиях по обучению грамоте знакомим детей с гласными и согласными звуками. Гласные звуки очень важны, ведь они составляют основу каждого слова. В процессе знакомства с гласными мы все проговариваем стихи.

Гласные тянутся в песенку звонко,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу они могут аукать

И в колыбели ребенка качать.

       В обучении детей правильному произношению гласных и согласных звуков мы используем модель «чудо-дерева». Как только дети познакомятся с новым звуком, сразу прикрепляем звук-листик к дереву. Совместно с детьми мы придумали множество игр, которые используются нами, когда проводится работа с «чудо-деревом». Вот некоторые из них: «Цепочка изменений» ручка – речка – печка. «Измени слово» кот – кит. «Строители» слово собирается по слогам: Бу-ра-ти-но. «Узнай букву» по элементу , висящему на дереве дети узнают букву.

       Ознакомление детей со звуковой стороной слова можно связать с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребёнку линейность речи, помогают осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины: звук, слово, предложение; активизируется грамматический строй речи и связная речь. Постепенно дети переходят от простого называния предметов к образному описанию, учатся сравнивать явления и составлять рассказы и сказки.

       Обучение рассказыванию занимает важное место в общей системе и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Обучая детей рассказыванию, то есть самостоятельному связанному и последовательному изложению своих мыслей, мы помогаем находить ребятам точные слова и словосочетания, правильно строить предложения и логически связывать их друг с другом. Работа со звучащим словом наталкивает ребёнка на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать над словом. Все эти умения необходимы ребёнку в словесном творчестве.

      Таким образом, во время обучения дети упражняются в составлении фраз на наглядной основе, усваивают ряд языковых, лексических и синтаксических средств построения речевых высказываний, способны к пересказу коротких текстов по сюжетным картинкам. Например, на основе прочитанных произведений мы создаем сборники рассказов на определённую тематику: «Сделай добро и оно к тебе возвратится», «Рассказы о зиме», «Рассказы о маленьком принце», «Волк на лужайке – задрожали зайки».

Схема обучения чтению.

ЭТАП I «РАССКАЗЫ В КАРТИНКАХ»

Дошкольники очень легко начинают «читать» рассказы в картинках. Первое ощущение у них – это радость и удовольствие: «Я умею читать!»

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ;

РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ, КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

ЭТАП II: ИГРА «ПРЕДМЕТ И СЛОВО»

В ХОДЕ ИГРЫ РЕБЁНОК ЗНАКОМИТСЯ С ГРАФИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ ЦЕЛОГО СЛОВА НАПИСАННОГО ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ

 ЭТАП III: ИГРА «СЛОВО СЛОГИ»

РЕБЁНОК ВИДИТ РИСУНОК ОБЪЕКТА, ВИДИТ НАПЕЧАТАННОЕ СЛОВО, САМ «ЧИТАЕТ» ЦЕЛОЕ СЛОВО И ТОЛЬКО ЗАТЕМ ДЕЛИТ ЕГО НА ЧАСТИ

ЭТАП IV: ИГРА «СЛОВО И ЗВУКИ»

ЦЕЛОЕ СЛОВО, КОТОРОЕ РЕБЁНОК ВОСПРИНИМАЕТ КАК ЦЕЛЫЙ ОБРАЗ РАЗДЕЛЯЕТСЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ, ПРИЧЁМ КАЖДОМУ ЗНАКУ СООТВЕТСТВУЕТ ОДИН ЗВУК

ЭТАП V: «ЗВУКО-БУКВЫ»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКО-БУКВАМИ, С РАЗНООБРАЗНЫМИ ИГРАМИ ПО СЛИЯНИЮ ЗВУКОВ В СЛОГИ И СЛОГОВ В СЛОВА.

Следует обвести букву пальцем, затем карандашом по кальке, нарисовать ее камешком на ладошке, вылепить из пластилина, выложить ниточкой, нарисовать в воздухе, изобразить всем

      Таким образом все дети очень легко соединяют звуки в слоги, слоги в слова, начинают читать целыми словами. Во-первых, в процессе обучения накапливаются реально-практический опыт в чтении, работе с печатным словом, в делении слов на слоги, звуки и связанной с ним информации как на сознательном уровне, так и на бессознательном уровне. Во-вторых, ощущение радости от творческого результативного процесса: всё, что делает ребёнок, он делает сам, и всё у него получается.

     Для детей каждое занятие представляет собой каскад последовательно и плавно сменяющих друг друга игр, они постоянно находятся в сказочной, художественной атмосфере. А это будит фантазию, речевую активность, это мощный фактор расширения сознания.

    В своей работе все больше включаем интегрированные занятия. Как правило, их использование положительно влияет на развитие детей, позволяет избежать психологической нагрузки и подкрепляет их знания в одной сфере знаниями их другой.

Литература:

//«Дошкольное воспитание» № 4, 2008, стр. 79. Л.Красильникова «Познавательно-речевое развитие».

 //«Дошкольное воспитание» № 10, 2005, стр. 75. Т.Ломбина, В.Лукина «Обучение грамоте»

Методика развития речи, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, - М, 2003

Срочно учимся читать. О.Г.Молчанова, М, 201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...