НОД «Познавательно – речевое развитие» Конспект: «Весна. Большая вода».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
НОД «Познавательно – речевое развитие»
Конспект: «Весна. Большая вода».
Задачи:
1.Совершенствовать умение детей старшего дошкольного возраста составлять описательные рассказы по картине.
2.Формировать у детей умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях.
3.Расширть знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведения изобразительного искусства. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания.
4.Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе.
5.Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукции картин И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; запись А. Вивальди «Весна», П.И. Чайковского «Апрель», Рахманинов «Весенние воды», мульмедийная презентация «Весна. Большая вода».
Предварительная работа: Рассмотрите с детьми пейзажных картин И. Левитана, прослушивание произведений П. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года», разучивание стихов и чтение произведения о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД «Познавательно – речевое развитие» Конспект: «Весна. Большая вода». | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Познавательно – речевое развитие»
Конспект: «Весна. Большая вода».
Задачи:
1.Совершенствовать умение детей старшего дошкольного возраста составлять описательные рассказы по картине.
2.Формировать у детей умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях.
3.Расширть знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведения изобразительного искусства. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания.
4.Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе.
5.Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукции картин И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; запись А. Вивальди «Весна», П.И. Чайковского «Апрель», Рахманинов «Весенние воды», мульмедийная презентация «Весна. Большая вода».
Предварительная работа: Рассмотрите с детьми пейзажных картин И. Левитана, прослушивание произведений П. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года», разучивание стихов и чтение произведения о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами.
Ход:
Воспитатель: Послушайте музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года». Вам понравилась эта чудесная музыка? Как она называется? О чем она? –А сейчас послушайте, как писала о весне поэт И. Токмакова:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
-Какое настроение хотела донести до нас автор? (Радостное, веселое).
Воспитатель: Наша земля прекрасна во все времена года и каждое время прекрасно по своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожидание тепла и солнца. Это время называется – Весна. Какое нежное и ласковое слово – весна! И нет уже сна. Что – то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники свои картины.
Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил свой край и писал картины, на которых изображал родную природу, стройные березки, реку, небо над ними. Его картины любят и знают все не только на родине, но и в других странах. Сегодня мы с вами познакомимся с картиной Левитана, которая называется «Большая вода» из серии «Весна».
-Сейчас я покажу вам несколько картина художника, а вы подумайте и попробуйте угадать, какая из этих картин называется «Весна. Большая вода»?
-Сегодня будем составлять по ней рассказ.
-Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П.И. Чайковского «Апрель».
Рассмотрите картину. (Дети рассматривают картину под сопровождением пьесы П.И. Чайковского «Апрель»).
Расскажите о ваших впечатлениях о картине. Как вы думаете, что художник хотел рассказать нам про весну? Что же интересного увидел художник? А что вы увидели? Почему Левитан назвал картину «Большая вода»? (Дать высказаться 2-3 детям). Да художник увидел весенний разлив реки, затопившие пологие берега.
Подошла, невзначай наступила
Полых вод неоглядная сила, -
Набежала их талых снегов
С обогретых весною бугров.
Это явления называется «половодье». Полая вода значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят их своих берегов. Широко, привольно и бескрайне разлилась вода, так что кажется будто она слилась с голубым небом. Она повсюду, прозрачная, светло-голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивают яркая зелень ли и темный ствол старого дерева. Тени от них удлинены, отражаясь в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз. Это «удвоение» мира делает пейзаж прозрачным и загадочным. Крестьянские избы, амбары, оказавшиеся в воде и те, что стоят на высоком берегу, сливаются в прозрачно –светлое целое очарованное пространство, почти растворяясь в голубой дали. А есть ли в картине солнце? Как вы узнали? Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу мы узнаем о нем. Солнце еще не яркое, но уже чувствуется его тепло.
А что изображено на переднем плане? Это лодка. Она стоит у берега. Наверное, в ней и приплыл художник, чтобы написать свою картину. Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Ответы). Да, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, от ожидания тепла, буйного расцвета природы.
Как бы вы назвали эту картину? Художник назвал ее «Весна. Большая вода». А теперь послушайте музыку, которую написал композитор Сергей Васильевич Рахманинов; он назвал свою пьесу «Весенние воды». Закройте глаза и представьте себе голубое небо, бескрайние просторы воды, почувствуйте легкий ветерок, теплые лучи солнца, будто вы очутились внутри картины.
Беседа по картине:
-Вспомните, как называется эта картина, кто ее автор? (Картина называется «Весна. Большая вода». Написал эту картину Исаак Ильич Левитан).
-Почему картина называется «Весна. Большая вода»? (Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье).
-Какими словами можно рассказать о воде, какая она? (Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная).
-Что можно сказать о небе? (По небу плывут белые облака).
-Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила разлившаяся вода. Тоненькие молодые березки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна березка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть).
-Какие деревья, кроме березок, вы видите? (На картине кроме березок мы видим ель и старое дерево).
-Что художник изобразил на переднем плане картины? (На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой).
-Что художник изобразил на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины, сквозь рощицу видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода).
-Какой день изображен на картине? (На картине изображен ямный солнечный, безветренный день).
-Почему вы так думаете? (Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли четкие тени от деревьев. На стволах берез – солнечные блики).
-Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого).
-Как вы думаете, почему художник выбрал такие краски? (Растаял снег, небо отразилось в воде, и все стало голубым. Стоит солнечный день).
-Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло).
Физминутка: «Веснянка».
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. (Дети идут по кругу).
Побежал в саду ручей, (Дети бегут по кругу).
Прилетели сто грачей, (Машут руками).
А сугробы тают, тают, (Приседают).
А цветочки расцветают. (Встают на носочки, руки вверх).
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру с мячиком «Закончите предложение»
Догадайтесь, что нужно сказать:
-Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная – весна;
-Теплое, яркое, ласковое, лучистое – солнце, солнышко;
-Голубое, чистое, высокое, ясное – небо;
-Легкое, белое, пушистое – облако, облачко;
-Весенний, прохладный, ласкающий – ветер, ветерок;
-Молодая, зеленая, мягкая, шелковистая – трава, травушка.
Составление рассказа.
А сейчас давайте попробуем мы с вами составить рассказ по картине, помогут нам в этом опорные схемы.
-О чем мы сначала скажем? (Вначале я назову автора и название картины).
-О чем мы расскажем потом? (Потом я расскажу о погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане).
-А в конце своего рассказа, о чем расскажете? (И в конце рассказа я расскажу о настроении картины).
-Кто желает сочинить рассказ по этой картине?
«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясна, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега = стоит старая лодка. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди березок видна зеленая стройная ель и старое дерево. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики. Этак картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло».
Итог.
-О чем мы узнали, с чем познакомились на занятие? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы).
-Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно защищать и охранять природу).
-Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий художник И. Левитан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа)
Открытое занятие в подготовительной группе...
конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности"Весна-большая вода"
В конспекте использованы нетрадиционные технологии художественной деятельности-монотипия, а также элементы ТРИЗ при составлениии описательного рассказа по картине...
Образовательная область. Познавательное речевое развитие. Конспект "Путешествие в страну геометрических фигур"
Образовательная область. Познавательное развитие. Конспект "Путешествие в страну геометрических фигур". Учить детей называть и узнавать геометрические фигуры по описанию. Воспитывать интерес...
Конспект занятия по речевому развитию "Рассматривание пейзажной картины "Весна. Большая вода".
Конспект занятия по речевому развитию "Рассматривание пейзажной картины "Весна. Большая вода"....
Пояснительная записка к технологической карте НОД образовательная область «Познавательно-речевое развитие". Конспект: «Зачем нужно знать правила работы в интернете?».
Пояснительная записка к технологической карте НОД на тему "Информационная безопасность", разработанная учителем-логопедом....
Конспект НОД по речевой деятельности на дидактической основе. Тема: «Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Образовательная область «Речевое развитие» для детей дошкольного возраста (6-7лет)...
Познавательно-речевое развитие. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми.
Программное содержание: 1. Содействовать физическому развитию детей; 2. Формировать предпосылки здорового образа жизни детей; 3. Развивать способность в течении длительного периода времени развора...