конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности"Весна-большая вода"
план-конспект занятия по рисованию по теме

Зайцева Марина Иосифовна

В конспекте использованы нетрадиционные технологии художественной деятельности-монотипия, а также элементы ТРИЗ при составлениии описательного рассказа по картине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное

учреждение детский сад № 84 комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста

 «Весна - большая вода» с использованием

нетрадиционных педагогических технологий ТРИЗ

Конспект  разработал

Воспитатель Зайцева М.И.

                                                   Санкт-Петербург

Цель занятия:  Развивать интерес к искусству, учить передавать в рисунке картины природы.

Задачи:  Знакомство с техникой рисования двойных (зеркально симметричных)  изображений или монотипные.

- Расширять возможности рисования «по мокрому» как выразительно изобразительного средства в детской живописи.

- Учить передавать впечатления о весне изобразительными средствами.

- Развить творческое воображение.

- Воспитывать интерес к познанию природы, и отображению представленный в изобразительной деятельности.

- Развивать речевые  навыки , посредством упражнений умением составлять простые и сложные предложения.

- Расширение словарного запаса.

- Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: Магнитная доска, мультимедийный экран, ПК.

Материалы: Репродукции картин, белые листы формата А4, акварельные краски, кисти разных размеров, трафареты деревьев, зеркала, стаканчики для воды, палитры, губки, тряпочки.

Предварительная работа:

Художественно-эстетическое развитие:

Чтение блока стихов М. Яснова «Картина»

Чтение стихотворений Ю. Мориц «Весна», А. Плещеева «Уж таял снег», Г.Ладонщикова «Весна»

Отгадывание загадок о весне и весенних явлениях природы

Чтение форм народного фольклора - заклички:

«Приди, весна, к нам с радостью»

«Весна – красна, что принесла»

«Весна, отворяй ворота»

Рассматривание иллюстраций про весну, репродукции картин, художественных открыток, ознакомляющих с весенними пейзажами.

Дидактическая игра «Волшебные краски»

Дидактическая игра «Подбери цвета к картине»

Прослушивание  аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки весны», «Жаворонок»  Чайковского П.И. времена года- Март.

Познавательное развитие:

Наблюдение за деревьями на прогулке, экспериментирование с отражением зеркала

Знакомство с симметрией:

Дидактическая игра «Продолжи узор»

                                    «Выложи фигуру»

Дидактическая игра, необыкновенное путешествие  во времена года (А.Сорокина)

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Речевое развитие:

Дидактическая игра «Закончи фразу»

Дидактическая игра «Какой, какая, какое» (по имени весна)

Заучивание стихотворения с помощью приема мнемотехники «Крокирование»

Ю. Мориц «Весна»

Физическое развитие:

Пальчиковые гимнастики

«Ручеек»

Физические минутки Н. Метельской:

«Пришла весна», «Весна», «Весенние заботы», «В весеннем лесу»

Подвижная игра «Встать по порядку» (радуга), «Приходи, весна», «Зима и весна»

Корр.упражнение «Птички ходят по жердочке»

Игра на внимание с мячом «Птицы»


Ход занятия:

Появляется воспитатель в костюме художника.

-Здравствуйте ребята сегодня я Вас приглашаю в свою мастерскую.  Хотите увидеть замечательные картины разных художников?

Дети с художником подходят к импровизированной экспозиции (на экране мультимедийного проектора), где появляются пустые рамки.

Художник: Вас удивляет почему рамки пустые, ребята это картины волшебные, они только после того покажут Вам всю красоту и глубину, как только Вы угадаете загадки о том что нужно художнику для написания картин.

Цветной Ивашка                                      Нет альбома- не беда                  Они с карандашом схожи

Деревянная рубашка                               Рамки подавай сюда                    Цветные и в коробке тоже

Где носом ведет                                       Натянуты на ней просты            Пишите ими на листке

Там заметку кладет                                  Из ткани разные                         Асфальте, стенке и доске

              (Карандаш)                                          (Холсты)                                             (Мелки)

                                                             

Свою косичку без опаски                              Краски я на ней мешаю               Разноцветные сестрицы

Она обмакивает в краски                               Получаю новый цвет                   Заскучали без водицы

Потом потом окрашенной косичкой             Не всегда она большая               Дядя длинный и худой

В альбоме водит по страничке                      Но удобна спору нет                   Носит воду бородой

                            (Кисть)                                                (Палитра)                                         (Краски)

После того как дети отгадывают загадки на экране  в рамках появляются репродукции картин художников пейзажистов

И. Левитан «Весна- большая вода»

А. Саврасов «Грачи прилетели»

К.Я. Крыжицкий "Ранняя весна"

А. И. Куинджи "Ранняя весна"

И. Левитан "Ранняя весна "

Художник: Скажите ребята,  чем похожи все эти картины? Правильно на всех них изображена природа. А еще все они о весне. Давайте вспомним, а как называются картины изображающие природу?

- Пейзаж.

Чтение стихотворения М. Яснова «О картинах»

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней

Или сад и облака

Или снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина

Называется пейзаж

Художник: Ну а сегодня ребята я хотел бы обратить внимание на картину          

И. Левитана  «Весна - большая вода» так точно описывающую природные явления первого месяца весны- марта. В старину называли его март - Ледогон. В марте тает снег, превращаясь в быстрые полноводные ручьи и заливая луга и поля.

А сейчас мы поиграем с Вами в игру  «Оживи картинку» (ТРИЗ)

Но перед этим нам нужно хорошо потренировать наши глазки, чтобы они разглядели все детали картины, до мельчайших подробностей.

 Проводиться гимнастика для глаз.

Гимнастика для профилактики нарушения зрения. «Послушные глазки»

-Закрываем мы глаза, вот такие чудеса

                            (закрываем оба глаза)

-Наши глазки отдыхают, упражненье выполняют

           (продолжают стоять с закрытыми глазами)

-И теперь мы их откроем, через речку мост построим

                              (открывают глаза, рисуют мост)

Вверх поднимем, глянем вниз

Вправо, влево повернем

(В соответствии с текстом)

Дальше мы играть начнем

                         (поморгать)

Художник: Ну а теперь начнем.

Представим себе, что в руках у нас огромные подзорные трубы, чтобы увидеть все мелкие детали.

I этап: Называйте что Вы видите, а я буду записывать на доске, чтобы ничего не упустить.

Дети называют предметы, явления природы, живые существа которых видят и т.д.

         Нене                                        

         

II этап: Теперь мы придумываем как связанны все эти предметы и явления между собой

(Дети устанавливают связи, составляя предложение между обнаруженными частями)

Например: В воде отражаются деревья; Вода затопила землю и т.д.

                           

III этап: Ребята а теперь давайте представим что мы оказались вдруг в том месте которое нарисовано на картине.

(дети характеризуют объекты и действия)

  1. Подумайте, что мы можем услышать?
    Например: лай собак, плеск воды, крик птиц.
  2. Что мы можем пощупать, потрогать?
    Например: холодная вода, скользкие стволы деревьев.
  3. Какой запах, мы можем уловить?
    Например: дым, свежесть.

IV этап: Ну а сейчас мы немножко пофантазируем и попробуем восстановить события которые предшествовали написанию картины. Т.е. были до, ну и после.

Художник: Ребята Вы молодцы, мне очень понравилось Ваши ответы, давайте немножко подвигаемся.

Подвижная игра «Радуга»

Цель: закрепление знаний о цветах радуги.

Ход игры: у детей цветные карточки на лентах. Дети одевают их на шею. Делятся на команды по числу цветов радуги (по 7). По сигналу воспитателя разбегаются по сигналу встают в соответствии с очередностью цветовой гаммы радуги.

После игры:

Художник: Ребята, а Вы хотите превратиться в настоящих художников? Вы очень понравились мне и я хочу чтобы Вы оставили о себе добрую память. Вы нарисуете мне картину «Весенний пейзаж» а я пополню Вашими картинами  свою коллекцию. Послушайте стихотворение Ф. Тютчева «Сияет солнце».

Стихотворение Ф.Тютчев

«Сияет солнце, воды блещут

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом»

 Сегодня я научу Вас  рисовать в технике «по мокрому»  (т.е. картину с отражением). А отражение это точно такое же изображение т.е. симметричное на другой части листа.

Давайте проведем эксперимент.

Возьмите листы (Сложенные пополам), вырезанный трафарет дерева, приложите дерево к одной верхней части листа (до сгиба), а зеркало к нижней части (к сгибу). Что получилось?

Кажется как будто дерево отражается в воде. Вот и мы сейчас будем рисовать деревья которые отражаются в воде.

Нарисуйте акварельными красками весенний пейзаж на верхней части листа. Теперь губкой намочите нижнюю часть листа и сложите его. Вот у Вас и получились весенние пейзажи, отражающиеся в талых весенних водах.

Проводиться пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои                                                    

(сжимаем, разжимаем)                                            

Их как хочешь, рассмотри                                        

1,2,3,4,5 взяли кисточки опять                                    

Постучали, повертели                                  

И работать захотели                  

Держим кисточку вот так

(Делаем воображаемые клювики)

Это трудно не  пустяк

Вправо, влево, вверх и вниз

(движение кистей в соответствии с текстом)

Побежала наша кисть

Закружилась как волчок

За тычком идет тычок

Продолжим дальше. Теперь губкой намочите нижнюю часть листа, сложите его по сгибу пополам. Вот у вас и получился весенний пейзаж, отражающийся в талых весенних водах.

Ну что ж большое Вам спасибо.

До свидания.

Жду Вас с нетерпением еще в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности "Художница-осень"

Конспект разработан с целью обобщить исистематизировать знания детей об осени. это итоговое занятие. Благодаря удачно подобранному методическому материалу дети легко воспринимают информацию, активно в...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности и речевому развитию «Золотая рыбка» (2-3 лет)

С раннего возраста начинаем формировать у детей конструкторские умения и навыки работы с бумагой и  нетрадиционным  материалом (монеты пуговицы, опилки, нитки);Аппоикация развивает мелкую мо...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему: "Весёлые рыбки"

Цель: Закреплять умения детей работать в нетрадиционной технике, рисования пальчиком. Продолжать учить обводить маркером свою ладошку. Показать способ «превращения» её в рыбку. Развивать творческие сп...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка»

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка»...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности (Нетрадиционная техника рисования) и музыке на тему: "Петушок"

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельости (нетрадиционная техника рисования) и музыке на тему: "Петушок"...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и музыке детей старшей группы.

Используя на занятии разные сферы деятельности мы повышаем интерес детей как к самим занятиям, так и к окружающему нас миру....