Конспект НОД по речевому развитию "Как кот Мурлышка научился выговаривать звуки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Приятно слушать человека, у которого развита речь, все звуки произносимы. Последнее время у детей наблюдается замедленное развитие речи. Многие не говорят до 3 лет. Детский сад уделяет огромное внимание речевому развитию. В данный конспект мной включены малые формы фольклора, которые оказывают огромную роль в развитии речи. Включение игрового персонажа стимулирует детей на высказывания. В занятие включены разные формы работы с детьим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_kot_murlyshka_nauchilsya_govorit.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинушка» р.п. Сосновское Нижегородской области
Конспект НОД
по образовательной области«Речевое развитие»
«Как кот Мурлышка научился выговаривать звуки»
Составила: Танаева Н.А.,
воспитатель подготовительной группы
Цель: Приобщать детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
Образовательные: Стимулировать речевую активность детей;
- во время ознакомления с малыми фольклорными формами контролировать закрепленность навыка правильного произношения звука «Ш», дифференциацию звуков «С», «Ш»;
-закреплять полученные ранее знания по народной бытовой культуре.
Развивающие:Продолжать прививать интерес к изучению старинной утвари.
Воспитательные: Вызывать у детей положительные эмоции от пребывания в горнице и приобщения к истокам родной культуре.
Материал к НОД: Перчаточная кукла Кот Мурлышка;
- запись песни «Горница»; карточки с изображением домашней утвари: ложки, кувшина, горшка, , миски, сита;
- зеркало маленькое.
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: Экскурсия в горницу, знакомство с песенками, загадками, пословицами и поговорками родного народа.
Ожидаемые результаты: Дети будут узнавать и правильно называть предметы домашней утвари, дифференцировать звуки «С», «Ш».у детей появится интерес к познанию культурных ценностей России.
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности
Звучит куплет вступительной песенки. Дети с воспитателем входят в горницу.
Нас встречает наша горница,
Тут работа дружно спорится.
А как рученьки умаются,
Час потехи начинается.
Воспитатель: Снова мы собрались в нашей уютной горнице для того, чтобы Заниматься и играть,
И потешки повторять,
Чтоб загадывать загадки,
Язычки тренировать.
Вы довольны, ребята? Тогда давайте для разминки произнесем чистоговорки.
- Ша – ша – ша, ша – ша – ша – в плошке каша хороша.
- Са – са – са, са – са – са – в туеске сидит оса.
- Ши – ши – ши, ши – ши – ши – любят сказки малыши.
- Сы – сы – сы, сы – сы – сы – скрипнут гирями часы.
- Уш – уш – уш, уш – уш – уш – богатырь Никита дюж.
- Ус – ус – ус, ус - ус –ус – репка сладкая на вкус.
- Иш – иш – иш, иш – иш – иш–дым из печки выше крыш.
- Ис – ис – ис, ис – ис – ис – у Настасьи квас прокис.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? На печке кто – то завозился. Наверное, мы своими чистоговорками хозяйского кота разбудили.
Из – за печной занавески появляется кот Мурлышка.
Кот: Бедный я, котиска Мурлыска.
Смеются надо мной дазе мыски.
Не умею я, ребята, звук «С» произносить.
Помогите, подскажите,
Как мне дальсе зыть?
Воспитатель: Надо помочь котику, ребята. Какой звук он не умеет говорить?
Дети: Ш.
Воспитатель: Правильно, звук «Ш». Поможем!
Дети: Поможем!
Воспитатель: Не горюй, котишка Мурлышка! Наши ребята тебя научат. Возьми в лапки волшебное зеркальце. Оно поможет тебе не ошибиться. А теперь смотри на ребят и выполняй то, что они тебе покажут. Итак, ребятишки, вспоминайте, как нужно правильно расположить губы, язык, зубы, чтобы произнести звук «Ш». (Губы нужно слегка вытянуть вперед, язык поднять вверх, между зубами должна быть щелка).
Кот: Ну – ко я попробую!
Воспитатель: Вот я тебе, Мурлышка, поднесу наше волшебное зеркальце.
Кот: Ш! Ш – ш – ш – ш! Получилось! Шпашибо! Шпашибо, ребятишки! У меня получилош!
Воспитатель: Опять незадача! У Мурлышки пропал звук «С». Придется нам, ребята, напомнить коту правила произнесения звука «С». Давайте покажем коту, как нужно правильно произнести этот звук. (Губы в улыбке, между зубами щелка, кончик языка спрятан за нижними зыбами).
Кот: С- с – с – с – с! Получилось!
Спасибо, ребята! Спасибо, друзья!
Теперь научился мурлыкать и я!
Но после серьезной работы
Вам, верно, развлечься охота?
Воспитатель: И как же ты собираешься нас развлекать?
Кот: Я с вами поиграю в мою любимую игру. А называется она «Кот и мыши». Вы будете мышами, а я, разумеется, кот. Я спрячусь на печке, как будто бы на крышу ушел. А вы в это время шныряйте на цыпочках по горнице и пищите. А когда я выгляну и крикну: «Тише, мыши! Кот на крыше!» - вы присядьте и спрячьте лицо в ладошки.
Игра «Кот и мыши»
Кот: Хороша была игра!
Но на охоту мне пора!
Берегитесь, мышки,
Хитрого Мурлышки! Мяу!!!
А на прощанье всем сюрприз!
Он здесь в горнушке спрятан.
С ним станете умнее вы.
А я пошел, ребята! Мяу!!! (Исчезает за занавеской).
Воспитатель: Ну что ж, посмотрим, что за сюрприз спрятал кот Мурлышка в горнушке. Да это же картинки! Тут еще и записка. (Читаю).
«На картинках этих, дети,
Нарисованы предметы.
Надо их узнать, назвать,
В нашей горнице сыскать».
Ребята, оказывается, все, что здесь нарисовано, есть в нашей горнице, и каждый предмет нам с вами придется отыскать. Ну да ничего. Вы смышленые, глазастые, справитесь. Ну что, начнем? Вот первая картинка. Что здесь?
Дети: Ложка.
Воспитатель: Правильно, ложка. Что вы о ней знаете?
Дети: Ложка бывает деревянная и металлическая. Деревянные ложки используют не только для еды, но и как музыкальные инструменты.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно рассказали о ложках. О них народ сложил много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них:
- Ложкой моря не вычерпаешь.
- Сухая ложка рот дерет.
Давайте повторим их. (Дети повторяют). А сейчас найдите ложку в горнице.
(Дети находят ложку). А теперь вторая картинка. Что нарисовано на ней?
Дети: Здесь нарисован кувшин.
Воспитатель: Правильно, это кувшин. В какой сказке о нем говорится?
Дети: В сказке «Лиса и журавль».
Воспитатель: Молодцы. Да, в этой сказке журавль угощал лису окрошкой, которую он налил в кувшин. О кувшине тоже сложены пословицы. Послушайте их. «Кувшин пополам – ни людям, ни нам. Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сломить». Кто запомнил? Повторите.
Дети повторяют.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами еще знаем песенку, в которой коту обещают кувшин молока. Давайте споем ее.
Песенка «Уж ты, котя – коток»
Уж ты, котя – коток,
Котя – серенький лобок.
Приди, котик ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Воспитатель: Найдите, пожалуйста, кувшин.
Дети: Он стоит на столе.
Воспитатель: Беру третью картинку. А на ней изображена миска. Для чего она нужна?
Дети отвечают.
Воспитатель: Миска – это посуда для еды в виде широкой чашки. В старину из деревянных мисок ели, а сейчас их применяют больше как декоративные, т.е. для украшения. Какую сказку вы знаете, в которой бы говорилось о миске?
Дети: «Три медведя».
Воспитатель: А кто скажет, как называется вот этот предмет?
Дети: Горшок.
Воспитатель: Правильно, это горшок. А сейчас я загадаю вам загадку, вы же дайте мне отгадку.
«На кружале был, на пожаре был.
Домой пришел – семью накормил».
Что это?
Дети: Горшок.
Воспитатель: Понравилась загадка? Давайте повторим ее все вместе еще раз. Послушайте про горшок еще пословицу – потешку:
«Котел горшка бранит.
Черен он на вид.
А сам замазан в саже
И черней горшка и гаже».
Воспитатель: Есть у нас горшок в горнице? Где он?
Дети отвечают.
Воспитатель: Загадаю вам еще загадку, слушайте внимательно.
«Новенька посудина, а вся в дырах». Что это? Еще загадка.
«Кругло и широко, дыр много, а пролезть нельзя». Отгадайте.
Дети: Сито.
Воспитатель: Правильно! У вас дома, наверное, оно у всех есть. Найдите, где у нас сито?
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились лишь с частью предметов домашней утвари – предметов старинной посуды. С остальными познакомимся в следующий раз. А сейчас скажите мне, пожалуйста, какие предметы посуды вы запомнили и можете о них рассказать вашим близким?
Дети называют.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на мои вопросы, помогли коту – Мурлышке научиться произносить звуки. Сегодня мы вспомнили потешки, поговорки, спели колыбельную песенку.А вам понравилось? Что вам больше всего запомнилось? Что больше всего вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе "ЗКР: звук Ж"
Представлен конспект ООД по речевому развитию ("звуковая культура речи: звук Ж") для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект на тему: "Речевое развитие во второй младшей группе. Звук [С]"
Отработка звука [с], выявление детей, у которых не получается этот звук, для последующей индивидуальной работы с такими ребятами....
Конспект на тему: "Речевое развитие во второй младшей группе. Звук [И]"
НОД по речевому развитию. Звук [и]....
Консультация для родителей "Как научить ребенка выговаривать звук [Р]"
Согласно речевым нормативам, к шести годам словарный запас дошкольника должен насчитывать более 2000 слов. Ребенок должен использовать в речи простые и сложные предложения, пользоваться всеми тремя вр...
Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков
Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "ЗКР звуки Ц-Ч"
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "ЗКР звуки Ц-Ч"...
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки П-ПЬ. Заучивание стихотворения»
Задачи:Образовательные:Познавательное развитие: - Учить отвечать на вопросы полным предложением.Речевое развитие: - Упражнять в правильном произношении звуков П-ПЬ- Помогать осваивать дыхате...