Образовательная деятельность "Сказочный мир Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области
Подготовили воспитатели:
Парахина Л.Н.
Караваева О.Н.
2015
Цель: Показать удивительный мир сказок Корнея Ивановича Чуковского, их мудрость и красоту.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
- Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми;
- Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстраций;
- Продолжать совершенствовать различные виды речевой деятельности, обогащать словарный запас;
- Воспитывать у детей желание выполнять совместные задания.
Предварительная работа:
Чтение произведений К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха- Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», « Чудо - дерево», «Бармалей».
(Дети сидят за тремя столами)
Ход ОД:
Воспитатель:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. Что это?
Дети: - Это книги
Воспитатель: Что такое книга?
Дети: - Это когда есть обложка и листочки внутри
Воспитатель: - Зачем нужны книги?
(ответы детей)
Воспитатель: Кто пишет детские книги?
Дети: - Люди, которые детей любят, знают много интересных историй, придумывают истории загадочные, волшебные, веселые и страшные.
Воспитатель: - Каких детских писателей вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: - Приглашаю вас в гости к писателю, который придумывал чудесные сказки в стихах для детей.
Недалеко от Москвы, в посѐлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Как звали этого замечательного человека?
Дети: Корней Чуковский..
Воспитатель: К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
Как у наших ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное
Вспомните, что росло на чудо-дереве? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Верно!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмачки,
Словно яблоки.
А это что такое? На дереве какие-то картинки...
Игра «Узнай и назови сказку»
Дети по одному подходят к «чудо-дереву», снимают по одной картинке, узнают и называют и называют героя и сказку.
(умывальник сказка «Мойдодыр», «Муха – Цокотуха», «Бармалей», «Доктор Айболит», «Телефон»)
Игра «Собери картинку»
Воспитатель: у вас на столе лежат картинки, которые надо собрать и назвать сказочного героя и сказку.
(на столе лежат разрезанные картинки, детям нужно на столе собрать картинку, и назвать литературное произведение К.Чуковского и зачитать отрывок из произведения). « «Мойдодыр», «Путанница», «Чудо - дерево»
Вдруг из маминой, из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
(«Мойдодыр»)
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
(«Путаница».)
Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
(«Чудо – дерево».)
Воспитатель:
У меня для вас, ребятки,
Приготовлена загадка.
«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: - Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Все виновную прощают –
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить».
Как называется сказка?
Дети: «Федорино горе»
Из-за домика выходит Федора.
Федора:
Здравствуйте, ребятки, какие уж как я вас люблю, за то, что вы так много знаете, и загадки-то все отгадали, а кто я такая знаете? Про меня Корней Иванович целую историю рассказал. Помните, от меня вся посуда убежала, я о ней не заботилась, не мыла, не чистила. Плохо мне одной было, а потом я с посудой своей помирилась, теперь я - чистюля, любо-дорого посмотреть!
Воспитатель: Да это же бабушка Федора в гости к нам пришла.
Федора: Но я не просто так пришла, а проверить ваши знания. Вот вы читали много сказок Чуковского? А все запомнили? Вот сейчас проверим, а то вдруг все ваши книжки обидятся на вас, что вы их на внимательно слушали и разбегутся.
Воспитатель: ну что такое ты говоришь Федора, дети всегда внимательно слушают сказки. Давай свои загадки мы хороши знаем сказки Чуковского.
Игра «Волшебный сундучок»
Федора: в этом сундучке лежат сказочные предметы. Вы должны угадать, что это?
В сундучке то, что просили прислать цапли из сказки «Телефон». Что это? Дети: Капли.
В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». Что это?
Дети: Колоша.
В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр»
Дети: Мочалка.
В ящике то, чем решили поиграть лисички из сказки «Путаница». Что это?
Дети: Коробок спичек.
В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище». Что это?
Дети: Воздушный шарик
В ящике то, что просили прислать мартышки из сказки «Телефон». Что это?
Дети: Книжки
Федора: Молодцы, у меня есть еще загадка. Я буду вам рассказывать про героя, а вы должны угадать его.
Игра “Узнай героя”
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Музыкальная физминутка
Игра «Собери сказку»
Воспитатель:
На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Первый стол собирает предметы, которые подходят к их сказке:
«Мойдодыр» - таз, мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста;
«Федорино горе» - тарелка, кастрюля, ложка, стакан;
«Доктор Айболит»- градусник, вата, фонендоскоп, шприц.
Игра «Собери героев»
(Дети выкладывают на интерактивной доске героев сказок К. И. Чуковского.)
Одна команда героев сказки «Айболит»
(Доктор Айболит, лиса, зайчик, кит),
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит.
вторая команда – героев сказки «Мойдодыр»
(умывальник, грязнуля, крокодил)
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!
третья героев сказки «Муха – Цокотуха
(муха, комар, бабушка – пчела, самовар)
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Игра: «Доскажи сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Муха по полю пошла
Муха (денежку) нашла
«Муха – Цокотуха»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
(Слон)
Ox, нелёгкая это работа -
Из болота тащить (бегемота)
«Телефон»
Драматизация «Теремок Федоры»
Федора: «Спасибо, ребята. Молодцы, потрудились» А теперь помогите мне прибрать посуду в мой чудо-теремок.
Федора: Стоит чудо-теремок,
Он не низок, не высок,
Кто в нем живет,
Тот помощником слывет.
Только вот беда –
Разбежались кто - куда .
Нужно сказку разыграть.
Чтоб посуду мне собрать
(Федора заходит в теремок.
Воспитатель:
Как по полю сковородка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
(Выбегает «сковорода», стучит в теремок)
Федора: Ты кто?
Сковорода: Я – сковорода, пустите меня сюда.
Я качества приличного,
Блины пеку отлично я.
Федора: (из окна)
Проходи, попробуем твои блины.
(Выбегает «кастрюля», бренча крышкой)
Воспитатель:
А вот и кастрюля спешит
И крышкой своею бренчит.
Кастрюля:
Помогите, помогите,
В теремок меня впустите.
Буду вам верой и правдой служить,
Супы вкусные и каши варить.
Федора:
Ну что ж, скорее заходи,
Нам помощники нужны.
(К теремку скачет «поварешка»)
Воспитатель:
На тоненькой ножке
Скачет поварешка.
Поварешка:
Что за терем – теремок?
Постучу в него разок Тук, тук.
Пустите меня,
Пригожусь, друзья, вам я
Я на кухне хлопочу,
Что угодно разолью:
Супы, компоты,
Приятные хлопоты.
Федора:
Где же толкушка – деревянная подружка?
(Выбегает «толкушка»)
Толкушка:
Я бегу, бегу, бегу,
В теремок попасть хочу.
Тук, тук, тук.
Я – толкушка заводная,
Я на месте не сижу.
Если надо, если надо,
Вам картошку потолку.
Федора: (выходит из дома с посудой)
В теремке теперь порядок,
Вся посуда на местах.
Будем, будем мы посуду
И любить, и уважать!
Воспитатель: Вот какая необычная сказка у нас получилась, всем спасибо за участие.
Федора: Ребята, молодцы порадовали меня. Теперь я вижу, что вы много знаете и любите книги.
Воспитатель: - Вот и закончилось наше занятие.
Все вы очень внимательные и находчивые знатоки сказок К. И. Чуковского и вы заслужили значок «Знаток Сказок Чуковсого»
Вам понравилось занятие?
Что было самым интересным?
Федора:
За свое плохое обращение
Я попрошу у посуды прощение! (Делает поклон)
И хочу отблагодарить.
Федора выносит сюрприз и показывает детям и гостям (звучит музыка).
Чаем вкусным угостить.
С мятой, лимоном, вареньем.
С сухарями и печеньем.
Воспитатель:
Спасибо за приглашение Федорушка,
Но вот и пришла пора прощаться.
Мы благодарны всем гостям,
Что вы пришли сегодня к нам.
Звучит песня “ В гости к самовару”.
Дети с Федорой идут на чаепитие.
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» «Знакомство со стихотворением К.Чуковского «Федорино горе»
Возрастная категория: средний дошкольный возраст 4-5 летИнтеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художеств...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» .
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» с использованием здор...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Корней Чуковский "Мойдодыр"
Чтение художественной литературы...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «По сказкам К.И.Чуковского» с детьми 4-5 лет
Цель: Воспитывать культуру речевого общения и интерес к художественной литературе. Задачи:Образовательные:• В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К. И. Чук...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» ТЕМА: « Путешествие по сказкам К.Чуковского» Старшая группа
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтап...
Самоанализ непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» ТЕМА: « Путешествие по сказкам К.Чуковского»
В самоанализе НОД "Путешествие по сказкам К.Чуковского" сделан разбор занятия: из скольки этапов состояло занятие, что проводилось на каждом этапе, какие приемы и методы использовались...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: "Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского – страну Лимпо - Ландию".
Обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского....