Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_pri_oznakomlenii_detey_s_hudozhestvennoy_literaturoy_.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
на тему:
«Развитие речи в татарской группе при ознакомлении детей с художественной литературой»
(из опыта работы)
Воспитатель группы №10
Каримова М.Т.
г.Набережные Челны, 2013г.
В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия татарского народа. В этом следует видеть стремление татар к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.
Живя в многонациональной Республике Татарстан, тематика двуязычия становится из экзотики - повседневностью, т. е. является жизненно важным вопросом для современной системы дошкольного воспитания. Это один из способов интеллектуально-личностного развития ребенка, направленных на воспитание всесторонне-развитой личности в современном обществе.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
В подготовительной группе перед нами стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений, поэтому необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство татарского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку мы выбираем учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекало больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения выясняем, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.
В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начали замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», – писал В.Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваем в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомим. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинали с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем рассказывали народные сказки. Наконец, малышу читали авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Татарские сказки знакомят детей с историческим прошлым татарского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
Читая детям сказки татарских поэтов: «Коварная лиса», «Лиса и волк», «Коза и волк», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях татарского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим – основная черта характера, которая присуща большинству татар. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети выносят именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Мы должны помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, мы выполняем и задачи воспитания.
В ходе обучения татарской разговорной речи:
- дети учатся понимать речь педагога на родном языке, как в организационные моменты, так и в ходе объяснения материала, усваивают лексику родного языка;
- знакомятся с построением элементарных грамматических конструкций;
- учатся принимать участие в играх, знакомятся с песнями и стихотворениями на татарском языке.
В процессе обучения дети учат и рассказывают стихотворения татарских поэтов, как Г. Тукай, М. Джалиль, Ш. Галиев, Ф. Яруллин и др. Знакомятся с национальными сказками, рассказами татарских писателей, как А. Алиш, Н. Фаттах, А. Бикчантаева и др. Играют в разные, национальные, подвижные игры.
С целью приобщения детей к татарской национальной культуре мы проводим национальные праздники: «Сабантуй», «Сэмбеле», «Каз эмесе», «Навруз», «Карга боткасы». Где дети с большим желанием участвуют, рассказывают стихи, поют песни, играют в разные национальные подвижные игры.
Чтобы дети могли поближе познакомиться с жизнью и обычаями татарского народа, в татарском кабинете создан мини-музей, где дети могут увидеть и потрогать предметы быта сельских жителей в старину. Мы при обучении детей татарской разговорной речи стараемся довести до сознания ребенка, что научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение татарского языка – это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми и фольклором. Для этого в нашей группе создан татарский уголок, с куклами в национальных костюмах, утварью, дидактическими играми, национальными костюмами. Дети, в процессе игры, с большим удовольствие могут прочувствовать все тонкости татарской культуры.
Немаловажную роль в обучении детей татарской разговорной речи играет семья. От отношения родителей к родному языку зависит обучаемость детей. В нашей группе для родителей созданы информационные стенды, проводятся беседы, консультации, круглые столы на тему «Роль общения в семье на родном языке», где обсуждается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Вместе с родителями мы посетили Музей истории нашего города, где узнали очень много новой интересной, познавательной информации. Полноценно развивающиеся дети, владеющие двумя языками (билингвы), как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.
В татарской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
В нашей группе приобщение детей к культуре татарского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями татар.
Фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он несёт в себе многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность, приобщение детей к татарскому фольклору - это одно из условий воспитания детей и любви к своей республики, к своему народу, его культуре.
Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Татарский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).
В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей. Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи. Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способ-ют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет нам без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.
Для знакомства детей с татарскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что татарский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Наши девочки – Шаесламова Альмира, Гаязетдинова Разиля – принимали участие в творческом вечере, посвященном Роберту Миннуллину, и читали его стихи. Читаем стихи татарских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к татарскому народному писателю Габдулле Тукаю. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.
Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.
В свободное от занятий время проводятся татарские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «Скок – перескок», «Займи место», «Лисичка и курочки». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. В группе в свободное время дети играют с национальными дидактическими играми: «Составь узор», «Назови элемент», «Животный мир Татарстана», «Растительный мир Татарстана».
С интересом дети рассматривали на занятиях предметы татарской национальной одежды, познакомились с татарским орнаментом (тюльпан, звезда, лист). Свои впечатления дети постарались отобразить на занятии по рисованию при раскрашивании моделей татарской одежды и на занятиях по развитию разговорной речи.
В групповой комнате в доступном для детей месте имеется национальный уголок, где находятся папки с материалами о народах Поволжья, в том числе книги татарских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, татарские дидактические игры. Постоянно ведется работа с родителями. В родительском уголке помещаем задания для чтения и заучивания в семье (татарские слова, стихи татарских поэтов).
Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием татарской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности.
Цель нашей работы – восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной народной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Родине; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие детей, толерантное отношении друг к другу и к окружающему миру.
Как подчеркнул Ф. Ф. Харисов, «Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация ребенка на культуру как на ценность позволит ему в дальнейшем понять и культуру мировую. Лишь такой широкий взгляд на культуру собственного народа, восприятие ее в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, позволяющей ей не просто пассивно созерцать национальную культуру, а вносить в нее свой индивидуальный вклад, включаться в культуросозидающий процесс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой
Консультация для родителей....
"Организация педагогического процесса по развитию речи через ознакомление детей с художественной литературой"
Мастер-класс для педагогов...
Из опыта работы. "Методы и приемы по ознакомление детей с художественной литературой для развития речи"
Методы и приемы...
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой.
Сообщение для воспитателей....
Наглядно-информационная форма взаимодействия с родителями по вопросам развития речи и приобщения детей к художественной литературе. Выпуск газеты «Ребёнок и книга»
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу общей культуры. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учрежде...
Перспективный план кружка «Речецветик» по развитию речи посредством ознакомления детей с художественной литературой младшая группа №9 (3-4 года)
Актуальность.Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды….Но слова — речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая р...
Комментарии
В подготовительной группе
В подготовительной группе перед нами стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ.
В подготовительной группе
В подготовительной группе перед нами стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ