Пересказ сказки В. Сутеева "Разные колеса" с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Исламова Елена Алексеевна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме "Пересказ сказки В. Сутеева "Разные колеса" с использованием технологии ТРИЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suteev_raznye_kolesa.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм пересказа по технологии ОТСМ – ТРИЗ - РТВ

Цель: освоение детьми правил пересказа.

П.: зачем нужен пересказ?

Д.: чтобы больше знать о мире

1. Выразительное чтение текста (читается название и автор)

Выставляется карточка, на которой нарисовано - ухо.

Детям сообщается правило: Внимательно слушайте.

     2. Схематизация.

    Выставляется карточка, на которой нарисован - глаз.

     П.: Давайте представим

Педагог по предложениям зачитывает текст и его схематизирует на доске.

Детям сообщается правило: надо представить.

3. Драматизация. 

Выставляется карточка, на которой нарисована - маска.

П.: давайте поиграем.

Распределяет роли.  Педагог третий раз читает текст, а дети обыгрывают текст как мини представление.

4. Предлагается детям подойти к взрослым и рассказать текст 

(взрослые записывают). Выставляется карточка с восклицательным знаком.

Детям сообщается правило: надо рассказать.

5. Рефлексия. 

Примерные вопросы: Как называется произведение? Кто его автор? Главные герои? И т. д.

 

Правила для взрослых: фиксируют только речевой продукт, не задают вопросов, не помогают.

Через три дня попросить рассказать текст, не читая, у трех детей группы - сильного, среднего, слабого.

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе  № 8

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колёса»

(с использованием технологии ТРИЗ)

                                                                                               Воспитатель: Зубарева

                                                                                                                        Елена

                                                                                                         Алексеевна

г. Югорск

2010 г

Цель: продолжать учить осваивать правила пересказа;

Задачи:

  1. Развивать слуховое восприятие через слушание музыки; развивать речевое дыхание;
  2. Закреплять произношение звука «Ш»; упражнять в определении наличия звука «Ш» в словах;
  3. Воспитывать интерес к произведениям В. Сутеева.

Материал: Аудиозапись «Лес»; картинки и маски с героями сказки для пересказа – мухи, лягушки, ежика, петушка; алгоритм пересказа.

Предварительная работа: познакомить со словами прялка, колодец, мельница, тачка.

Методы и приемы:

1.Этюд «На лесной полянке», слушание музыки;

2. Упражнения на развитие речевого дыхания;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Чистоговорка на звук «Ш»;

5. Пальчиковая гимнастика «Жук»;  

6. Игра «Найди звук в слове»;

7. Физминутка «Мы к лесной лужайке вышли»;

8. Пересказ.

Организация

Содержание

Дети стоят полукругом

Слушание музыки леса

В: Дорогие ребята, я приглашаю вас на прогулку. Закройте глаза, подставьте свои личики весеннему солнышку, почувствуйте, как ласково  оно вас пригревает. Вам очень тепло и уютно. Представьте, что вы очутились в весеннем лесу. Какие звуки вы слышите?

Д: Птицы поют, ветки деревьев шелестят и т. д.  

Дети вместе с воспитателем садятся на ковер. Упражнения на развитие речевого дыхания

(3-4 раза)

В: Почувствуйте, как свежо в лесу. Вдохнём лесной аромат. Посмотрите как я (носом глубоко вдохнуть воздух и через рот плавно выдыхаю) Струя воздуха идет прямо на ладошку. Сделайте, как я.

Артикуляционная

гимнастика

В: Наш язычок хочет поиграть. Покажите язычок. Сделайте «Лопаточку», «Чашечку». Произнесите звук «Ш» - поднимите кончик языка кверху, округлите и вытяните губы. Спрячьте язык за верхние зубы, включите голосок и произнесите звук «Ш». Поднесите ладонь к губам – если вы правильно произносите звук «Ш», то на ладони  почувствуете теплый воздух (хоровые и индивидуальные повторы  звука).

Чистоговорка

В: Мой язычок придумал стихотворение. Послушаете и повторите за мной:

Ша-ша-ша мама моет малыша,

Шу-шу-шу я письмо пишу.

Дети встают с ковра, пальчиковая гимнастика «Жук»

В:  Давайте поиграем пальчиками.

Я веселый майский жук

Знаю все сады вокруг

Над лужайками кружу,

А зовут меня жу-жу (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («Усы»). Шевелить «Усами»)

Игра   «Найди звук в слове»

В:  Я буду называть слова. Если вы услышите звук «Ш» хлопните в ладоши один раз.(Воспитатель называет несколько слов, последними говорит о лягушке, мушке, ежике и петушке) Молодцы, наверное устали.

Физминутка

В: Посмотрите – ка, какая красивая лужайка неподалёку.

Мы к лесной лужайке  вышли

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки

Высоко так кто шагал? Не споткнулся, не упал?

В: Присаживайтесь по – удобней на пенёчки.

  - Что такое пересказывать? (Рассказать друг другу о чем - то интересном)

  - Зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы что-нибудь узнать)

  - Кто знает много, умный или глупый?( Умный)

  - Так зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы больше знать о мире)

Выразительное чтение педагогом сказки. Выставляется карточка УХО

В: Я знаю интересную сказку о четырёх друзьях. Называется сказка «Разные колёса». Написал её Владимир Сутеев. Послушайте внимательно.

В: Что вы сейчас делали? (Слушали сказку)

Схематизация текста по предложениям

Карточка ГЛАЗ

В:  А чтобы её запомнить, что надо сделать? (Надо её представить и нарисовать) 

Разыгрывание сказки в диалоге точно по тексту

Карточка МАСКА

В: А сейчас мы с вами превратимся в героев сказки и покажем её. (Дети по желанию берут маски и разыгрывают сказку)

Самостоятельный пересказ сказки взрослым Карточка   !

В: Подойдите к взрослым и расскажите сказку им.

Рефлексия

В:  - Кто автор сказки?

  - Как она называется?

  - Куда пошли герои?

  - Что они увидели?

  - Что предложил ежик?

  -  Какое колесо взяла мушка? (самое маленькое, сделала прялочку)

  - Какое колесо взял ежик? (побольше, сделал тачку)

  - Куда пристроила своё колесо лягушка?  (к колодцу)

  - Что построил из своего колеса петушок? (мельницу)

  - Что мы делали? (пересказывали сказку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...

Пересказ сказки В. Сутеева "Умелые руки" с использованием технологии ТРИЗ

Конспект НОД по развитию речи с использование технологии ТРИЗ. Конспект разработан для детей старшего возраста, содержит теоретический алгоритм пересказа, НОД, рассказы детей....

Конспект НОД Пересказ рассказа Ушинского «Четыре желания» с использованием технологии ТРИЗ.

Цель: Создать условия для обучения детей пересказу с использованием элементов ТРИЗ с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих  последовательность событий. Психолого – пед...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ «Волшебное путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ  «Волшебное путешествие в сказку»  на основе сказки «Теремок». Цель: Формирован...

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятияс использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок»....