Пересказ сказки В. Сутеева "Разные колеса" с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме "Пересказ сказки В. Сутеева "Разные колеса" с использованием технологии ТРИЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suteev_raznye_kolesa.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм пересказа по технологии ОТСМ – ТРИЗ - РТВ
Цель: освоение детьми правил пересказа.
П.: зачем нужен пересказ?
Д.: чтобы больше знать о мире
1. Выразительное чтение текста (читается название и автор)
Выставляется карточка, на которой нарисовано - ухо.
Детям сообщается правило: Внимательно слушайте.
2. Схематизация.
Выставляется карточка, на которой нарисован - глаз.
П.: Давайте представим
Педагог по предложениям зачитывает текст и его схематизирует на доске.
Детям сообщается правило: надо представить.
3. Драматизация.
Выставляется карточка, на которой нарисована - маска.
П.: давайте поиграем.
Распределяет роли. Педагог третий раз читает текст, а дети обыгрывают текст как мини представление.
4. Предлагается детям подойти к взрослым и рассказать текст
(взрослые записывают). Выставляется карточка с восклицательным знаком.
Детям сообщается правило: надо рассказать.
5. Рефлексия.
Примерные вопросы: Как называется произведение? Кто его автор? Главные герои? И т. д.
Правила для взрослых: фиксируют только речевой продукт, не задают вопросов, не помогают.
Через три дня попросить рассказать текст, не читая, у трех детей группы - сильного, среднего, слабого.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе № 8
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колёса»
(с использованием технологии ТРИЗ)
Воспитатель: Зубарева
Елена
Алексеевна
г. Югорск
2010 г
Цель: продолжать учить осваивать правила пересказа;
Задачи:
- Развивать слуховое восприятие через слушание музыки; развивать речевое дыхание;
- Закреплять произношение звука «Ш»; упражнять в определении наличия звука «Ш» в словах;
- Воспитывать интерес к произведениям В. Сутеева.
Материал: Аудиозапись «Лес»; картинки и маски с героями сказки для пересказа – мухи, лягушки, ежика, петушка; алгоритм пересказа.
Предварительная работа: познакомить со словами прялка, колодец, мельница, тачка.
Методы и приемы:
1.Этюд «На лесной полянке», слушание музыки;
2. Упражнения на развитие речевого дыхания;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Чистоговорка на звук «Ш»;
5. Пальчиковая гимнастика «Жук»;
6. Игра «Найди звук в слове»;
7. Физминутка «Мы к лесной лужайке вышли»;
8. Пересказ.
Организация | Содержание |
Дети стоят полукругом Слушание музыки леса | В: Дорогие ребята, я приглашаю вас на прогулку. Закройте глаза, подставьте свои личики весеннему солнышку, почувствуйте, как ласково оно вас пригревает. Вам очень тепло и уютно. Представьте, что вы очутились в весеннем лесу. Какие звуки вы слышите? Д: Птицы поют, ветки деревьев шелестят и т. д. |
Дети вместе с воспитателем садятся на ковер. Упражнения на развитие речевого дыхания (3-4 раза) | В: Почувствуйте, как свежо в лесу. Вдохнём лесной аромат. Посмотрите как я (носом глубоко вдохнуть воздух и через рот плавно выдыхаю) Струя воздуха идет прямо на ладошку. Сделайте, как я. |
Артикуляционная гимнастика | В: Наш язычок хочет поиграть. Покажите язычок. Сделайте «Лопаточку», «Чашечку». Произнесите звук «Ш» - поднимите кончик языка кверху, округлите и вытяните губы. Спрячьте язык за верхние зубы, включите голосок и произнесите звук «Ш». Поднесите ладонь к губам – если вы правильно произносите звук «Ш», то на ладони почувствуете теплый воздух (хоровые и индивидуальные повторы звука). |
Чистоговорка | В: Мой язычок придумал стихотворение. Послушаете и повторите за мной: Ша-ша-ша мама моет малыша, Шу-шу-шу я письмо пишу. |
Дети встают с ковра, пальчиковая гимнастика «Жук» | В: Давайте поиграем пальчиками. Я веселый майский жук Знаю все сады вокруг Над лужайками кружу, А зовут меня жу-жу (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («Усы»). Шевелить «Усами») |
Игра «Найди звук в слове» | В: Я буду называть слова. Если вы услышите звук «Ш» хлопните в ладоши один раз.(Воспитатель называет несколько слов, последними говорит о лягушке, мушке, ежике и петушке) Молодцы, наверное устали. |
Физминутка | В: Посмотрите – ка, какая красивая лужайка неподалёку. Мы к лесной лужайке вышли Поднимаем ноги выше Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки Высоко так кто шагал? Не споткнулся, не упал? В: Присаживайтесь по – удобней на пенёчки. - Что такое пересказывать? (Рассказать друг другу о чем - то интересном) - Зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы что-нибудь узнать) - Кто знает много, умный или глупый?( Умный) - Так зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы больше знать о мире) |
Выразительное чтение педагогом сказки. Выставляется карточка УХО | В: Я знаю интересную сказку о четырёх друзьях. Называется сказка «Разные колёса». Написал её Владимир Сутеев. Послушайте внимательно. В: Что вы сейчас делали? (Слушали сказку) |
Схематизация текста по предложениям Карточка ГЛАЗ | В: А чтобы её запомнить, что надо сделать? (Надо её представить и нарисовать) |
Разыгрывание сказки в диалоге точно по тексту Карточка МАСКА | В: А сейчас мы с вами превратимся в героев сказки и покажем её. (Дети по желанию берут маски и разыгрывают сказку) |
Самостоятельный пересказ сказки взрослым Карточка ! | В: Подойдите к взрослым и расскажите сказку им. |
Рефлексия | В: - Кто автор сказки? - Как она называется? - Куда пошли герои? - Что они увидели? - Что предложил ежик? - Какое колесо взяла мушка? (самое маленькое, сделала прялочку) - Какое колесо взял ежик? (побольше, сделал тачку) - Куда пристроила своё колесо лягушка? (к колодцу) - Что построил из своего колеса петушок? (мельницу) - Что мы делали? (пересказывали сказку) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...
Пересказ сказки В. Сутеева "Умелые руки" с использованием технологии ТРИЗ
Конспект НОД по развитию речи с использование технологии ТРИЗ. Конспект разработан для детей старшего возраста, содержит теоретический алгоритм пересказа, НОД, рассказы детей....
Конспект занятия в старшей группе по теме «Дикие животные». Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с использованием технологии мнемотехника.
Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких животных....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе № 8. Тема: «Пересказ басни Л.Н. Толстого « Два товарища» (с использованием технологии ТРИЗ)
Конспект занятия по развитию речи с применение технологии ТРИЗ....
Конспект НОД Пересказ рассказа Ушинского «Четыре желания» с использованием технологии ТРИЗ.
Цель: Создать условия для обучения детей пересказу с использованием элементов ТРИЗ с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Психолого – пед...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ «Волшебное путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ «Волшебное путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок». Цель: Формирован...
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятияс использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок»....