Конспект НОД Пересказ рассказа Ушинского «Четыре желания» с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ван Ольга Николаевна

Цель: Создать условия для обучения детей пересказу с использованием элементов ТРИЗ с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих  последовательность событий.

 Психолого – педагогические задачи:

  1. Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.
  2. Закрепить знания образования степеней сравнения прилагательных и наречий разными способами и подбирать синонимы и антонимы к заданным словам
  3. Развивать память и умение выразительно читать стихи.

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности ,лежащие в основе организации НОД:

  • Чтение
  • Обсуждение
  • Пересказ

Форма организации детей: групповая.

Предварительная работа:

  • Чтение произведений о временах года
  • Рассматривание картин
  • Заучивание стихов
  • Рисование
  • Проведение «Дидактических игр
  • Лексических и грамматических упражнений

Методы и приёмы:

  • Чтение
  • Повторное чтение
  • Вопросы
  • Художественное слово
  • Лексические и грамматические вопросы
  • Хоровые и индивидуальные приёмы
  • Анализ детских рассказов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_s_ispolzovaniem_triz_tehnologii.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта  НОД по образовательной области речевое развитие в подготовительной  к школе группе   Одоевской средней школы (дошкольная группа) .

Воспитатель: Ван. О. Н.

Тема НОД: Пересказ рассказа Ушинского «Четыре желания» с использованием технологии ТРИЗ.

Цель: Создать условия для обучения детей пересказу с использованием элементов ТРИЗ с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих  последовательность событий.

 Психолого – педагогические задачи:

  1. Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.
  2. Закрепить знания образования степеней сравнения прилагательных и наречий разными способами и подбирать синонимы и антонимы к заданным словам
  3. Развивать память и умение выразительно читать стихи.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности ,лежащие в основе организации НОД:

  • Чтение
  • Обсуждение
  • Пересказ

Форма организации детей: групповая.

Предварительная работа:

  • Чтение произведений о временах года
  • Рассматривание картин
  • Заучивание стихов
  • Рисование
  • Проведение «Дидактических игр
  • Лексических и грамматических упражнений

Методы и приёмы:

  • Чтение
  • Повторное чтение
  • Вопросы
  • Художественное слово
  • Лексические и грамматические вопросы
  • Хоровые и индивидуальные приёмы
  • Анализ детских рассказов

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть - вводная

Цель: Создать условия для обучения детей пересказу с использованием элементов ТРИЗ с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих  последовательность событий.

Создание образовательной ситуации

Игра с мячом в кругу «Про что так можно сказать?» (воспитатель задает вопрос и  бросает мяч ребенку ).

- Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»

- Про что можно сказать «зимняя»?

  -Про что мы скажем «весеннее»?  

- А о чем говорим «летние»?  После игры воспитатель приглашает детей за столы.

Игровое упражнение «Отгадай загадку». 

Загадки

      Прошла по лугам, по лесам, по полям

      Припасы она заготовила нам,

      Упрятала их в погреба, в закрома,

      Сказала: «За мною нагрянет зима!»  

 

Выставляется иллюстрация с изображением Осени.                                        

  Тётушка крутая

  Белая да седая,

 В мешке стужу везёт,

 На земле холод трясёт,

 Сугробы наметает,          

 Ковром землю устилает. 

Выставляется иллюстрация с изображением Зимы

- А зима – это Хорошо или плохо?

          Пришла, улыбнулась,

          Утихли метели.

  Позванивать стал колокольчик капели

                   Река пробудилась,

                   Растаяли льды,

                   Наряд белоснежный

                   Надели сады.

Выставляется картинка с изображением весны

                             Песен полон лес и крика,

                              Брызжет соком земляника,

                              Дети плещутся в реке,

                             Пляшут пчелки на цветке.  

Выставляется иллюстрация с изображением  лета.

-Как одним словом можно назвать осень, зиму, весну и лето?  

- Ребята,  нам доставили посылку от Незнайки. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки, которые « прислали»  времена года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?

Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, ёлочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки) дети определяют, от какого времени подарки.

- Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему?

   

. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу

 -Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.

-Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.

-Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.

-Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей

Объяснения детей

Ответы детей

Ответы детей

Мотивация детей на предстоящую деятельность

-  А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

В посылке Незнайка просит вас прочитать рассказ  Ушинского «Четыре желания».

- А  вы умеете читать?

- А как же нам поступить?

-  Я прочитаю сейчас вам этот рассказ .

- Нет ,не умеем.

Предположения детей.

2 часть - основная

Цель: Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми

- Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ Ушинского «Четыре желания», а написал его

К .Д. Ушинский.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

- О чём говорится в этом рассказе?

- Чем Мите понравилась зима?

- Что ему понравилось весной?

- За что Митя полюбил лето?

- Какими словами мальчик сказал об осени?

- Почему, ребята, рассказ называется «Четыре желания»? Словарная работа (работа по тексту).

-Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. 
- Что означает слово румяный? (красный, алый).
- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
- Что значит, восторг? (веселье, радость).
Воспитатель: Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка) 
     А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

 Физкультминутка

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

- Отдохнули?  Проходите на стульчики. Ребята, вы хорошо запомнили рассказ? Предлагаю вам мысленно нарисовать картинки к рассказу.

- Ребята, сейчас я вам снова прочитаю рассказ Константина Ушинского «Четыре желания»,  вы слушайте его , постарайтесь запомнить ,мы его  перескажем , и вы вечером перескажите его  Незнайке. А также мы будем выделять самое главное, о чем говорит в рассказе автор и выставлять соответствующие картинки на мольберте.

Повторное чтение рассказа.

- Итак, слушайте начало рассказа.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

- Ребята, как вы думаете, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Дети выбирают соответствующую началу рассказа картинку и выставляют на мольберт.

-Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Дети выбирают соответствующую этой части рассказа картинку и выставляют на мольберт

- Слушайте дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

А что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).

Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на мольберт.
- Послушайте, чем закончился рассказ.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).

Ответы детей

Этап осуществления самостоятельной работы детей

- Дети, кто хочет пересказать рассказ?
- Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.  
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке? 
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

- При рассказывании помните, что самое главное при пересказе четко и ясно передать последовательность событий.

А кто хочет рассказать историю с начало до конца?

-Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом хорошо, а зимой лучше. Давайте сравним:

Погода теплая, а наоборот —

Осень ранняя, а наоборот —

Облако белое —

День длинный, а наоборот —

Вода замерзает, а лед —

Насекомые засыпают, а наоборот —

День грустный, а наоборот

Настроение плохое, а наоборот —

Урожай маленький, а наоборот -

-А кто может рассказать о своём любимом времени года.

- Молодцы, ребята! Все справились с пересказом.

- А чей рассказ вам понравился больше.

- Почему?

- Вы хорошо подготовились к приходу  Незнайки . теперь можете сами рассказать рассказ Ушинского « Четыре желания».

Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на мольберт.

Дети пересказывают рассказ по частям.

Ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.

Ответы детей

-холодная

-поздняя

-туча черная

-короткий

-тает

-просыпаются

-веселый

-хорошее

-большой

3 часть - заключительная

Цель: Создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка деятельности детей.

Молодцы ребята вы хорошо подготовились к приходу Незнайки и сами сможете ему рассказать рассказ Константина Ушинского «Четыре желания»

Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность

Сейчас на прогулке мы найдем все те признаки весны, которые мы отметили в своём рассказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"

Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.Учить передавать содержание расс...

Конспект организованной образовательной деятельности «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием морфологической таблицы»

Образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Тип: интегрированное занятие ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники.

Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицу, отображающие последовательность событий. Демонстрационный материал https://...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"...

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», с использованием мнемотаблиц для подготовительной группы

Формировать навык составления рассказа с использованием мнемотаблиц по рассказу К.Д.Ушинскому. Формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.Учить разным способам обр...

Интегрированное занятие по развитию связной речи : Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники. 2023г.

Цель: учить пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий.Задачи:1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения:2)...

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе.  Тема Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц...