Конспект интегририванного занятия по речевому развитию "Колючий ёжик"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Галимова Гюзель Мидихатовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №9 «Рябинушка»,п.г.т. Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Колючий ёжик»
Цель: Продолжать знакомить детей с животными нашей местности. Познакомить детей с диким ежом, жизнью лесного обитателя, его характерными признаками, средой обитания, особенностями внешнего вида, повадками.
Задачи:
Образовательные: Учить детей высказывать свои впечатления по поводу содержания картины, составлять (с помощью воспитателя) небольшой рассказ, учить задавать вопросы, отвечать на вопросы предложением. Активизировать словарь детей.
Развивающие: Развивать внимание, речь, любознательность, мелкую моторику рук, аккуратность в работе с пластилином.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и интерес к диким животным.
Словарная работа: колючий, иголки, поохотиться, дикое животное.
Материал: мультимедиа, картинки с изображением насекомых, мышей, пластилин, палочки, маска ежа, маски мышей, обруч, резиновые ежи по количеству детей, доска, игрушечный ёж.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, загадывание загадок, просмотр слайдов, продуктивная деятельность, игра.
Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций, беседа о диких животных, чтение рассказов, сказок, разучивание игр.
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какие дикие животные живут у нас в лесах?
Дети: Волки, медведи, зайцы, лисы …
Воспитатель: Угадайте, о каком животном говорится в загадке?
Вместо шубы лишь иголки
Не страшны ему и волки
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно…
Ребята, вы разгадали загадку? Кто это такой колючий?
Дети: Это ёжик. (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы догадались? Дети: Он колючий. (Ответы детей) Воспитатель: Правильно, это ёж. Слайд 1. Воспитатель: Где живет еж? Дети: В лесу. (Ответы детей) Слайд 2. Воспитатель: Какое это животное: дикое или домашнее? Дети: Дикое. (Ответы детей) Воспитатель: Чем отличается еж от других животных? Дети: Он колючий. (Ответы детей) Слайд 3. Воспитатель: Ребята, зачем нужны иголки для ёжа? (Ответы детей) От каких врагов защищают ежа иголки? (Ответы детей). Слайд 4. -Как иголки защищают ежа? (Ответы детей). Воспитатель: Ёж очень гибкий зверёк. При встрече с опасным зверьком он сворачивается клубком, становится круглым, как мяч, – ни головы, ни ножек не видно. Никто не может одолеть ёжа! Зверь покрутит, повертит ежа, исколет себе лапы и уходит. Слайд 5. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а ежи чем питаются? (Ответы детей). Воспитатель: Ежи питаются улитками, слизнями, жуками, мышам, ягодами и фруктами. Слайд 7. А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплой норке устланном травой, мхом и листьями. Спящий ёж выглядит так - зверек сворачивается в клубок, лапки и нос оказываются прижатыми к брюшку, а хвост прижимается к мордочке. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.
Спит зимой колючий ёжик
В тёплой норке под кустом,
И ему не страшен дождик,
Снег холодный,
Волк голодный,
Что живёт в лесу густом.
Даже хитрая лисица
Не найдёт ежиный дом.
Пусть колючему приснится
Луг зелёный,
Гриб ядрёный,
Лето с ласковым теплом.
Будет серенький клубочек
До поры весенней спать.
Зазвенит весны звоночек,
Ёж проснётся,
Развернётся
И пойдёт еду искать.
Ребята, давайте рассмотрим картину, где изображена семья ежей. Слайд 8.
– А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
– На лесную полянку гулять вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха), она … (большая, колючая).
– А это … (ежата), они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука).
Дидактическая игра “Выбери лакомство для ежа”.
На столе лежат картинки. Дети по очереди подходят, берут лакомство, которое любят ежи и прикрепляют на доску.
Подвижная игра “Еж и мыши”.
Еж –ребёнок, стоит в кругу и выполняет движения согласно тексту. Дети-мыши, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
“Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь,
Чу! Скребется где-то мышь!”
Дети присаживаются, скребут пальцами по полу, затем тихонечко бегут по кругу и пищат: пи-пи-пи. Ежик в это время прислушивается , приглядывается. Затем мышки присаживаются на корточки – прячутся. Выбегает на носочках из круга еж, сложив ручки на груди, ищет мышек.
Воспитатель:
“Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!”
Еж, не найдя мышек, возвращается в норку.
(Игра повторяется 2 раза.)
Дидактическое упражнение “Закончи предложение”.
Кошка домашнее животное, а ёж…(дикое).
Еж спит днем, а охотится … (ночью).
Медведь большой, а еж … (маленький).
Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
У волка волчата, а у ежихи … (ежата). Цыплёнок пушистый, а еж … (колючий).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю, слепим из пластилина ежат. Возьмём пластилин, скатаем шарик, вытянем мордочку и натыкаем иголки на спину, чтобы смогли ежи защититься от лисы и волка.
Чтобы у нас всё красиво получилось, разогреем наши пальчики гимнастикой.
Пальчиковая гимнастика с резиновым ёжиком
- Я, с ежонком поиграю, - прокатывают между ладошек
Меж ладошек покатаю,
А потом сожму рукой, - сжимают
Ой, колючий ты какой! - разжимают
Ёжик, ёжик, не колись! - гладят
Ты со мною подружись! - сжимают обеими руками
Воспитатель: А сейчас приступайте к работе.
Продуктивная деятельность (лепка) Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришла мама-ежиха. Она ждёт своих ежат.
Подойдите все со своими работами к маме-ежихе. Молодцы! Вы хорошо потрудились. Ёжики получились у всех разные, но все они похожи на маму-ежиху.
Подведение итогов. - Ребята, что нового узнали о ежах? - Кому расскажите о них?
Литература.
- О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш “Знакомим с литературой детей 3–5 лет”.
- И. Е. Аверина “Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ”.
- Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада”.
- Г. Я. Затулина “Конспекты комплексных занятий по развитию речи”. Вторая младшая группа.
- Л. Н. Смирнова “Развитие речи у детей 2–3 лет”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»
Книга – есть жизнь нашего времени. ...
Конспект интегрированного занятия по речевому и художественно - творческому (нетрадиционные техники лепки) развитию с детьми средней группы.
Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. В своих работах (планетолеты) дети использовали изученные и уже известные им нетрадиц...
конспект игры-занятия "В гостях у Ёжика"
Конспект игры-занятия для второй младшей группы. Расширяет познавательную сферу развития детей и закрепляет правильную артикуляцию звуков....
Наши занятия Конспект открытого занятия в старшей группе «Ёжик» с использованием нетрадиционной техники рисования «печать мятой бумагой»
Закрепить полученные знания об образе жизни и повадках ежа.- Ответы детей на поисковые вопросы воспитателя.- Чтение сказки А. Суконцева «Как ежик шубку менял». Ответы на вопросы по содержа...
Конспект музыкального занятия в средней группе "Ёжик в гостях у ребят"
Данный материал направлен на развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учётом возможностей каждого ребёнка) посредством различных видов музыкальной деятельности....
КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по ИЗО «Ушастый ёжик» в старшей группе
Интегрированного занятия по ИЗО «Ушастый ёжик», в старшей группе...