Что за чудные загадки
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Проект поможет приобщить детей и родителей к истории и культуре русского народа , через ознакомление дошкольников с загадкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektchto_za_chudnye_zagadki.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин.
Аннотация проекта.
Проект «Что за чудные загадки» разработан для детей разновозрастной группы детского сада (3-5лет). Работа над проектом позволяет развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, образное и логическое мышление. В данном проекте представлена одна из форм работы воспитателя с детьми и их семьями, которая отражает систему работы по приобщению дошкольников к народной культуре. Во взаимодействии с семьей, и включает в себя истории возникновения загадки, интерес к ней современного ребенка, практические навыки по изготовлению книг с загадками, участие семьи в проекте.
Приложение включает в себя подбор методических материалов использованных в проекте. Материал может быть использован педагогами ДОУ по направлению «Детский сад и семья», а так же для изучения следующих тем:
- «Овощи»
- «Животные»
- «Части тела»
- «Транспорт»
- «Игрушки»
- «Времена года»
- «Одежда»
- «Птицы»
Актуальность темы
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, намерения. Загадки использовали в дипломатических, военных, торговых делах. Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивает речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).
Загадка направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос или задание, которое требует разгадки».
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
Анализ анкетирования родителей на тему: «"Устное народное творчество в жизни вашего ребенка"» показал, что родители очень редко, а многие вообще не используют его в своем общении с детьми. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Используя загадки в своей работе, я сделала вывод, что очень многие дети не имеют о них представления и не умеют отгадывать загадки.
Постановка проблемы
Размышляя над этими проблемами, я пришла к выводу, что надо как можно чаще использовать загадку в своей работе, привлечь к этому родителей. В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Все вышеизложенное позволило определить цель работы.
Цель проекта
Приобщение детей, родителей к истории и культуре русского народа, через ознакомление дошкольников с загадкой.
Задачи:
● Учить узнавать загадку среди произведений других жанров
● Познакомить детей с понятием «загадка», разновидностями загадок, со структурой загадки.
● Познакомить с механизмом отгадывания загадок.
● Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
● Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н. сказок, рассматривание иллюстраций.
● Воспитывать интерес к истокам русской культуре.
● Обогащать речь детей эпитетами, образными выражениями, во время разучивания загадок, рассматривание произведений живописи.
● Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта.
● Создать условия, для реализации творческой деятельности дошкольников по изготовлению рисунков, аппликаций, книжек-малышек, поделок из пластилина.
Срок реализации проекта: 16.03.15– 27.04.15. Проект краткосрочный.
Вид проекта: информационно – творческий.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Руководитель проекта: воспитатель Филимонова Любовь Николаевна
Участники проекта: дети разновозрастной группы №2, родители, воспитатели.
Этапы реализации проекта
Этап проекта | Сроки реализации проекта |
1. Подготовительный | 18.03.2015 – 23.03.2015 |
2. Основной (реализация проекта) | 16.03.2015 – 27.04.2015 |
3.Заключительный (презентация проекта) | 06.04.2015 – 15.04.2015 |
План реализации проекта.
Сроки | Образовательная область | Содержание | Задачи | Участники. | |
Подготовительный этап | |||||
18.03. 20155 | Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие | Определение цели, задач | Воспитатель | ||
18.03.2015 – 23.03.2015 | Познавательное развитие. | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме | Расширение знаний по теме проекта | Воспитатель | |
19.03.2015 | Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие | Анкетирование родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» | Выявить знания о фольклоре малых форм | Воспитатель родители | |
20.03.2015 | Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие | Беседа «История загадок» | Выявить знания о фольклоре малых форм | Воспитатель дети | |
Познавательное развитие. Художественно – эстетическое развитие | Оформление книжной выставки «Загадки» | Проявить интерес к загадкам | Воспитатель родители дети | ||
23.03.2015 | Познавательное развитие. Художественно – эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие | Разработка содержания проекта | Воспитатель | ||
Основной этап | |||||
16.03.2015 | |||||
Познавательное развитие. Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие | Консультация для родителей «Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?» | Показать значение загадки в развитие ребенка | Воспитатель | ||
Художественно – эстетическое развитие | Лепка «Мисочки для трех медведей» | Формировать интерес к народному творчеству (загадкам). | Воспитатель дети | ||
17.03.2015 | Познавательное развитие. Речевое развитие Социально- -коммуникативное развитие | Прогулка «Мишуткины загадки» | Воспитание интереса к загадкам Показать значение и способы построения загадки | Воспитатель Дети Воспитатель | |
Познавательное развитие. | Консультация для родителей «Учимся отгадывать загадки» | ||||
18.03.2015 | Познавательное развитие. Художественно – эстетическое развитие | Презентация «Евгений Иванович Чарушин» | Познакомить с творчеством художника- иллюстратора. Учить отгадывать загадки о животных | Воспитатель дети | |
Художественно – эстетическое развитие Речевое развитие | НОД. Конструирование из бумаги «Книжка» | Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью. | Воспитатель дети | ||
19.03.2015 | Познавательное развитие. Речевое развитие Социально- -коммуникативное развитие | Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», Работа в раскрасках. Рисование «Мое любимое животное» | Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью. | Воспитатель Дети | |
Консультация для родителей «Учимся сочинять загадки» | Дать представление, как сочиняются загадки | Воспитатель | |||
20.03.2015 | Познавательное развитие. Речевое развитие Социально- -коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие | «Русские сказки» Мини викторина «В гостях у сказки» Дидактическая игра «На чем можно ездить» | Повторить сказки Формировать у детей образное воображение. Учить отгадывать загадки о транспорте | Воспитатель дети | |
23.03.2015 | Познавательное развитие. Речевое развитие | Знакомство с загадками про природные явления | Расширять кругозор детей. Познакомить загадки о природных явлениях | Воспитатель дети | |
24.03.2015 | Познавательное развитие. Речевое развитие | «Емелины загадки» | Познакомить детей с загадками - обманками | Воспитатель дети | |
25.04.2015 | Художественно – эстетическое развитие | Конструирование из бумаги «Птица» | Учить конструировать птицу из бумаги. Знакомить с загадками о птицах. | Воспитатель дети | |
26.04.2015 | Познавательное развитие. Речевое развитие | Выявление уровня знаний детей о загадках | Выявить знания и умения, полученные во время работы над проектом | Воспитатель дети | |
27.04.2015 | Познавательное развитие. Художественно – эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Развлечение «бабушка – загадушка» | Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью. | Воспитатель дети | |
Заключительный этап | |||||
06.04. – 08.04.2015 | Сбор полученного материала по проекту Выставка книжек – самоделок «Загадки» | Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах. | Воспитатель Дети Родители. | ||
09.04 – 11.04. 2015 | Познавательное развитие. Художественно – эстетическое развитие. Речевое развитие | Подготовка к представлению продукта проектной деятельности | Воспитатель | ||
15.04.2015 | Презентация проекта | Отчет о проделанной работе | Воспитатель |
Результат.
Для детей
1.Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с загадкой:
-создание книжек – самоделок с разными видами загадок.
-подбор иллюстраций и фотографий, книг.
2.Воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
3.Умение детей высказывать идеи и предположения.
4.У детей сформированы знания о загадке, появился интерес и умения их разгадывать.
5. Обогатился словарный запас, познакомились с новыми словами и их значениями.
Для педагогов
- Создание картотеки детской и методической литературы.
2.Разработка перспективного плана по теме: «Знакомство с загадками».
- Повышение компетентности педагогов по проблеме.
- Изготовление книжек, игр.
- Серия конспектов занятий по теме
5.Активное участие педагогов в реализации проекта.
Для родителей
1.Повышение компетентности родителей по проблеме.
2.Изготовление книжек – самоделок «Загадки» и дидактических игр.
3.Активное участие родителей в реализации проекта.
Заключение
Поставленная цель, и задачи были достигнуты. Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов загадок и возникли они в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки.
Вывод.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. В ней очень много разных интересных обычаев, традиций и обрядов.
Дети полюбили загадки, знают историю возникновения, различают виды, большинство детей любит их загадывать. Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Проявляют интерес, любознательность, активность.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок, изготовлении книжек – самоделок загадок по темам.
Нам удалось сделать все, что мы задумали.
Методическая литература
- интернет ресурс:
● Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки» Москва Просвещение 1985
● «Игры, ребусы, загадки для младших школьников». Ярославль академия холдинг 2004
● «1000 загадок». Ярославль академия развития 2006.
«Сказки, пословицы, загадки» Москва «Детская литература» 1988.
● К. Чуковский «Шел Кондрат в Ленинград». Издательство «Малыш» Москва 1988.
● Журнал «Дошкольное воспитание» №12 .1998 ;11. 1999; 4.1999
● Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Мозаика – Синтез Москва 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника: «ОСЕНЬ - ЧУДНАЯ ПОРА»
Цель: создание праздничного настроения, закрепление знаний детей о приметах осени...
Перспективный план работы с детьми по проекту " Чудо-чудное, диво-дивное".
В помощь воспитателям, занимающимся проектной деятельностью....
Схема-паутинка содержания проекта "Чудо-чудное, диво-дивное"
План работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.
В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...
ПРОЕКТ «Что за чудные загадки»
Загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольник...
План-проект на тему: «Что за чудные загадки» в старшей группе
План-проект на тему: «Что за чудные загадки»Руководитель проекта: Литвинова Е.В.Тип проекта: информационно – практико-ориентированный.Вид проекта: среднесрочный.Сроки проведения: (январь- апрель2015г....
Конспект интегрированного досуга «А Жарафрика – чудна, сплошь загадками полна»
В представленной методической разработке предлагается конспект интегрированного досуга для детей старшего дошкольного возраста (дети 6-7 лет). В досуг включены разнообразные задания для обучающих...