План-проект на тему: «Что за чудные загадки» в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
План-проект на тему: «Что за чудные загадки»
Руководитель проекта: Литвинова Е.В.
Тип проекта: информационно – практико-ориентированный.
Вид проекта: среднесрочный.
Сроки проведения: (январь- апрель2015г.)
Цель проекта: познакомить детей с историей загадок и их видов.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), воспитатели, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта: сформированы и расширены представления детей о загадках и их видах. Развиты: речь, познавательный интерес, игровая деятельность.
Проблемы проекта: узнать как можно больше о загадках и истории их возникновения, различать виды загадок, вызвать интерес у детей к составлению загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudnye_zagadki.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
СП детский сад комбинированного вида «Гнёздышко»
ГБОУ СОШ №1 г. Кинеля
План-проект
на тему: «Что за чудные загадки»
в старшей группе (1)
Воспитатель: Литвинова Е.В.
2015 уч.год
План-проект на тему: «Что за чудные загадки»
Руководитель проекта: Литвинова Е.В.
Тип проекта: информационно – практико-ориентированный.
Вид проекта: среднесрочный.
Сроки проведения: (январь- апрель2015г.)
Цель проекта: познакомить детей с историей загадок и их видов.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), воспитатели, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта: сформированы и расширены представления детей о загадках и их видах. Развиты: речь, познавательный интерес, игровая деятельность.
Проблемы проекта: узнать как можно больше о загадках и истории их возникновения, различать виды загадок, вызвать интерес у детей к составлению загадок.
Актуальность темы:
Загадка – один из древнейших жанров устной народной поэзии.
Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).
Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.
Также загадка знакомит ребят с радостью мышления , направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков , развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос или задание, которое требует разгадки».
Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.
Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.
Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
Задачи:
- Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
- Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций.
- Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
- Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р.н.игр, книжек-малышек на основе собранного материала, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков
Содержание проекта:
1.Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».
2. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение, образные сравнения).
3.Цикл мероприятий по обучению составления загадок.
4.Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
Ресурсное обеспечение проекта:
- Информационный ресурс
- интернет ресурсhttp://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v-gostyah-u-skazki.html.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П.Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- №9
- Кадровый ресурс - воспитатель-Литвинова Е.В., дети, родители.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают историю возникновения загадки.
- Различают виды загадок.
- Проявляют интерес к составлению загадок.
- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.
Продукт проектной деятельности:
- Рисунки детей, поделки из пластилина.
- Копилка загадок.
- Копилка р.н. сказок, в которых присутствуют загадки.
- Детские книги загадок.
- Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
- Мультимедийная презентация.
Направления реализации проекта:
- Совместная деятельность педагогов и детей.
- Взаимодействие педагогов.
- Взаимодействие с родителями.
Форма презентации: защита проекта, презентация, выставка совместных работ детей и взрослых.
Системная паутинка проекта
Структура проекта
Номер цикла. Образовательные области. | Тема цикла. | Содержание цикла. |
1. «Социально-коммуникативное развитие» .«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | «Знакомство с загадкой. История ее происхождения». | Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки». Д/и «Загадки и отгадки». Разучивание загадок. Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка». Лепка и рисование отгадок к загадкам. Рассматривание книжных иллюстраций. Развлечение «В гости к бабушке-загадушке». Чтение р.н.с. «Мудрые ответы» |
2. «Социально-коммуникативное развитие».«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | «Знакомство с образными средствами в загадках». | НОД «Какие бывают загадки?». Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Художник слова», «Сундучок», «Картинная галерея», «Что на что похоже». Разучивание р.н.игры «Ты веревочка кружись». Разучивание загадок. Лепка и рисование отгадок к загадкам. Чтение р.н.с. Развлечение «Вечер загадок». |
3. «Социально-коммуникативное развитие».«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Обучение составлению загадок. | Беседа «Как придумать загадку». Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание». Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Тайна». Разучивание русской игры «Города». Рассматривание произведений живописи. Чтение р.н.с. «Кощей Бессмертный». Изготовление книжек-малышек. Развлечение «Что? Где? Когда?». |
4. «Социально-коммуникативное развитие». «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка». | Открытое итоговое мероприятие для коллег . |
Этапы реализации проекта
План реализации проекта
1.Этап Организационный (15-31 января) | Определение цели, задач. Изучение методической литературы. | Формы работы
Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки». Д/и «Загадки и отгадки». Разучивание загадок. Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка». Лепка и рисование отгадок к загадкам. Рассматривание книжных иллюстраций. Развлечение «В гости к бабушке-загадушке». Чтение р.н.с. «Мудрые ответы». | Время в режиме Первая половина дня Вторая половина дня |
2.Этап Подготовительный (1-20 февраля) | Составление плана проекта. Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта). Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы). Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. Выбор форм работы с родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Определение и формулировка ожидаемых результатов. | Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Художник слова», «Сундучок», «Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи. Разучивание р.н.игры «Ты веревочка кружись». Разучивание загадок. Лепка и рисование отгадок к загадкам. Чтение р.н.с. «Дочь семилетка». Развлечение «Вечер загадок». | Первая половина дня Вторая половина дня |
3.Этап Практический (21 февраля-31 марта) | Составление консультаций, бесед, рекомендаций. Творческие задания для родителей и детей. Совместные мероприятия с детьми (3 цикла): беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы , игровая и художественно-продуктивная деятельность. | НОД «Какие бывают загадки?». Беседа «Как придумать загадку». Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание». Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Тайна». Разучивание русской игры «Города». Рассматривание произведений живописи. Чтение р.н.с. «Кощей Бессмертный». Изготовление книжек-малышек. Развлечение «Что? Где? Когда?». | Первая половина дня Вторая половина дня |
4.Этап Заключительный (1-30 апреля) | Сбор полученного материала по проекту. Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы). Отчет о реализации проекта. Подготовка к представлению продукта проектной деятельности. Открытое итоговое мероприятие для коллег и родителей «Помощница загадка». | Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах. | Первая и вторая половина дня |
План работы по реализации проекта
Тема цикла | Срок реализации | Содержание | Задачи | Взаимодействие с родителями |
1.Этап Организационный 1. «Знакомство с загадкой. История ее происхождения». | (15-31 января) | Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки». Д/и «Загадки и отгадки». Разучивание загадок. Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка». Лепка и рисование отгадок к загадкам. Рассматривание книжных иллюстраций. Развлечение «В гости к бабушке-загадушке». Чтение р.н.с. «Мудрые ответы». | Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов. Познакомить детей с понятием « загадка». Формировать интерес к народному творчеству (загадкам). | Поиск информации о происхождении загадки. Консультации, беседы. |
2.Этап Подготовительный 2. «Знакомство с образными средствами в загадках». | (1-20 февраля) | НОД «Какие бывают загадки?». Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Художник слова», «Сундучок», «Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи. Разучивание р.н.игры «Ты веревочка кружись». Разучивание загадок. Лепка и рисование отгадок к загадкам. Чтение р.н.с. «Дочь семилетка». Развлечение «Вечер загадок». | Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций, произведений живописи. Показать значение и способы построения загадки,познакомить с языком загадки, образными средствами ( рифмой, метафорами, олицетворением) Формировать у детей образное воображение. | Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.) Разучивание с детьми загадок. Подборка детских книг загадок. |
3.Этап Практический 3. Обучение составления загадок. | (21 февраля-31 марта) | Беседа «Как придумать загадку». Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание». Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Подбери рифму», «Тайна». Разучивание русской игры «Города». Рассматривание произведений живописи. Чтение р.н.с. «Кощей Бессмертный». Изготовление книжек-малышек. Развлечение «Что? Где? Когда?». | Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи. Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью. | Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.) Разучивание с детьми загадок. Помощь в создании копилки загадок. |
4.Этап Заключительный 4. Итоговая организованная деятельность викторина: «Помощница загадка». | (1-30 апреля) | Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка». | Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах. | Помощь в создании русских народных костюмов для итогового мероприятия. |
Результат:
Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов загадок и возникли они в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки.
Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают виды, проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Проявляют интерес, любознательность, активность.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок.
Постановка новой задачи: Какие еще бывают виды загадок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область.. Познание. "Загадки зайчишки". Старшая группа.
В игровой форме дети составляют небольшие описательные рассказы о Санкт- Петербурге, об особенностях месторасположения ( острова, реки, каналы), об архитектуре центра города, включая в них стихотворен...
Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» тема «Веселые загадки» в старшей группе в форме игры «Брейн-ринг»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида №39городского округа-город Камышин Конспект ООД по О...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП "Машины загадки"в старшей группе
Поддерживать интерес детей к занятием математики...
Зимние чистоговорки, пальчиковые игры, загадки, стихи. (старшая группа)
Стихотворения, загадки , чистоговорки про зиму для старшей группы...
Развлечение "Весенние загадки" в старшей группе 2021год
Загадки, игры, аттракционы, песни о весне, о птицах....
Презентация объемной картины: «Осень - чудная пора» в старших группах.
Традиционно в нашем детском саду проходит осенняя выставка детского творчества, которая вдохновляет своей яркостью и пестротой красок на воплощение прекрасных творческих идей. Не прошла стор...
Презентация по развитию речи на тему: «Загадки для старшей группы»
Что такое Загадка?Одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.Загадки развивают любо...