Конспект интегрированного досуга «А Жарафрика – чудна, сплошь загадками полна»
методическая разработка (подготовительная группа)
В представленной методической разработке предлагается конспект интегрированного досуга для детей старшего дошкольного возраста (дети 6-7 лет). В досуг включены разнообразные задания для обучающихся по теме «Животные жарких стран» с целью реализации различных образовательных задач в рамках данной лексической темы, а также осуществления коррекционно-восстановительной работы с детьми в группе компенсирующей направленности, предполагает интеграцию образовательных областей, использование разнообразных ресурсов дошкольной организации (развивающей предметно-пространственной среды), социально – коммуникативных, игровых здоровьесберегающих и информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_dosug_a_zharafrika_-_chudna_splosh_zagadkami_polna.doc | 665.5 КБ |
prilozhenie_k_dosugu.docx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект интегрированного досуга «А Жарафрика – чудна, сплошь загадками полна»
Выполнила: воспитатели ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга Паршенкова Елена Алексеевна |
Санкт-Петербург,
2023
Цель: создание положительного эмоционального настроя, условий для позитивной социализации, личностного развития и самореализации детей, поиск наиболее эффективных методов, приемов, средств, стимулирующих познавательную активность, способствующих созданию интереса, мотивации к познавательной деятельности у дошкольников, формирование исследовательских навыков, побуждение детей к командному взаимодействию, развитие инициативы и самостоятельности, коммуникативных умений, творческих способностей, физических качеств и двигательных умений дошкольников.
Задачи:
- Способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей с нарушениями зрения, их эмоциональному благополучию.
- Создавать оптимальную и комфортную образовательную среду, представляющую собой систему условий социализации и индивидуализации детей и соответствующую возрастным, индивидуальным, зрительным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Развивать у старших дошкольников стремление к самореализации и самосовершенствованию, способствовать формированию умения осуществлять собственный выбор роли, ресурсов.
- Обеспечивать коррекцию нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием), осуществлять оказание им квалифицированной помощи в освоении Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить их разностороннее развитие с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, способствовать их социальной адаптации, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
- Через организацию игровой деятельности способствовать повышению образовательной мотивации, развитию инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств (таких, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели и др.).
- Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности путем погружения в различные игровые ситуации, проявлению самостоятельности и активности в поисковой деятельности, формировать исследовательские навыки, активизировать интерес к самостоятельному решению задач, поиску и систематизации информации по теме «Животные жарких стран».
- Расширять кругозор, уточнять, обогащать и обобщать представления детей о животном мире Африки, о классификации животных по способу питания, о маскировке животных.
- Способствовать развитию у детей умения применять имеющиеся представления на практике, самостоятельно анализировать полученные результаты.
- Способствовать приобретению опыта командного взаимодействия в нестандартной ситуации в условиях поисковой деятельности (планирование, распределение функций, взаимопомощь, самоорганизация, умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, взаимоконтроль).
- Развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач, формировать культуру межличностных отношений и толерантность.
- Способствовать развитию и предельно возможному восстановлению зрительных функций у детей с амблиопией и косоглазием, а также охране и стабилизации зрения у слабовидящих детей, развитию умений пользоваться нарушенным зрением. Развивать зрительные функции: остроту зрения, фиксацию взора, глазодвигательные, поисковую, прослеживающую функцию глаз, глазомер, бинокулярное зрение.
- Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, зрительно-пространственное восприятие, навыки пространственной ориентировки, межполушарное взаимодействие.
- Способствовать коррекции речевых нарушений, активизации словаря по теме «Животные жарких стран», развитию ритмического восприятия, навыков связной речи, чтения.
- Закреплять навыки работы ножницами, разные приемы вырезания, аккуратной работы с клеем.
- Способствовать коррекции вторичных двигательных нарушений, развивать физические качества и двигательные навыки детей.
Материально-техническое оснащение: ноутбук, проектор, демонстрационный экран, презентация-сопровождение к занятию, музыкальный центр, аудиозапись разминки «Самолет» (музыкальный шоу-театр «Чударики»), отрывка из «Песни Красной Шапочки» (музыка А. Рыбникова, слова Ю. Михайлова), африканской народной мелодии, песни «Жарафрика» (музыка Ю. Антонова, слова М. Пляцковского), «модель трех вопросов» (тема «Животные жарких стран»), физическая карта мира, карточка с изображением самолета, карточка с изображением ковра-самолета, прищепки, полотно из ткани белого цвета, веревка зеленого цвета, веревочный лабиринт, столы для продуктивной деятельности, «тропа хищников (дорожка с препятствиями - кегли, гимнастические дуги, плоскостные обручи, «туннель»,)», ткань в цвет песка, коряги, ящерки, макет баобаба, на мольберте физическая карта Африки с прикрепленными к ней липучками, костюм вождя африканского племени для взрослого, иллюстрации с изображением примеров маскировки животных (Приложение 1), иллюстрации с изображением разных природных зон Африки (саванна, джунгли, пустыня), набор игрушечных животных Африки маленького размера, сенсорная бутылка «Найди животных» (бутылка с крупяным наполнителем и игрушечными животными жарких стран маленького размера внутри), «таинственное» послание («рисуночное письмо», Приложение 2), резинка длиной около 5 метров, на фланелеграфе лист ватмана с изображением обезьяны, заготовки из цветной бумаги квадратной и прямоугольной формы разного размера, ножницы (по количеству детей), стаканы, клеенки, клей, кисти для клея (по количеству участников), баночки для клея, подставки под кисти, салфетки (по количеству участников), шнур с узлом на одном конце и полые цилиндры (втулки от туалетной бумаги), на которых прикреплены карточки с примерами «2-1», «4-2», «2+1», «5-1», «7-2», «3+3», «1+6», «10-2», «4+5», «9+1», аудиозапись рычания льва, задания на печатной основе «Проложи дорожку» (Приложение 3), «Прочитай слово» (Приложение 4), «Напиши координаты» (Приложение 6), ткань синего цвета, игрушечные животные (бегемот, крокодил), веревка с привязанным на ее конце резиновым крокодилом, плоскостные изображения 3 деревьев и меры (по количеству детей), силуэтные изображения животных жарких стран на липучках (обезьяна, удав, лев, бегемот, крокодил, слон. жираф), музыкальные инструменты (погремушки, ложки, одноразовые пластиковые тарелки, колокольчики, шумелки и др.) по 2 штуки на каждого ребенка, фоны, подставки, указки, мольберты, индивидуальные и настенные, напольные фланелеграфы, корзина с кубиками разного цвета в большом количестве.
1. Вводная часть.
Звучит аудиозапись сигнала SOS (Слайд 1).
Воспитатель: Вы слышите? Это сигнал бедствия! Нам пришло срочное сообщение.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, на слайде – изображение письма (Слайд 1).
Воспитатель: Здесь написано: «От вождя африканского племени Тонго-Бонго». Давайте узнаем, что случилось.
Воспитатель или читающий ребенок озвучивает текст обращения (Слайд 2):
«Ребята, случилась беда! Спешите скорее сюда! У нас пропали животные!»
Воспитатель: Что за беда приключилась, ребята? (Ответы детей.)
Воспитатель: Куда нас зовет вождь? (В Африку.)
Воспитатель: Как вы догадались, что вождь зовет нас в Африку? (Ответы детей.)
Воспитатель: Поможем жителям Африки вернуть зверей? (Ответы детей.)
Воспитатель: А что мы знаем об Африке, африканских животных? (Ответы детей.)
Работа с «Моделью трех вопросов».
Воспитатель: Найдите африканский континент на карте мира.
Воспитатель: Что нам может понадобиться в путешествии? (Ответы детей.)
Воспитатель: На чем мы можем добраться до африканского континента быстрее всего, ведь наша помощь нужна, как можно скорее? (На самолете.)
Воспитатель: А можем мы полететь в Африку на волшебном ковре-самолете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я предлагаю вам выбрать один из видов транспорта: самолет или ковер-самолет. Прикрепите свою прищепку на изображение того транспортного средства, на котором вы хотели бы полететь в Африку.
Проведение соцопроса.
Вариант с выбором в качестве транспортного средства самолета:
Воспитатель: Полетим мы на самолёте. Приглашаю вас, друзья, в африканские края.
Исполняют двигательную разминку «Самолет» (музыкальный шоу-театр «Чударики»).
Вариант с выбором в качестве транспортного средства ковра-самолета:
Воспитатель: Полетим мы на волшебном ковре-самолёте.
Приглашаю вас, друзья,
В африканские края.
Эй, ковер, появись,
Эй, ковер, развернись!
Растягивают полотно из ткани белого цвета.
Воспитатель: Подходите, ребята, к нашему волшебному зимнему снежному ковру, беритесь крепче за него и полетели.........
Дети поднимают полотно и выполняют купол, движутся по кругу, держа полотно.
Воспитатель проговаривает во время движения по кругу с полотном:
Звезды, ярче засияйте,
Нам дорогу озаряйте!
Ты, Луна, блести сильней,
Словно тысяча огней!
Воспитатель обращает внимание детей на веревку зеленого цвета: Смотрите-ка: лиана. Пойдем по ней и попадем в деревню племени Тонго-Бонго.
Звучит аудиозапись отрывка из «Песни Красной Шапочки» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова). Дети с воспитателем идут вдоль веревки и попадают в музыкальный зал, где выполнено зонирование пространства. В одном углу - густые джунгли с обилием лиан (веревочный лабиринт, «тропа хищников (дорожка с препятствиями)», столы для продуктивной деятельности), в другом – пустыня (ткань в цвет песка, коряги, ящерки), в третьем – просторная саванна с макетом баобаба в центре. На мольберте – физическая карта Африки с прикрепленными к ней липучками.
2. Основная часть.
Детей встречает воспитатель в костюме вождя африканского племени.
Вождь: Здравствуйте, ребята! Я вождь племени Тонго-Бонго. Добро пожаловать! Будьте в Африке, как дома. По старому африканскому обычаю я приглашаю вас на совет племени, чтобы выяснить, что могло случиться с животными, решить, как их вернуть.
Дети садятся на ковер в круг.
Вождь: Как вы думаете, что случилось с животными? Куда они пропали? (Ответы детей.)
Воспитатель: Может быть, животные спрятались? Они ведь очень хорошо умеют играть в прятки. Да-да, в эту игру играем не только мы! И делают это животные настолько умело, что их очень трудно обнаружить. Зачем животным нужна маскировка? (Хищникам – чтобы незаметно подобраться к добыче, травоядным – чтобы не попасть на обед к хищнику.)
Вождь: Ребята, у животных, как и у людей «одежда» бывает разного цвета, с разными узорами. Какого цвета шерсть у льва, леопарда, жирафа, зебры? (Ответы детей.)
Вождь: А для чего животным разнообразная окраска? (Окрас льва, леопарда, жирафа помогает слиться с окружающей средой, полосатую зебру хищнику невозможно выделить на фоне её стада.)
Воспитатель: Самые лучшие маскировщики на свете - не разведчики и шпионы! Маскировка животных – вот, что даст сто очков вперед любому даже самому современному камуфляжу. Да что там говорить, ведь люди именно у животных научились искусству маскироваться. Маскироваться приходится не только мелким животным, но и таким гигантам, как жирафы, которые живут в саванне, где у них много врагов. Пятнистая окраска даёт жирафам шанс на спасение. Крокодилы – одни их самых грозных хищников на планете, тоже пользуются своей маскировкой не для защиты, а для охоты, замерев, подолгу поджидая свою добычу. Обычно, крокодилы маскируются под плывущее бревно. Рассмотрите картинки (Приложение 1) и попробуйте отыскать и назвать спрятавшееся животное.
Воспитатель: Попробуйте сами спрятать животных. Подумайте, кому из них где лучше спрятаться?
Исследовательская деятельность «Прятки животных».
Педагог демонстрирует детям иллюстрации с изображением разных природных зон Африки (саванна, джунгли, пустыня) и набор игрушечных животных Африки маленького размера, предлагает спрятать животных в «самом подходящем» месте. Дети «прячут» животных, обсуждают результаты эксперимента.
Вождь: Ой, ребята, совсем забыл! Возле священного баобаба я нашел загадочную бутылку и таинственное послание, только ничего не смог разобрать. Может, здесь кроется разгадка? Поможете мне выяснить, что здесь написано?
Дети вместе с воспитателем рассматривают сенсорную бутылку «Найди животных» (см. Фото), называют найденных животных и «расшифровывают» послание («рисуночное письмо», Приложение 2):
«Я, злой разбойник , украл всех африканских !
Животных вы , если выполните все !»
Фото «Сенсорная бутылка»
Вождь: Так это Бармалей украл животных! Нужно срочно их возвращать! Каких животных спрятал разбойник? (Ответы детей.)
Вождь: Пойдемте искать животных. Прежде всего мы отправимся в джунгли. Что такое джунгли? (Ответы детей.)
Вождь: Джунгли – это густой тропический лес, там мы наверняка найдем животных.
Подвижная игра с резинкой «Непроходимые джунгли» (по примеру дворовой игры «Олимпиада»).
Резинка длиной около 5-ти метров связывается, двое взрослых встают, растягивают резинку и перекрещивают ее определенным образом.
Игроки говорят:
— Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!
На последнем слове ведущие запутывают резинку, ставя на нее ноги, поднимая одну руку вверх, а другую вниз или любым другим способом так, чтобы образовалась паутинка позамысловатее.
Дети пролезают через образовавшуюся паутинку, стараясь не коснуться при этом резинки.
После прохождения задания получают цветное силуэтное изображение обезьяны на липучке, размещают его на физической карте Африки.
Вождь: Обезьяна очень голодна. Давайте ее накормим. Что любят обезьяны? (Ответы детей.)
Продуктивная деятельность «Накормим обезьянку».
Воспитатель: Давайте вырежем фрукты из цветной бумаги и «накормим» обезьяну.
Дети вырезают изображения фруктов из цветной бумаги и наклеивают на лист ватмана с изображением обезьяны (на фланелеграфе).
Вождь: Обезьянка наелась и хочет поиграть. Обезьяны – большие кривляки - что увидят, повторяют!
Нейроупражнения «Обезьянки-кривляки».
Дети выполняют движения по показу педагога. Каждое упражнение повторяют 4-5 раз.
1. «Зеркальце-полочка» (синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зрительно-двигательной координации)).
Выполняется стоя. «Зеркальце» - правая рука согнута в локте и поднята вертикально. «Полочка» - левая рука согнута в локте, поднята горизонтально и пальцы приставлены к локтю правой руки. Смотреть в «зеркальце», голову держать прямо, не поворачивая. Поменять одновременно положение рук. Взгляд следит за «зеркальцем».
Покажу я фокус вам:
Я и тут, и я вон там.
Мы так похожи.
Мы корчим рожи.
Повторяю все движенья,
Это я и отражение.
2. Выполняется стоя. Ладонью левой руки коснуться правого плеча, ладонью правой руки – макушки головы. Поменять одновременно положение рук. Для усложнения можно увеличить темп.
3. Выполняется стоя. Коснуться одновременно левой рукой уха, правой рукой – носа. Поменять одновременно положение рук. Выполнять упражнение за взрослым в зеркальном отражении. Для усложнения можно увеличивать темп.
4. Выполняется стоя. Поднять правое колено, одновременно коснуться его поверхности ладонью левой руки. Затем поднять левое колено, его поверхности коснуться ладонью правой руки.
Вождь: А еще в джунглях удава найдете, если в нужном порядке его соберете.
Упражнение «Собери удава».
Детям предлагают шнур с узлом на одном конце и полые цилиндры (втулки от туалетной бумаги), на которых прикреплены карточки с примерами «2-1», «4-2», «2+1», «5-1», «7-2», «3+3», «1+6», «10-2», «4+5», «9+1».
Дети определяют правило, в соответствии с которым цилиндры нанизываются на шнур, и «собирают» удава.
После выполнения задания получают цветное силуэтное изображение удава на липучке, размещают его на физической карте Африки.
Звучит аудиозапись рычания льва.
Вождь: Слышите? Кто так кричит? (Ответы детей.)
Вождь: Мы с вами на тропе хищников.
Педагог подводит детей к «дорожке препятствий».
Вождь: Идите осторожно.
Упражнение «Тропа хищников».
Дети проходят вслед за вождем «дорожку препятствий».
Чтобы львенка нам найти,
Джунгли надо всем пройти (обычная ходьба).
Ноги выше поднимаем,
По траве густой шагаем (ходьба с перешагиванием через кегли).
Спинки мы свои согнем,
Под кустами проползем (пролезают под гимнастическими дугами).
Впереди лежит змея.
Она спит, шуметь нельзя!
На носочках мы пойдем,
И змею мы обойдем (ходьба на носках «змейкой»).
Впереди журчит ручей.
Бежим по камешкам скорей (бег по плоскостным обручам («камешкам»))!
В пещере темной мы ползем,
За ней и львенка мы найдем (проползают через «туннель»).
Вождь: Проложим дорожку к львенку.
Упражнение «Проложи дорожку» (Приложение 3).
Дети выкладывают из частей «дорожку».
После выполнения задания получают цветное силуэтное изображение льва на липучке, размещают его на физической карте Африки.
Вождь: Мы с вами подошли к реке (ткань синего цвета). Вы знаете, что в Африке протекает самая длинная река в мире? Она называется Нил. В реке спрятались животные. Попробуйте догадаться, какие. Но условие одно – животные должны оставаться «под водой».
Упражнение на развитие тактильного восприятия «Кто в реке?».
Дети определяют на ощупь через ткань игрушечных животных (бегемот, крокодил), спрятавшихся в «реке».
Воспитатель: Крокодила все в джунглях боятся. Ведь у него такие острые зубы. Попробуйте и вы не попасть ему на зубок. А он уже приготовился вас схватить.
Подвижная игра «Берегись крокодила».
Дети встают в круг. В центре становится воспитатель. Она вращает на высоте 10-15 см от пола веревку с привязанным на ее конце резиновым крокодилом. Дети должны перепрыгнуть через веревку («не попасть в пасть крокодила»).
После выполнения задания получают цветные силуэтные изображения бегемота и крокодила на липучках, размещают их на физической карте Африки.
Вождь: Узнайте, кто пришел к реке на водопой.
Упражнение «Прочитай слово» (Приложение 4).
После выполнения задания получают цветное силуэтное изображение слона на липучке, размещают его на физической карте Африки.
Вождь: Вспомните, где в Африке обитают слоны? (В саванне.)
Вождь: В саванне растут редкие деревья. За одним из них спрятался жираф. Найдите жирафа, если известно, что он прячется за деревом, высота которого равна 5 мерам.
Упражнение «Найди жирафа» (Приложение 5).
Детям предлагают плоскостные изображения 3 деревьев и меры (по количеству детей). В результате измерения выявляют нужное дерево.
После выполнения задания получают цветное силуэтное изображение жирафа на липучке, размещают его на физической карте Африки.
Вождь: Саванна граничит с африканской пустыней – Сахарой. Это самая большая пустыня в мире. В этой огромной пустыне спрятался верблюд. Чтобы его найти, нужно определить его координаты.
Упражнение «Напиши координаты» (Приложение 6).
После выполнения задания получают цветное силуэтное изображение верблюда на липучке, размещают его на физической карте Африки.
Вождь: Мы с вами нашли всех спрятанных животных. Животных на свете разных много: крупных, мелких, добрых, злых, быстрых, медленных и озорных. А теперь подумайте, на какие группы и по какому признаку можно разделить всех этих животных? (Всех животных можно разделить по способу питания на хищников, травоядных и всеядных.)
Подвижная игра «Хищные и травоядные».
Дети начинают движение по кругу. По команде воспитателя «Хищники!» дети принимают позу нападения и угрожающе рычат, по команде «Травоядные» приседают на корточки и замирают.
Вождь: Что еще придумать нам?
Шум, и гам, и тарарам
Мы устроим шоу века.
Будет джунгли – дискотека!
Инструменты выбирайте
И за мною повторяйте!
Дети выбирают музыкальные инструменты (погремушки, ложки, одноразовые пластиковые тарелки, колокольчики, шумелки и др.). Звучит аудиозапись африканской народной мелодии, дети повторяют за педагогом ритмический рисунок.
Исполняют общий танец «Жарафрика» (музыка Ю. Антонова, слова М. Пляцковского).
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Нам пора возвращаться. Попрощаемся с вождем племени Тонго-Бонго и отправимся на самолете (волшебном ковре-самолёте) обратно в детский сад.
Вариант 1. Под фонограмму разминки «Самолет» (музыкальный шоу-театр «Чударики») возвращаются в группу.
Вариант 2. Дети поднимают полотно и выполняют купол, движутся по кругу, держа полотно.
Воспитатель:
Звезды, ярче засияйте,
Нам дорогу озаряйте!
Ты, Луна, блести сильней,
Словно тысяча огней!
Ты лети, ковер, лети,
Нас по небу прокати.
Привези наших ребят
Поскорее в детский сад!
Возвращаются в группу.
Рефлексивное упражнение «Башня успеха».
Воспитатель ставит на ковер корзину с кубиками разного цвета: Давайте сядем на ковер в круг.
Воспитатель: Где мы с вами побывали сегодня? Чем занимались? Кому помогали?
Воспитатель: Давайте построим «башню успеха». Вы будете говорить, что вам понравилось в нашем путешествии, чему вы научились или что нового узнали, и ставить кубик на кубик. Посмотрим, какая высокая башня у нас получится!
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы большие молодцы! Вот какую высокую башню мы построили!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Славься, Россия, героями спорта! (конспект интегрированного досуга)
КОНСПЕКТ интегрированного досуга в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Славься, Россия, героями спорта», 2012 г....
Конспект интегрированного досуга в детском саду "В гостях у березы"
Сценарий досуга позволяет в увлекательной форме закрепить полученные ранее детьми знания о березе как растении из рода деревьев и символе России, ее использовании в старину и сфере применения в ...
Конспект интегрированного досуга.
Конспект интегрированного досуга Поможем зайке....
Конспект интегрированного досуга на тему «Зайкин дом»
В досуге реализуется интеграция образовательных областей:-Познание-Коммуникация-Игровая деятельность-Образовательная область- музыкаОбразовательная деятельность-экология-Труд...
План конспект НОД по речевому развитию "Лесная жизнь загадками полна"
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО"...
Конспект интегрированного занятия:"Ах, эта чудная пора!"
Конспект данного занятия соединяет в себе разные виды деятельности , а так же превлекает внимание детей к разным видам искусства.Конспект может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: Улица полна неожиданностей
Конспект интегрированного занятияв подготовительной группеТема: Улица полна неожиданностей...