"Зимушка-зима" Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Хливная Валентина Михайловна

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область: речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zimushka-zima.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

в старшей группе

«Зимушка – зима»

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование для педагога: современные информационные технологии: презентацию, музыкальное сопровождение, снежинки, указка.

Оборудование для детей: изображение зимнего дерева со снежинками, прищепки.

Содержание НОД:

(Дети заходят в зал и садятся на стулья).

Воспитатель: - Здравствуйте, меня зовут Оксана Анатольевна. Сегодня наше занятие я хочу начать со стихов детской писательницы Элеоноры Булгаковой:

«Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

 Это значит – на снежинках

Опустилась к нам Зима».

О наступлении, какого времени года говорится в стихотворении?

Дети: - О зиме.

Воспитатель: - Да, наступила зима. Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». (слайд 1). Читать ее мы будем интересно, по-новому. 

Воспитатель: -  Итак, первая страница зимней книги (слайд 2), и первое задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем  со словом снег  в игру «Доскажи словечко». Внимание на экран.  (Дети добавляют слова, связанные со  словом  «снег».)

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Слайды (3-10)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые ... (Снежинки.)

Вот  веселье  для  ребят -

 Всё сильнее ... (Снегопад.)

 Все  бегут  вперегонки,

 Все хотят играть в ... (Снежки.)

 Словно в белый пуховик

      Нарядился ... (Снеговик.)

 Рядом снежная фигурка

 Эта девочка — ... (Снегурка.)

 На снегу-то, посмотри -

 С красной грудкой ... (Снегири.)

 Словно в сказке, как во сне,

 Землю всю украсил ... (Снег.)

Воспитатель: - Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки. И замело все деревья в лесу. Им тяжело стоять под снегом, согласны ли вы  им помочь? - (Да!) – Тогда пройдем к деревьям.

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут дерево со снежинками и дуют на него, добиваясь движения снежинок). 

(Дети остаются возле деревьев.)

Воспитатель: -  Возвращаемся на стулья. Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги. (Слайд 11)

Проговаривание с детьми чистоговорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Воспитатель: -  На этой странице (слайд 12) нужно придумать предложения о зиме. Книга нам в этом поможет. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Вот моё предложение: «Зимой солнце светит, но не греет».

Слайды (13-21)

(Ответы детей.)

Воспитатель: -  Книга ваши предложения услышала, запомнила и записала (слайд 22)  , пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя гимнастику, будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глаза, а не голова. Все внимание на снежинки!

(Упражнение для коррекции зрения.).

«Снежинки».

Мы снежинки увидали, со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели - глазки вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели - глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.

Глазки смотрят вверх и вниз.

Всё, на землю улеглись.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Воспитатель: -   Вот и к следующей странице подошли(слайд 23). На ней зима подготовила игру, «Какой, Какая, Какие?».

Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

Воспитатель: - Снег какой?  –

-  Лед какой? -

- Снежинка какая? –

- Зима какая? –

- Ветер какой? -

Воспитатель: - Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте! (слайд 24).

Физкультминутка! «Снеговик»

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре, три, четыре – нарисуем рот пошире.

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеётся он у нас.

Воспитатель: - А теперь открылась необычная страница (Слайд 25) с игрой «Найди отличия». Нужно  найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.

Воспитатель: - Книга подсказывает мне, что эта страница (слайд 26), наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку, называете слово ласково и крепите  на снежинку прищепку.

Дидактическая игра «Назови ласково» со снежинкой и прищепками.

(Дети встают вокруг снежинки, которую держит воспитатель, говорят слова и крепят на снежинку прищепки по кругу).

Зима - (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок), снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки.

Воспитатель: - Вот и закончились задания Зимушки-зимы.  Занятие закончено, книга закрыта (слайд 27), но не прочитана до конца, в ней еще много страниц. Вам, я предлагаю взять в руки снежинку и сказать:

- Какое задание понравилось?

- Что было труднее всего?

- Что нового узнали о зиме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «В гости к бабушке в деревню»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста  «В гости к бабушке в деревню»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Кто в теремочке живет?»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста«Кто в теремочке живет?»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...