Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок от Деда Мороза»2015г
план-конспект занятия (младшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

  • создать атмосферу праздничного настроения;
  • формировать умение отгадывать загадки;
  •  закреплять умение вести диалог, развивать умение согласованию качественного прилагательного с существительным;
  • активизировать речь детей, посредством малых фольклорных форм;
  • закрепить знание об атрибутах новогоднего праздника;
  • развивать произвольное внимание, память;
  • развивать у детей простейшие образно-выразительные умения ( уметь имитировать характерные движения животных в драматизации сказки «Теремок»), обогащать словарный запас;
  • воспитать любовь к родному языку, доброжелательность, умение взаимодействовать со сверстниками. Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ  «Малиновский детский сад»

Конспект занятия

по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора

«Волшебный сундучок от Деда Мороза»

Воспитатель:

Абрахимова Р.М.

Ачинский район

П. Малиновка

2015Г.

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

  • создать атмосферу праздничного настроения;
  • формировать умение отгадывать загадки;
  •  закреплять умение вести диалог, развивать умение согласованию качественного прилагательного с существительным;
  • активизировать речь детей, посредством малых фольклорных форм;
  • закрепить знание об атрибутах новогоднего праздника;
  • развивать произвольное внимание, память;
  • развивать у детей простейшие образно-выразительные умения ( уметь имитировать характерные движения животных в драматизации сказки «Теремок»), обогащать словарный запас;
  • воспитать любовь к родному языку, доброжелательность, умение взаимодействовать со сверстниками. Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний.

Методы и приёмы.

- обучение с игрой, сюрпризный момент;

- ответы хоровые и индивидуальные;

- использование демонстрационного материала;

- художественное слово - загадки, потешки, вопросы к детям, поощрение;

- имитационные упражнения по передаче характера персонажей сказки, драматизация сказки.

Оборудование и материалы:

Костюм воспитателю и домовёнку в народном стиле, детям по возможности сарафаны и косоворотки; «конверт-письмо» от Деда Мороза; картинки-подсказки по теме «Новогодний праздник», « времена года»,  мнемосхема «Дед Мороз»; расписной сундук, «лошадка»  для подвижных игр;  мешочек волшебный;  маски героев сказки «Теремок» ( по 2, на всех детей); домок – теремок, цветные ленточки( на каждого ребёнка длина метр-с одного конца связаны на узелок); детям угощение «Пышки»; группа оформлена  к  Новогоднему празднику, и  «горница»  (в центре народного творчества)в стиле русской избы.

Предварительная работа:

- рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций

- чтение русских народных сказок, загадывание загадок, рассказывание сказок по картинкам

- дидактические настольно-печатные игры: «Чьи детки», «Чей домик»

- словесные дидактические игры: «Чей голос», «Угадай по описанию», «Подскажи словечко»

- самостоятельная деятельность детей: раскраски, трафареты, беседы о животных

- рассказывание стихов к Новогоднему празднику.

- беседа о предстоящем празднике, о быте, о предметах домашнего обихода в русской избе, разучивание потешек,

Организационный момент.

Воспитатель:

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (дети вместе с воспитателем поглаживают веки глаз)

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (поглаживают ушки)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (притопываем)

С добрым утром, солнце! Мы проснулись? (руки раскрываются)

С добрым утром, гости! Мы проснулись! (кланяются гостям)

Стук в дверь, входит домовой Кузя.

Кузя: -  Здравствуйте ребята, здравствуйте гости (кланяется)!

Я за печкою сижу

Иногда слегка ворчу

Вообще я удалой

Самый лучший Кузя - домовой.

Воспитатель: Здравствуй Кузя домовой

Где и за какой это ты печкой сидишь?

Кузя:Я живу в русской избе.

В горнице стоит печка

Вот я и живу за этой печкой!

Сегодня утром в горнице нашел вот это письмо.

Письмо для вас.

Воспитатель: Как интересно! Давайте его прочитаем!

(садятся на стульчики или на палас)

«Дорогие ребята! Я для вас оставил подарок!

Вы его найдёте в горнице русской избы.

Мой подарок вам пригодится в подготовке к празднику Новому году.

А на праздник я сам к вам приду.

Ваш Дедушка Мороз!»

Кузя:А  я ничего не понял из письма!

Что такое Новый год?

И кто такой Дед Мороз?

Воспитатель: Мы с ребятами тебе Кузя все объясним и расскажем! А помогут нам рассказать картинки-подсказки.

Да, ребята? (да)

Беседа о предстоящем празднике

Новый год - это самый веселый праздник. Он приходит зимой.

А какое время года, дети? (зима – выбор картинки из 4-х, и показ  детьми)

А зимой самый весёлый праздник это, какой? (Новый год).

А что бывает в Новый год?

Дети, показывая картинки, называют.

(Ёлка, красивые ёлочные игрушки, гирлянды,  на ёлку приходят гости Дед Мороз, Снегурочка, приносят подарки)

Кузя: - А какой он, Дед Мороз?

Мнемосхема для рассказывания

(Большой, с бородой, добрый, весёлый, холодный, детей любит, подарки дарит, ездит он на санях, на оленях)

Воспитатель: Дед Мороз- это большой друг всех детей, он вас очень любит и всегда радует подарками!

Кузя: Вот спасибо, всё мне теперь понятно!

Поехали ко мне в гости в русскую избу!

Воспитатель:Ребята поедем к Кузе в гости? (да).  Подарок посмотрим!

А поедем мы с вами на лошадке!

Я поеду первая, а вы за мной.

- Поехали! (руки вытянуты вперёд, правая рука сверху держит пальцы левой руки)

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке,

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

Цок - цок-цок. Приехали (Артикуляционная гимнастика).

Воспитатель:

Вот мы с вами приехали в гости, в русскую избу.

Проходите, рассаживайтесь.

Посмотрите, как хорошо в избе, уютно, тепло.

Печка русская, лавочка, сундук,

Стол, а на столе стоит самовар, на полу лежит половик.

Добра всякого видимо невидимо.Вам нравиться?

Воспитатель:

Посмотрите ребята вот и подарок, это - сундук расписной, но мне не открыть его одной.

Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?

Дети: Да!

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок. (Пальцы рук сцеплены в замочек)

Кто его открыть бы мог?

Покрутили, постучали, потянули

И открыли!

Воспитатель:

В сундучок я загляну!

Что же там я погляжу, да ребяткам покажу!

Что это, дети? (Домок, теремок),

(Ставит теремок на стол)

«Стоит в лесу теремок,

Из трубы идет дымок.

Бы-Бы-Бы

Идет дым из трубы.»

Воспитатель приглашает детей повторить вместе с ним.

Воспитатель:

В сундучок я загляну!

Что же там я погляжу, да ребяткам покажу!

Это волшебный мешочек!

Дед Мороз кого-то спрятал в волшебном мешочке!

Я загадаю вам загадки. Попробуйте отгадать, кто там спрятался.

Загадки.

  1.  Хвост пушистый бережёт                                  

Да зверюшек  стережёт:

Все знают рыжую в лесу –

Очень хитрую…           

Воспитатель: Какая лиса?Как двигается? (хитрая, рыжая, крадётся)                                       

  1. Он по лесу всё время рыщет,

И в кустах кого-то ищет.

Слышно, он зубами щёлк,

Угадай, кто это …

Воспитатель: Какой волк?Как воет?  (злой, голодный, серый; у-у-у-у)

  1. Где же вы её найдёте?

Ну, конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!»

Воспитатель: Какая лягушка?Как квакает? Как двигается?(зелёная; ква-ква-ква; прыгает)

  1. Живет в норке,

грызет корки.

Короткие ножки;

боится кошки.

Воспитатель: Какая мышка? Как пищит? (маленькая, серая; пи-пи-пи.)

  1. Кто же в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда – 

Лапу в рот кладёт всегда.

Воспитатель: Какой медведь?Как ревет? (большой, мохнатый; громко о-о-о)

    6. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

Воспитатель: Какой зайчик? Как он скачет?(быстрый, белый; прыгает)

Воспитатель: Вот сколько зверей у нас! В какой сказке они живут?

 ( Теремок)

Воспитатель: Вставайте, давайте вместе обыграем сказку!

Дети, Кузя, воспитатель встают в круг, центр круга – Теремок.

Обыгрывание сказки «Теремок»

Идут по кругу и произносят слова:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

Как по полю мышка бежит,

У дверей остановилась, говорит

Все герои по очереди выходят в середину круга со словами:

«Тук-тук, тук,кто в теремочке живёт. Тук-тук, тук,  кто в невысоком,  живет?» (лягушка, зайка, лиса, волк, медведь)

Когда появляется Медведь и ломает Теремок, дети разрывают круг.

Воспитатель:

Сказку «Теремок» вы рассказали, а где же жить зверям?

 Загляну - ка я в мешочек (достаёт ленточки).

 Вот из этих ленточекпостроим для них новый дом

Игровое упражнение. «Теремок» (из ленточек).

Все вместе:

«Стоит в поле теремок, теремок ,

Очень-очень он высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья!»

Кузя: - Вы такие дружные!

 Поэтому как говорится в пословице  «Кончил дело - гуляй смело!»

- Я тоже пойду, в сундучок  загляну.

(Достаёт гостинцы)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное

Я один его не съем,

Разделю ребятам всем.

(подаёт воспитателю  гостинцы– «Пышки»)

Воспитатель:

Качи – качи -качи.

глянь баранки калачи.

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи.

- Спасибо тебе Кузя за гостеприимство.

 У тебя в горнице нам очень понравилось.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с Кузей.

Воспитатель:

Я поеду первая,а вы за мной.

Поехали! (руки вытянуты вперёд, правая рука сверху держит пальцы левой руки)

Все вместе читаем потешку:

Еду, еду на лошадке.

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали.

Подведение итогов:

-Где вы были в гостях?

Вам понравился подарок Деда Мороза?

Что мы нашли в сундучке?

Каких животных мы нашли в волшебном мешочке?

В какую сказку мы играли?

Вам понравилась ёлка?

Чем вы её украшали?

Какой Дед Мороз?

Вы у меня сегодня молодцы! Я вами горжусь!

Давайте угощаться гостинцами. Сами поедим и гостей угостим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Калачи из печи»

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Калачи из печи»Тема занятия: «Калачи из печи»Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.Познакомить с фолькл...

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы на тему: «Птицы»

Данное занятие проводится с целью ознакомления детей о птицах , среде их обитания....

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок»

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок»...

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора.

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора.Тема занятия: «Волшебный сундучок».Цель: приобщение детей к истокам народной культуры через устное народн...

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы на тему: «Птицы»

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы на тему: «Птицы»Возраст: 3-4 года (вторая младшая группаМатериалы и оборудование: дидактический наглядный материал с изображен...