конспект нод
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Королёва Татьяна Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_transpotr.docx24.38 КБ
Файл zanyatie_poisk.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Татарстан г. Бугульма

МБДОУ №17 «Красная шапочка»

Конспект  открытого занятия

по формированию
лексико-грамматических средств языка и

развитию связной речи


в старшей логопедической группе


по лексической теме

«Транспорт» 






Задачи:

коррекционно-образовательные задачи


  • обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»; 

  • закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему; 

  • активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными; 

  • закреплять умение образовывать существительные множественного числа; 

  • закреплять усвоение категории творительного падежа союзом с .

  • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы; 

  • познакомить детей с многозначными словами, объяснить разницу в значении этих слов.



коррекционно-развивающие задачи:


  • развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;

  • развивать артикуляционный и дыхательный аппарат;

  • развивать общую и мелкую моторику;

  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

  • развивать ассоциативное мышление
    .



коррекционно-воспитательные цели


  • воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера; 

  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога.



оборудование:

  • картинки – ассоциации;
  • картинки на тему «транспорт»; 
  • опорная схема для описательных рассказов;
  • листы бархатной бумаги с контурами разных машин; 
  • клубки ниток на каждого ребенка; 
  • мяч;
  • сигнальный кружок на каждого ребенка;




Ход образовательной деятельности:


I. Орг.момент.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, вывешенные на доске.

Воспитатель : Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? 
Дети: Мы будем говорить сегодня о транспорте.

Воспитатель: Правильно, о транспорте. Ребята, а какой бывает транспорт?
Дети: Транспорт бывает наземным, водным и воздушным.

Воспитатель: Верно, транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Посмотрите внимательно на картинки и назовите воздушный транспорт, наземный, водный. 

Дети: Воздушный транспорт – это самолет, вертолет, ракета. Наземный – автобус, машина, трактор. Водный – корабль, лодка, катер. 

II. Д/ игра «Дружит или не дружит». .

Логопед: Машина «дружит» с автобусом или глобусом?  

Дети: Машина «дружит» с автобусом, потому что они относятся к наземному транспорту.
Логопед: Самолет «дружит» с ракетой или котлетой?
Дети: Самолет «дружит» с ракетой, потому что они относятся к воздушному транспорту.
Логопед: Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Дети: Корабль «дружит» с лодкой, потому что они относятся к водному транспорту.
Логопед: Трамвай «дружит» с домом или поездом?
Дети: Трамвай «дружит» с поездом, потому что они относятся к наземному транспорту.
Логопед:
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

Дети: Мотоцикл «дружит» с машиной, потому что это наземный вид транспорта.
Логопед: Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Дети: Поезд не дружит с ракетой, потому что они относятся к разным видам транспорта.


III. Упражнения дыхательной гимнастики.

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.
«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.
«Машины едут по мостовой». Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»
«Сигналит машина». Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би»

IV. Знакомство с многозначными словами.

Логопед: что вы видите на картинке?
Дети: Хвост самолета и лисий хвост.

Логопед: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост?
Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.

Логопед: Как вы думаете для чего крыло самолета? Крыло птицы?

Дети: Самолету и птице нужны  крылья, чтобы летать.
Логопед: Как вы думаете для чего нос теплохода?  Нос человека?

Дети: Нос теплоходу нужен, чтобы разбивать воду, волны, а человеку, чтобы дышать, чувствовать запахи.


V. Упражнение «Из чего-какой ?»

Логопед: Ребята, посмотрите на машину.  Дверца из металла у машины (какая?)
Дети: Металлическая.
Логопед: Руль из пластмассы (какой?)
Дети: Пластмассовый.
Логопед: Сиденье обшитое кожей (какое?)
Дети: Кожаное.
Логопед: Колесо из резины (какое?)
Дети: Резиновое.

VI. Д/и «Летит, едет, плывет».

Логопед: Вы должны поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом.

Самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик.

 VII. Д/и « На что похоже ?»  

(на доске размещены две группы картинок)
Первая группа картинок: Экскаватор, трактор, подъемный кран, руль, самолет, автомобиль.
Вторая группа: жираф, баранка, птица, крот, жук, конь.

Логопед: Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из одной группы картинок и сравните его с предметом из другой группы картинок и объясните, почему вы так думаете.
Дети: Руль круглый, как баранка. Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает. Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю. Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят. Трактор и конь пашут землю. Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой.


Физкультминутка «Самолет»

Пролетает самолет

Мы собрались с ним в полет.

Правое крыло, левое крыло.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь вверх, лечу,

Возвращаться не хочу!

VIII. Игра с мячом «Один-много».
- Грузовик - ... (грузовики).
- Микроавтобус - ... (микроавтобусы).
- Легковой автомобиль - ... (легковые автомобили).
- Милицейская машина - ... (милицейские машины).
- Спортивный самолет - ... (спортивные самолеты).
- Мотоцикл - ... (мотоциклы). 

IX. Развитие мелкой моторики.

( у детей листы бархатной бумаги с контурами различного вида транспорта и нитки)

Логопед: Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

X. Упражнение для развития связной речи.

 

Логопед: Опиши транспорт по плану:

  1. Как называется?
  2. К какому виду транспорта относится?
  3. Кем управляется?
  4. Как используется людьми?

Дети: Это – грузовик. Он относится к наземному виду транспорта. Управляется водителем. На грузовике можно перевозить песок, кирпичи и другие материалы.

 

XI. Итог занятия:
Логопед: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Правильными и интересными были ответы на вопросы у Даниля, Кирилла, Никиты. Артем провел физкультминутку.  Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны. Молодцы.




Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по поисково-исследовательской деятельности для детей логопедической группы подготовительного к школе возраста

о.о. Познание на тему:« Чудо – вода»

составила:

воспитатель высшей квалификационной категории

логопедической  подготовительной к школе группы

Королёва Татьяна Анатольевна

г.Бугульма 2013 г.

Программное содержание

Закрепить полученные знания о воде.

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).

Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний вещества).

Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.

Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.

Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира..

Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: жидкое и газообразное, твердое состояние, испарение; исследователи; ученые; опыты; слова с частицей «аква».

Активизация словаря:

«вода», «пар», «лед», «газ», «вещество», «растворитель».

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

Прослушивание музыкальных записей.

Проведение исследований, опытов.

Ход занятия

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!

Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории» и узнают о чудесных превращениях воды.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? (вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет, прозрачную воду можно сделать непрозрачной, у воды есть температура, какая бывает вода: минеральная, колодезная и т.д.; для чего нам нужна вода: воду можно пить, варить пищу и т.д.).

Где вы находили информацию о воде? (Рассказывала мама, звонили бабушке, в книгах, просмотр телепередач, в Интернете, по радио, в газетах и журналах.)

Воспитатель: Вы правы, источников информации много. Узнать, что вы нашли о воде, нам поможет корреспондент.

Кто такой корреспондент? (Человек, специально отправленный за информацией.)

Кристина становится у нас… (корреспондентом).

Корреспондент подходит к детям и задает интересующие его вопросы.

Здравствуйте. Как вы думаете, на земле много или мало воды?

Здравствуйте. Верно ли, что любую воду можно пить?

Воспитатель: Саша хочет быть кем? (Я хочу быть корреспондентом.)

Какая бывает вода?

Чем можно измерить температуру воды?

Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?

Воспитатель: Корреспонденты задавали интересные вопросы, а вы правильно отвечали.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в нашу «Загадочную лабораторию». Мы станем учеными, и продолжим исследовать воду.

Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек; который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)

Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.

Вы готовы?

Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети садятся на стульчики перед столами. 
Посередине группы – стол для опытов.

Воспитатель: Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:

http://festival.1september.ru/articles/517577/img1.gif

Но вода бывает не только в жидком состоянии.

Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)

Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)

Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.

Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).

Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

http://festival.1september.ru/articles/517577/img2.gif

А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.

Предлагаю выйти к столу Камилю. Он покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Камиль, с чем ты будешь проводить опыт?

Для опыта я подготовил кубики льда.

Вам нужна помощь? (Ребёнок предлагает выйти одному ребенку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)

Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.)

Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)

Саша, а почему у тебя лед тает медленно? (У меня на руках перчатки.)

Ребёнок: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

Воспитатель: Исследователь Камиль, мне интересно, как же вы получили лед?

Камиль: Я налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.

Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.

Воспитатель: В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)

Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

http://festival.1september.ru/articles/517577/img3.gif

Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки».

Игра «Капельки»

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично гуляют по кругу.

Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом

Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.

Дети берутся за руки и образуют большой круг.

Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода

Круг из детей вытягивается в овал.

Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)

Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.

Дети бегают по группе.

Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

Дети обнимают друг друга.

Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Вывод:

В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.

В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.

Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Воспитатель: Уважаемые, коллеги. Сегодня в нашей «загадочной лаборатории» мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Прошу сесть за столы.

У вас на столах 3 баночки с водой и 3 блюдечка с разными веществами.

Бросьте в одну баночку 1 ч.л. первого вещества и размешайте ложечкой.

А в другую баночку положите второе вещество.

Возьмите трубочку и скажите, какая вода по вкусу получилась в первой баночке? (Вода сладкая.) Почему она стала сладкой? (Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар.)

А во второй баночке, какая вода по вкусу? (Вода по вкусу соленая.) Значит, мы положили в эту баночку соль. Коллеги, куда же она делась? (Ответы детей.)

Воспитатель: Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились. Сейчас мы увидим, как это происходит, своими глазами.

На третьем блюдце у вас находится вещество – марганец. Насыпьте его в третью баночку, но не мешайте. Коллеги, что происходит с кристалликами марганца? (Частички марганца и воды перемешиваются друг с другом, вода окрашивается.)

Что же мы узнали из этого исследования? (Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус; марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет.)
Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство.

Воспитатель: Я, как и вы, в поисках информации тоже работала с различными источниками и нашла в словаре короткое слово «аква». Давайте посмотрим, что оно обозначает. «АКВА» – первая часть сложных слов, относящихся к воде.

Знаете ли вы слова, которые начинаются с частицы «аква».

АКВАРИУМ – что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.)

АКВАПАРК – коллега, объясните значение этого слова? (Парк с водными аттракционами.)

АКВАЛАНГ – что обозначает это слово? (Аппарат для дыхания под водой.)

АКВАЛАНГИСТ – (Спортсмен, плавающий с аквалангом.)

Воспитатель: Есть одно слово, которое вы еще не знаете.

Мне очень хочется узнать:

Пелагея, что больше всего тебе сегодня понравилось?

Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)

Никита, что было полезным для тебя?

Как ты думаешь, что нашим гостям понравилось?

Какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?

Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.

http://festival.1september.ru/articles/517577/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/517577/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/517577/img3.gif

Мастер-класс «Метод моделирования. Лингвистические игры» (образовательная область «Коммуникация»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 18 комбинированного вида

 МАСТЕР – КЛАСС

 Образовательная область «Коммуникация»

 тема: «Реализация области «Коммуникация».

 Метод моделирования. Лингвистические игры».

 Подготовила и провела:

 воспитатель

 ПШЕНИЧНАЯ НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА

 2013 год

 Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".

 М. Горький

 Цели проведения :

 Распространение личного педагогического опыта по использованию лингвистических игр с детьми старшего дошкольного возраста.

 Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас! Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Л. С. Выготский)

 Слово – это единица языка, выражающая понятие. Оно несёт смысловую нагрузку, существует лишь в определённом звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому, усвоение ребёнком нового слова идёт через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.

 Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребёнком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познаёт мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь действительность.

 Так ребёнок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуются его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.

 Воспитание звуковой культуры речи является составной частью всей работы по развитию речи, определены задачи этого важного раздела работы:

 • Формирование правильного звукопроизношения.

 • Выработка дикции.

 • Работа над правильным ударением.

 • Работа над грамматической правильностью речи.

 • Формирование темпа речи и качества голоса.

 • Воспитание выразительности речи.

 • Воспитание культуры речевого общения.

 В работе с дошкольниками воспитателю помогают лингвистические игры.

 Дети с желанием играют и в игре закрепляют и отрабатывают ранее полученные знания. Подбирая лингвистические игры, следует придерживаться следующих принципов:

 • принцип занимательности – именно развлекательная функция игр создает атмосферу радости, комфортности, способствует созданию защитных механизмов, осуществлению мощной психоэмоциональной разрядки – и у ребенка возникают положительные эмоциональные ощущения. Чем больше ребенок получает положительных эмоций, тем увереннее, уютнее он ощущает себя в этих играх;

 • принцип новизны - использование игрушек стимулируют ребенка не только использовать на практике полученные знания, но и стимулируют к приобретению новых знаний;

 • принцип комплексности – решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи подразумевает планирование ее с учетом взаимодействия всех факторов, времени и формы проведения;

 • принцип постепенной усложненности – т. е. ненавязчиво, а в игре ребенок поэтапно совершенствует свои действия.

 Я предлагаю вашему вниманию несколько лингвистических игр на развитие звуковой культуры речи.

 1.«Спрятался ловко в моём кулаке… »

 Цель- развитие умения установить в слове определенный звук, его местоположение.

 Оборудование – резиновый шарик с нарисованным на нём клоуном в шляпе.

 Ход игры.

 У воспитателя заранее приготовленный шарик, на котором нарисована фигура клоуна в большом колпаке (или другая интересная фигурка). Шарик дети не видели. Шарик в кулаке воспитателя.

 - Спрятался ловко в моём кулаке

 Маленький шарик в большом колпаке.

 Ну-ка, сама на него погляжу.

 Если хотите, и вам покажу.

 Только сначала вам нужно назвать

 Несколько слов со звуком «Л» в начале слова. Скажем, пять (лампа, лиса, лапа, лось, листок) .

 Дети называют слова со звуком «Л» в начале слова.

 Несколько слов со звуком «М» в середине слова (самосвал, самокат, самолёт, камера, самовар,

 Дети называют слова со звуком «М» в середине слова.

 2. «Придумай слово»

 Цель - развитие фонематического слуха, умение определять количество слогов в слове.

 Оборудование – клубок шерстяных ниток, на конце – зафиксирована катушка для наматывания ниток.

 Ход игры.

 - Отгадайте загадку, ребята.

 Катался колобком, пока не стал носком (клубок ниток)

 Давайте поиграем с клубком ниток, пока он не стал носком!

 Возьмите в руки клубок и придумайте слова со звуком «М», чтобы в них был один слог, два слога, три слога. Проговаривая слова, наматывайте клубок на катушку. А кто больше придумает слов, мы проверим по длине нитки.

 После того, как ребёнок назвал слова, разматывается нитка и показывается её длина.

 3. «Игра в слова»

 Цель. - Учить подбирать нужное по смыслу слово.

 Ход игры.

 Я найду слова везде:

 И на небе и в воде,

 На полу, на потолке,

 На носу и на руке!

 Вы не слышали такого?

 Не беда, играем в слово!

 - Давайте искать слова, ну, скажем на небе. А вот и корзинка, в которую каждый из вас положит «слова».

 Передается корзинка одному из ребят, сидящему с краю, он «кладёт» в него «слово» (картинку, например, солнце) и передаёт корзинку соседу. Тот тоже кладёт своё «слово» и передаёт корзинку дальше.

 - А на носу слова можно найти?

 Дети кладут новые «слова» (очки, веснушки) .

 - А на лице?

 (усы)

 - А какие «слова» можно вынуть из борща?

 (морковь, свёкла, картофель, капуста, мясо) .

 4. «Загадай рифму»

 Цель - развитие умения образовывать рифму, развитие речи детей.

 Материал: Красивые игрушки, предметы не очень большие и не очень маленькие.

 Ход игры.

 На столе лежат красивые игрушки и предметы. Игрушки не очень большие и не очень маленькие. Среди них могут оказаться предметы хорошо знакомые детям и эстетичные: большая шишка, платок и цветок; румяное яблоко и медвежонок; зайчик и котёнок;

 собачка и мячик; Буратино и Арлекино; цветок и платок.

 - Ребята, я взяла со стола два «слова».

 А вы отгадайте, КАКУЮ РИФМУ Я ЗАГАДАЛА. Хорошо?

 Беру медвежонка и шишку. (МИШКА – ШИШКА) .

 (ЦВЕТОК – ПЛАТОК, (БУРАТИНО – АРЛЕКИНО, (МЕШОК – ЛОСКУТОК) .

 Усложнение – ребёнок, молча, берёт игрушки, показывает детям, а они проговаривают рифму.

 5. «Кузовок»

 Цель - Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действия с его названием

 Материал: корзинка, карточки с картинками 2-х видов: одни картинки на окончание слова на «ОК», другие – на разные окончания слова.

 Залог мелкие игрушки у играющих детей.

 Ход игры.

 Дети садятся в круг. (На столе разложены карточки с картинками) . По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка, он держит её, а дети в это время говорят слова:

 - Вот тебе кузовок.

 - Клади в него, что на - «ОК».

 - Обмолвишься – отдашь залог.

 Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок … и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.) . Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибётся, кладёт в кузовок залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать? » Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.) .

 6. «Подбери нужное слово»

 Цель: Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.

 Оборудование: магнитная доска с магнитами.

 Материал: карточки, на которых написаны слова (ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ) .

 Ход игры.

 Воспитатель читает стихотворение. Дети должны выбрать из слов, близких по звуковому составу нужное слово в соответствии с данным определением понятия.

 Я опять задачу дам – всё расставить по местам:

 Что скатали мы зимой?

 Что построили с тобой?

 На крючок в реке попал?

 Может всё, хоть ростом мал?

 (Слова - ответы : ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

 Можно использовать картинки с изображением слов-подсказок.

 7.«ЛОВУШКА»

 Цель: Умение услышать в слове определённый звук, развитие внимания, координации.

 Ход игры.

 Дети сидят в кругу. Правая рука ребёнка лежит, ладошкой вверх, на левой руке товарища справа, а левая рука – под правой рукой товарища слева. Читается считалка.

 -Летела птица по небу и говорила слова на звук «А» в начале слова (АНАНАС). На ком остановились, тот придумывает слово на звук «А». Проговаривая слово по слогам, ребёнок хлопает ладошкой правой руки по ладошке левой руки товарища, сидящего справа. Ребёнок, на ком заканчивается слово, при проговаривании последнего звука в слове, должен отдёрнуть свою руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....