Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «От счастья ключи в семье ищи» (старший возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД разработан с целью обогащения представлений детей о семье и родословной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moya_semya.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию
«От счастья ключи в семье ищи» (старший возраст)
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель:
- создание благоприятных условий для обогащения представлений детей о семье и родословной.
Задачи:
образовательные
- побуждать детей называть свое имя и фамилию;
- закреплять представления о родственных отношениях;
- побуждать составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных;
- подвести к пониманию смысла русских пословиц о семье;
- побуждать детей подбирать однородные сказуемые, слова-признаки;
- развивать навыки связной речи, обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Моя семья»
коррекционные
- способствовать развитию логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики
воспитательные
- побуждать к проявлению чувств любви и уважения к членам своей семьи, желания заботиться о них;
- развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за свою семью.
Средства:
плакаты с фотографиями семей (родословные), рисунки на тему: «Моя семья», фотогазеты «Имя нашего ребенка», штатив с видеокамерой, ноутбук, проектор, видеозапись с обращением родителей, аудиозапись музыкальной заставки к телепередаче «Пусть говорят» и песни «Дом родной» в исполнении А.Гомана, микрофон, флажок для игры, картонные сердечки.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на темы «Моя мама, мой папа», «Обязанности членов семьи», «Чем можем - поможем», игра «Все мы – дружная семейка», «А ты мне кто?», «Как зовут вас, родственники?», выполнение родителями и детьми образовательных проектов «Наша родословная», «Имя нашего ребенка», разучивание русских пословиц о семье, запись обращения родителей к детям на видеокамеру, рассматривание семейных фотографий, репродукций картин А.Ван Дейка «Семейный портрет», И. Хомутовой «Семья», рисование на тему: «Моя семья», «Портрет любимой мамочки», сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры «Кто старше, кто младше?», «Запоминаем имена родственников»
Дифференцированный подход:
составление рассказов о семье детьми разного уровня речевого развития;
постановка вопросов разного уровня сложности
Содержание непосредственной образовательной деятельности детей:
Групповая комната оформлена под телестудию: стулья расставлены полукругом, развешаны плакаты, установлена «видеокамера»
Воспитатель: Ребята, нас пригласили в телестудию на передачу «Пусть говорят». Вы согласны стать участниками этой передачи?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте войдем в телестудию и займем свои места.
Дети садятся на приготовленные для них стулья.
Воспитатель: Все готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, мы начинаем!
Звучит музыкальная заставка телепередачи «Пусть говорят»
Воспитатель «в микрофон»: Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире телепрограмма «Пусть говорят» и я, ее ведущая. Сегодня в нашей студии гости, ребята детского сада «Золотая рыбка». Они пришли сюда для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о самых дорогих им и близких людях. Представьтесь, пожалуйста, дорогие участники.
Дети, передавая «микрофон», по очереди называют свое имя и фамилию
Воспитатель: Благодарю всех участников передачи. А теперь давайте поговорим. Как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья – это папа, мама, их дети, а также бабушки и дедушки. Семья живет в одном доме или квартире. Бабушки и дедушки могут жить в другом месте.
Воспитатель: Совершенно верно. А для чего человеку семья?
Дети: Одному трудно жить на свете, а в семье все любят и уважают друг друга, заботятся, жалеют, сочувствуют, помогают друг другу.
Воспитатель: Правильно, ребята! У каждого человека должна быть семья, и только тогда он будет по- настоящему счастлив.
В семье каждый занимается своим делом. Родители ходят на работу, дети в детский сад и школу, а пожилые люди занимаются домашним хозяйством. Дома у взрослых много забот. Чем занимаются дома ваши мамы?
Дети: Они убираются, готовят, стирают, гладят, следят за порядком.
Воспитатель: А папы?
Дети: Папы делают ремонт, переносят тяжести, строят дом, водят машину.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть свои домашние обязанности?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие?
Дети: Убираем за собой игрушки, заправляем кровать, моем посуду, протираем пыль,.
Воспитатель: А для чего вы помогаете своим родителям??
Дети: Для того чтобы папа и мама, придя с работы, смогли отдохнуть и заняться своими любимыми делами – повязать, почитать книгу, посмотреть телевизор и поиграть с нами.
Воспитатель: Правильно, ребята. В семье работа должна выполняться сообща, все должны помогать друг другу в любом деле.
В нашей группе много ребят. У каждого из вас есть своя семья. Опишите, пожалуйста, одним словом-признаком свою семью. Какая она?
Дети: крепкая, дружная, большая, маленькая, хорошая, заботливая, спортивная, веселая, трудолюбивая.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы совершенно правильно подобрали слова-признаки.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И не случайно в русском языке так много о ней пословиц и поговорок. Кто из вас знает такие пословицы? Давайте расскажем их нашим телезрителям
Дети называют несколько пословиц о семье:
«В семье дружат – живут, не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад»
«Русский человек без родни не живет»
«Нет лучше дружка, чем родная матушка»
«От счастья ключи в семье ищи»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
Воспитатель выбирает одну из них и предлагает объяснить ее смысл.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю, нашим телезрителям было интересно услышать новые пословицы о семье.
А сейчас динамическая пауза. Давайте вспомним с вами пальчиковую игру-потешку «Моя семья». Кто мне брат, кто мне друг, становись скорее в круг!
Дети становятся в круг и выполняют пальчиковую гимнастику
Раз, два, три , четыре Сжимание и разжимание пальцев в кулак
Кто живет в моей квартире? Имитация крыши
Раз, два, три, четыре, пять Сжимание и разжимание пальцев в кулак
Всех могу пересчитать Смыкание расставленных пальцев
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка, Поочередное разгибание пальцев рук
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья Хлопки в ладоши
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «А ты мне кто?» Поиграем?
Дети : Да!
Дети остаются в кругу, воспитатель становится в центр и, подавая детям поочередно флажок, говорит
Воспитатель: Я тебе мама, а ты мне кто?
Ребенок: Сын (дочь)
Воспитатель: Я тебе бабушка, а ты мне кто?
Ребенок: Внук (внучка)
Воспитатель: Я тебе сестра, а ты мне кто?
Ребенок: Сестра (брат)
Воспитатель: Я тебе дочь, а ты мне кто?
Ребенок: Папа (мама)
Воспитатель: Я тебе тетя, а ты мне кто?
Ребенок: Племянник (племянница)
Воспитатель: Я тебе внучка, А ты мне кто?
Ребенок: Дедушка (бабушка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли. Занимайте свои места.
Многие из вас вместе с родителями изготовили родословное древо своей семьи. Я думаю, телезрители с нетерпением хотят послушать рассказы о ваших родственниках. Я приглашаю сюда (воспитатель называет имя одного из детей), он расскажет нам о своей семье. Давайте поприветствуем его аплодисментами.
Воспитатель предлагает выступить нескольким детям с разным уровнем речевого развития.
Примерный образец рассказа
«Меня зовут София. Мне 5 лет. А это моя маленькая семья – папа Юрий Иванович и мама Ирина Леонидовна. Мой папа работает инженером, а мама – учителем. Это мой старший брат Алеша, он школьник; Мы живем дружно и заботимся друг о друге. У нас есть и большая семья – бабушки, дедушки и тетя. Бабушка Татьяна Петровна и дедушка Иван Ильич – родители моего папы, а бабушка Мария Григорьевна и дедушка Леонид Сергеевич – родители мамы. Я им внучка. Тетя Света – сестра моего папы, я ей племянница. Все мы живем в разных домах и даже в разных городах, но все равно мы родные. Иногда в праздники мы собираемся все вместе, бывает очень весело и хорошо.
Мы все немножко похожи друг на друга. У меня волосы и глаза как у папы.
У нас есть семейный альбом, иногда мы все вместе его рассматриваем и слушаем интересные истории.
Я очень люблю свою большую семью и желаю ей счастья.
Воспитатель: Хорошо, ребята, мы многое узнали от вас о ваших семьях. Спасибо вам за чудесные рассказы. Мне только что передали, что у нас на связи ваши родители, давайте, послушаем их.
На экране проектора родители воспитанников, они поочередно произносят фразы:
-Здравствуйте, дорогие дети! Огромное спасибо вам за интересные рассказы о семье.
-Теперь мы знаем, что вы очень любите свои семьи и дорожите ими. Пронесите эту любовь через всю свою жизнь.
-Мы тоже вас очень любим и поддержим в любую минуту. Вы самое дорогое, что у нас есть.
-Желаем вам здоровья, успехов, верных друзей и счастья в семье.
-Послушайте стихотворение М. Лангер о семье
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Все вместе: До свидания, наши любимые!
Воспитатель: До свидания, уважаемые родители.
Ребята, вот и подошла к концу наша передача. На память о ней я хочу подарить вам вот эти сердца (показывает сердца с надписью «Моя семья», вырезанные из красного картона). Здесь написано «Моя семья». Мне бы хотелось, чтобы по окончании передачи вы нарисовали на них лица своих родных и подарили им свое сердце.
Звучит песня «Дом родной» в исполнении А. Гомана.
Воспитатель раздает детям сердца, вырезанные из красного картона.
Воспитатель: Дорогие телезрители, спасибо вам за то, что вы были с нами. До скорой встречи в эфире на телепрограмме «Пусть говорят».
Дети рисуют на картонных сердцах членов своих семей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей в старшей группе «От счастья ключи - в семье ищи».
1. Обеспечение осознание родителями возможности гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.2. Показать родителям какие методы воспитания...
Тренинг для родителей и детей старших групп От счастья ключи – в семье ищи!
Тренинг для родителей и детей старших групп....
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (аппликация с элементами оригами) для детей старшего возраста с ОНР Тема: «Лисёнок»
аппликация с элементами оригами...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей старшего возраста.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей старшего возраста.Цель: Формирование у старших дошкольников творческих способностей посред...
Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ старшего возраста. «Уроки для Кошечки»
Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ старшего возраста по теме «Уроки для кошечки»...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «В мастерской дымковской игрушки» для детей старшего возраста
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "В мастерской дымковской игрушки" для детей старшего возраста...
организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «От счастья ключи – в семье ищи»
организованной образовательной деятельностипо духовно-нравственному воспитанию в старшей группена тему «От счастья ключи – в семье ищи»...