Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «В мастерской дымковской игрушки» для детей старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "В мастерской дымковской игрушки" для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dymk_igrushka.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей старшего возраста
по теме «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Закреплять представления о процессе создания игрушек (лепка игрушки, сушка, обжиг, беление, роспись).
Обогащать и активизировать словарь детей (дымковская игрушка роспись, орнамент, коняшка, барыня, кавалер, обжиг, беление, мастера)
Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам, к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы.
Рассматривание альбома «Дымковская игрушка».
Материал: Дымковские игрушки (барыня, индюк, коняшка, петушок, кавалер), презентация.
Содержание:
Звучит народная музыка, воспитатель вносит дымковскую барыню (игрушку).
- Здравствуйте ребята!
- Вы узнали кто это? (ответы детей)
Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
*Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня. (дымковская игрушка)
- Сегодня я покажу и расскажу вам о дымковской игрушке.
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково.
- Как вы думаете, почему оно так называется? (ответы детей).
В старину – зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
- слайд (село Дымково в 20 веке).
Такой была раньше Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки.
- слайд (г. Киров, цеха).
Так Дымковская слобода выглядит сегодня, а цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города.
- слайд (свистульки).
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в петушка, уточку или конька. На весенней ярмарке их с удовольствием покупают и взрослые, и дети. Повсюду слышен заливистый свист – отсюда и название праздника «Свистунья».
- слайд (дымковские игрушки).
Сегодня в г. Кирове в знаменитых мастерских изготавливают не только свистульки. Посмотрите, какие разные и красивые дымковские игрушки.
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
- Как же мастера делают такие игрушки? Из чего и чем расписывают? (ответы детей). Давайте посмотрим.
- слайд (лепка, сушка, обжиг, беление, роспись).
- Сначала мастера лепят игрушки из глины.
- Оставляют фигурку сушиться на лавке.
- Обжигают в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов). Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие.
- Их белят мелом, разведенным на молоке.
- Затем мастера расписывают игрушки темперными красками.
- Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый и др.) Все игрушки расписаны яркими красками.
Чтобы они получились еще наряднее – добавляют золотую краску, «сажают золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.
- слайд (дымковский орнамент).
А еще дымковские игрушки отличаются и своим ярким узором.
- Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, колечки, прямые и волнистые линии, полоски…).
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
Мастера – умельцы дали имя или название каждой своей игрушке.
- слайд (барыни, водоноска, няня).
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Обратить внимание детей на то, что дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
- слайд (кавалеры верхом, в паре с барыней).
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.
Дымковские кавалеры, генералы, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
- слайд (коняшка, козлик, барашек).
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Дымковские кони с пышной гривой и хвостом, барашек с большими, извилистыми рогами.
- слайд (индюк, петушок).
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил! (индюк)
Индюк со своим пышным, красочным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы! (петушок)
Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.
- Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки.
Физ. минутка «Покажи дымковскую игрушку».
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель называет дымковскую игрушку, дети изображают её в движении (барыня - дети двигаются как, дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечами; коняшка - скачут, как лошадка; индюк - идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки и т.д.).
- слайд игра «Что лишнее» (Дети называют лишний предмет).
- слайд игра «Угадай и назови» (Дети по силуэту отгадывают и называют дымковские игрушки).
Конец показа презентации.
- И сегодня дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
- А сейчас ребята, я вас приглашаю в мини – музей дымковской игрушки (воспитатель поднимает полотно на столе), дети рассматривают дымковские игрушки.
- Что общего у всех этих игрушек? Расскажите о них, какие они (веселые, яркие, нарядные, красочные и др.).
- Какая игрушка нравится больше всего? Почему?
Воспитатель сообщает, что в следующий раз дети будут лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (по ознакомлению с родным городом детей) старшего дошкольного возраста.
Материал направлен на проведение непосредственой образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте по познавательному развитию на тему " Мой город - Санкт - Петербург". Направлен на закреплен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: «По...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Увлекательное путешествие» для детей старшего дошкольного возраста
Обучающие задачи: продолжать учить детей составлять математические задачи, выделять условие задачи, вопрос, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, решать с помощью ленты цифр, чита...
КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему « Птицы зимой » для детей старшего дошкольного возраста.
конспект занятия...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это инте...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Артисты цирка» (для детей старшего возраста)
Цель: закрепить представлений детей старшего дошкольного возраста о цирке, цирковых профессиях....