Занятие по ЧХЛ в старшей группе. Тема:«У страха глаза велики»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Юруткина Олеся Васильевна

Цель:  привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.

Задачи:

 Формировать умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст. Привлечь внимание детей к выразительным средствам; развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

воспитание читателя, способного испытать сострадание и сочувствие героям книги. Развитие у детей чувства юмора.

воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.

Оборудование и материалы:

Сундучок, письмо, персонажи сказок ,схемы для пересказа сказки.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chhl_u_straha_glaza_veliki.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

             Занятие по ЧХЛ в  старшей группе.

                  Тема:«У страха глаза велики»

Цель:  привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.

Задачи:

 Формировать умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст. Привлечь внимание детей к выразительным средствам; развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

воспитание читателя, способного испытать сострадание и сочувствие героям книги. Развитие у детей чувства юмора.

воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.

Оборудование и материалы:

Сундучок, письмо, персонажи сказок ,схемы для пересказа сказки.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

                                     Ход занятия

В- ль. Ребята посмотрите какой красивый сундучок нам передали но не понятно от кого. В- ль открывает сундучок достает письмо"Дорогие ребята, меня зовут Сказочница - я очень люблю рассказывать сказки, а что лежит в этом сундучке вы должны отгадать, как только разгадаете загадку.

Не куст, а с листочками не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

Ребята нам Сказочница прислала книгу, не просто книгу, а с волшебными сказками.

– Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)

– Вижу, все любят!

– А почему вы любите сказки? (Ответы.)

– Конечно же, интересно. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Бабушка или мама, дедушка или папа, воспитательница в детском саду или даже артист со сцены рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…

– А какие бывают сказки? (Ответы.)

– Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много. Но мы сегодня с вами поговорим о русских народных сказках.

Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые (Быт - повседневная жизнь) и сказки о животных.

В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка – в царевну, волшебная палочка может исполнить любое желания, скатерть-самобранка накормить всех, шапка-невидимка сделать невидимым.

– Какие волшебные сказки вы знаете? («Сивка-бурка»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Крошечка- Хаврошечка»«Мальчик-с-пальчик»).

Молодцы! Прекрасно знаете сказки.

Ну теперь мы поговорим о бытовым сказкам.

В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию – смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.

– Какие бытовые сказки вы знаете? («Каша из топора»«Как поп работницу нанимал»«Дочь-семилетка»«Не любо – не слушай» «Чего на свете не бывает»).

Сказки о животных.

– В сказках о животных – главные герои животные и звери. В этих сказках они часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый, осел – глупый. («Заяц-хваста»«Лисичка-сестричка и серый волк»«Белая уточка»«Лиса и журавль»«Колобок»«Теремок»«Зимовье зверей»).

– А теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были»«В некотором царстве, В некотором государстве…»«Жили-были дед и баба…». – А как заканчивается сказка? Правильно, если свадьба – это женятся хорошие добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и…кто подскажет?. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик?. Конечно«Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Молодцы.

В -ль достает из сундучка персонажи сказок- скажете из каких они сказок?

– В какой сказке живёт бабка? 

– В какой сказке живёт внучка?

– В какой сказке живёт курочка

– В какой сказке живёт мышка? 

– В какой сказке живёт зайчик? 

– А в какой сказке эти герои живут все вместе?

Вот сегодня, ребятки, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она«У страха глаза велики».

 «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка- клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:

– Ой! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

– Бабушка, волк-то какой страшный на мен наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

– Ко- ко- ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».

Верно говорят«У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Воспитатель: Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)

Смешная, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.

Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.

– А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)

– Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.)

– Откуда брала воду внучка?. Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.

– А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он этот след? (Ответы.)

– Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.

– А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.

– Как вы думаете, почему у бабушки вода в вёдрах плескалась так«Трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «Трёх! Плёх!» (Ответы.)

Физкультминутка.

– Покажите, как идёт бабушка и как идёт внучка. А кто пробежится за курочку и мышку? Как ветер подул? Как яблонька закачалась? Как зайчик прыгнул?

– Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.

– Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.) Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.) Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.

– Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал? (Ответы.)

Ребята, Скажите пожалуйста как бы вы поступили если бы на вас неожиданно налетел бы заяц?

Как вы думаете, а если бы зайка не испугался?

– Из сказки мы узнали, что бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И не случайно: лавка – то низенькая. Курочка взлетела на печку – на лежанку высокую, а мышка под печь схоронилась, т. е. спряталась.

– А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну, конечно, с перепугу – рядом с бабушкой не так страшно.

– А кто почудился зайке? (Ответы). Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается?

Второе чтение.

– А теперь ребята, давайте попробуем пересказать сказку по нашей схеме, при помощи рисунков (пересказ детей 1,2 человека).

Итог занятия. Мы сегодня с вами прочитали сказку «У страха глаза велики». Что же из этого мы поняли? Чему она нас научила? Почему вы так думаете?

Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок.

Молодцы, наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи на тему: " У страха глаза велики"

Рассказывание русской народной сказки "У страха глаза велики"...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Цель: Учить детей пересказывать  сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во 2 мл. группе тема: "У страха глаза велики"

Цель: Познокомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действий сопереживать героем....

Конспект занятия: по речевому развитию пересказ сказки “У страха глаза велики”.

Конспект занятия: по речевому развитию пересказ сказки “У страха глаза велики”....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель занятия:Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с новой сказкой.Помочь понять содержание сказки.Учить ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Конспект занятия по развитию речи в средней  группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Напомнить детям  известные им русские народные сказки ...