«Развитие речи дошкольников посредством работы с серией картинок»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Аксенова Светлана Михайловна

В этой статье даются рекомендации о том, как можно просто и интересно развивать речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_kartinok.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности

по направлению физического развития воспитанников № 31 «Сказка»

«Развитие речи дошкольников

посредством работы  

с  серией картинок»

 Из опыта работы воспитателя 1 категории

Аксеновой С.М.

2015


Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Каждый ребенок должен грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, избирательно правильно пользоваться наиболее уместными для ситуации языковыми средствами (словом, словосочетанием, синтаксической конструкцией), которые наиболее полно и точно передают замысел говорящего.

Важно знать, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослый одновременно способствует развитию интеллекта и высших эмоций, подготавливается почва для успешного обучения ребенка в школе, а также для дальнейшего развития. В рамках своей работы я сделала акцент на развитие связной речи, как наиболее сложном и комплексном направлении в работе с детьми. Чтобы связно рассказывать о чем – либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно – следственные, временные) между предметами и явлениями. Также необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

Поэтому целью своей работы, с детьми старшего дошкольного возраста, стало совершенствование навыков диалогической и монологической речи, формирование интереса к родному языку и словесному творчеству.

В соответствии с поставленной целью и требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ я решала следующие задачи:

  • Формирование интереса к родному языку;
  • Организация собственной речевой активности детей;
  • Развитие навыков диалогической и монологической речи через комплексное решение речевых задач (звукопроизношение, развитие словаря, грамматики и т. п)
  • Создание условий для самостоятельного словесного творчества.

В своей работе я старалась использовать следующие средства:

  1. Общение взрослых и детей
  2. Культурная языковая среда, речь воспитателя.
  3. Обучение родной речи в НОД.
  4. Литература, изобразительное искусство, музыка.

Также я использовала следующие направления:

  1. Организация речевой среды;
  2. Организация специального обучения;
  3. Организация самостоятельной речевой деятельности;
  4. . Просветительская работа с родителями;

Всем известно, что создание полноценной речевой среды – обязательное условие речевого развития ребенка.

Во - первых, это конечно библиотека, в которой подобраны книги по возрасту и интересам детей, где каждый ребенок может найти интересующую его книгу, картинку, журнал. По инициативе детей мы также организовывали выставки рисунков, изготавливали книги – самоделки. Кроме того в предметно-пространственной среде группы представлены:

  • мнемотаблицы, облегчающие составление описательных рассказов (овощи, фрукты, времена года и т. д);
  • разнообразные обучающие игры по возрасту, которые помогают работать по разным направлениям речевого развития;
  • демонстрационный материал для составления рассказов;
  • опорные картинки для пересказа знакомых сказок и т.д.

Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, использовала следующие приемы для обучения построению связного высказывания на НОД и в свободной деятельности. Начиная с младшей группы, играя, анализировали различные ситуации из жизни детей. Постоянно обращали внимание на последовательность выполняемых действий. Например, при мытье рук детей спрашивали: «Что мы сейчас делаем?» (намыливаем руки), «А, что мы делали до этого?» (открывали кран, брали мыло, мочили руки), «А, что будем делать потом?» «Зачем мы это делали?» (чтобы руки были чистые). Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно – следственные связи и видеть результат действий. Такие мини беседы присутствовали во всех режимных моментах.

В качестве подготовки к составлению рассказов по серии картинок проводилась работа с анализом причинно – следственных связей в литературных произведениях. После прочтения сказки (рассказа) я вместе с детьми делила текст по  действию или иллюстрациям. Последовательность действий обсуждалась при помощи вопросов. Основная цель данной работы здесь – упражнять детей в выстраивании причинно – следственных связей, установленных автором литературного произведения, а также формировать умение определять по действию цель героя, фиксировать результат выполнения данной цели.

Следующим этапом работы с литературным произведением было придумать свой, новый конец к уже имеющемуся рассказу, то есть работа по развитию творческого рассказывания.

Наибольшую трудность у детей вызывают задания по составлению рассказов по серии картинок. Поэтому, работа здесь строилась с определенным алгоритмом, который позволил в конечном итоге детям решить и эту задачу. В первый год внимание в большей степени обращалось на возможность составления описательных рассказов, как основу для будущих рассказов по серии картинок. Ребятам предлагалось рассмотреть картину, вычленить героев их взаимосвязи, основные личностные и внешние характеристики, дать временную оценку событий, то есть когда они происходили. Далее, детям предлагалось попробовать придумать, что было до того как произошли события на картинке, что будет после.

Таким образом, дети, играя, общаясь друг с другом и взрослыми, могли выстраивать цепочку событий во времени, понимать причинно – следственные связи и взаимосвязи.

Следующим этапом моей работы – серия картинок (от 2 до 4) в зависимости от возраста детей. Здесь брался такой алгоритм:

- выкладывание серии картинок слева направо в одну линию, без учета последовательности событий игра по типу «Паровозик из картинок») (1 шаг);

- находим общих героев и общие объекты на картинке (2 шаг);

- ребенок самостоятельно определяет место действия на каждой картинке и устанавливает взаимосвязь между ними на основе анализа местоположения героев и объектов (3 шаг);

- определяет время событий (время года, части суток) (4 шаг);

- выделяет сказочных героев на каждой картинке, называет их действия, делает выводы о цели этих действий (5 шаг);

-устанавливается последовательность действий ( игра по типу «Что за чем») (6 шаг);

- составление связного рассказа по серии, выложенной в правильной последовательности (на этом этапе нельзя додумывать те события, которых нет на картинке) (7 шаг);

- самостоятельно, на основе памяти, выкладывание картинок в правильной последовательности с дальнейшим рассказом (работа на этом этапе возможна с детьми с 4 – 4,5 лет) (8 шаг).

Основным подходом в работе по обучению рассказыванию была организация игровой ситуации, материал и задачи предлагались детям через самостоятельную деятельность (игры по типу «Режиссеры фильма», «Догадай – ка», «Сыщики»). Естественно, что детям младшего возраста, было недоступно выполнение заданий 8 шага, так как это связано с особенностями памяти детей этого возраста (длительно удерживать только особенно значимый личностный материал). Многие задания выносились в свободную деятельность, в частности – закрепление материала, решение частных речевых задач (словарь, грамматика, звукопроизношение).

Учитывая тот факт, что общение со взрослыми является одним из условий и средств развития речи и формирования речевых навыков, в том числе и составление рассказов, встала необходимость привлечь родителей к посильной помощи по организации работы с детьми по рассказыванию по серии картинок. В течение года проводились анкетирование, родительские собрания, на которых затрагивалась проблема речевого развития детей старшего возраста, в том числе и проблемы развития связной речи с использованием серии картинок. Например, мной была использована такая форма работы, как круглый стол. На мой взгляд, эта форма работы позволила заинтересовать родителей в интересующей проблеме, помогла им разобраться в подходах в работе с детьми по развитию связной речи, приобрести необходимые практические навыки работы с собственными детьми по обучению их рассказыванию.

Кроме того, мной были использованы и традиционные формы работы с родителями. В родительском уголке группы всегда имеется материал, который помогает родителям в воспитании и развитии различных сторон своего ребенка, в том числе и речевом развитии. Наиболее интересны, на мой взгляд, следующие материалы: «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «Роль родителей  в обогащении словаря детей», «Учимся пересказывать сказки», «Что такое мнемотаблицы. Как с ними работать?» и др. Кроме того в родительском уголке у нас имеется «почтовый ящик», который называется «Нам это интересно». Целью его является установление связи между родителями и персоналом детского сада. Также организовывался практикум по изготовлению пособий для игр с детьми дома.

Таким образом, целью работы по этому направлению было организация просвещения и информированности родителей, установление близкого контакта  с семьями воспитанников, создание благоприятной речевой среды не только ДОУ, но и в семье, опосредованное формирование интереса ребенка к речевому материалу (через заинтересованное отношение родителей к речевому развитию ребенка).

Итог работы показал, что произошли качественные изменения в речевом развитии детей, и особенно в развитии связной речи, родители стали проявлять заинтересованность к речевому развитию своих детей.


Литература:

  1. Алексеева М.Н., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. Академия, 1997
  2. Алябьева Е.А. Развитие воображения в речи 4 – 7 лет. Игровые технологии. М.: Творческий центр «Сфера», 2005 –
  3. Воспитание детей в средней группе детского сада. М.: Просвещение 1977.
  4. Воспитание детей в старшей группе детского сада. М.: Просвещение 1984.
  5. Гризик И,Т,, Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4- 5 лет. М.: Просвещение2004.
  6. Занятия и игры по развитию речи по развитию речи дошкольников. / автор составитель Е.А.Смирнова. Н. Новгород 1995.
  7. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Отв. ред. М.А. Васильева. М. Просвещение, 1987.
  9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"

В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...

Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности

В работе  используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Проект «Создание системы работы по развитию речи дошкольников посредством образовательной среды в условиях образовательной программы дошкольного учреждения»

Данный проект является дополнением к существующей основной общеразвивающей программе, которая разрабатывалась главным образом усовершенствованная программа по развитию речи.Целью разработки проекта ст...

Опыт работы воспитателя по теме: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»

С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Следовательно, учитывая все преимущества дидактической игры и ее влиян...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...