Опыт работы воспитателя по теме: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»
методическая разработка по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 338.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования «Курильский городской округ»
_____________________________________________________________________________
694530, Россия, Сахалинская область, Курильский район, г. Курильск, ул. Гидростроевская, 13А
телефон 8 (42454) 42-1-60, 42-0-43 ИНН/КПП 6511003683/651101001, ОГРН 1026501100845, Email: sad-alenyshka@yandex.ru
Опыт работы воспитателя по теме:
«Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»
Воспитатель: Иртакова А.И.
г. Курильск, 2019 г.
С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Следовательно, учитывая все преимущества дидактической игры и ее влияние на речь ребенка, на мой взгляд, выбранная мною тема актуальна и на современном этапе.
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской игровой деятельности, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует выбора новых методов, приемов, технологий, содержания работы по формированию развития речи детей дошкольного возраста.
Прежде чем приступить к реализации педагогической идеи, мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий, совместной деятельности детей, научно-популярные статьи, проанализированы печатные издания, а затем были определены этапы работы.
Я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Для развития коммуникативных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития речи дошкольников.
.Цель: развивать связную речь детей через введение в работу дидактических игр экологического содержания
Задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- создаватьусловия для развития речи детей через использование дидактической игры;
- разработать перспективный план по развитию речи с использованием дидактических игр экологического содержания, внедрить его в работу;
- сделать подборку дидактических игр по развитию речи ;
- Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр
Гипотеза:
Развитие речи детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр пройдет успешно, если:
- подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными
задачами;
- проводить дидактические игры в системе;
- при проведении дидактических игр с детьми использовать правильную их организацию, то у детей дошкольного возраста можно активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, формировать грамматический правильный строй речи, развивать связную речь дошкольников, творчество, инициативу.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы игровые умения, развиты культурные формы игры
2. Развитасвязная речь дошкольников.
3. Развиты самостоятельность и инициатива, умение принимать решения в незнакомой обстановке, развиты самостоятельность, инициатива.
4. Сформировано доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Исходя из этого, этапы моей работы можно представить следующим
образом:
1 этап – информационно-аналитический.
На этом этапе
- поставила перед собой цели и задачи работы над темой;
- подобрала и изучила методическую литературу
- Разработала перспективный план работы по использованию дидактических игр для развития речи детей
- Сделала подборку дидактических игр по развитию речи на младший дошкольный возраст
- Подобрала информационный материал родителям: «Игры и упражнения по развитию речи детей », «Развитие речи дошкольников», «Дидактическая игра и развитие речи детей» и др. Мною были подготовлены консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Язык детской игры», «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей».
2 этап – практический.
Всю работу проводила с детьми, родителями и педагогами.
Работа с детьми:
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядный - рассматривание и обсуждение иллюстраций, показ действий, пример взрослых.
Практический – игровые действия, коллективные игры взрослого и ребенка. Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, убеждения в форме разъяснения.
Средствами обучения детей являются:
- использование наглядных модулей;
- использование игровых действий;
- интеграция познавательных и игровых действий
Развитиесвязной речи дошкольников в дидактических играх предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
∙ Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
∙ Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. ∙ Самостоятельная деятельность.
∙ Взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с дошкольниками использую преимущественно игровые, интегрированные формы образовательной деятельности.
Я начала работу с введения дидактических игр экологического содержания.Это такие игры, как: Д/и «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты», «Что, где растет?», «Как живут деревья?», «Что есть у осени», «Собери дерево», «Подбери петушку зернышко» и др.
Дидактические игры экологического содержания, предложенные малышам, затрагивали разнообразную тематику: времена года, деревья и растения, домашние и дикие животные, овощи и фрукты.
Уже с младшего возраста ставила перед собой задачу заложить первые ориентиры в мире природы-растений и животных как живых существ и независимости от условий жизни.Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В этом возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину,степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
В этом помогали такие игры как: "Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…);
"Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь; "Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном; "Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;
"Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам;
"Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.
Дидактические игры помогли мне обогатитьактивный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми слова, простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.
К каждому ребёнку осуществлялся индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе игры.
Работа с родителями:
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу- развитие полноценной речи детей.
Я подвожу родителей к тому, что игра- вещь полезная, игра со взрослыми - вещь очень полезная, а игра с родителями- вещь особо полезная.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) - информационные стенды; - памятки, буклеты; - сайт ДОО; - папки-передвижки.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы:помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды, посещение открытых мероприятий, выпуск печатной продукции.
Работа с родителями осуществляется также через проведение родительских собраний, консультаций,выставок совместного творчества, совместных развлечений, через анкетирование.
В работе с родителями я использую как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания), так и нетрадиционные ( практикумы, мастер-классы,).
Еще одна форма работы с семьей - это педагогические ширмы, в которых родителям даю конкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме.
Мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 3-4 лет», «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации родителям по развитию речи» и др. Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот.
А самое главное - научились сами играть и могли научить играть своих детей.
В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это к сожалению, не так.
Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо.
Работа с педагогами
Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:
-консультации по развитию связной речи у детей;
- проведение открытых занятий;
- трансляция опыта на методсовете, в педсоветах.
Педагогический проект
Тема: «Развитие речи дошкольников среднего и старшего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания»
Вид проекта: Информационно-практико-ориентировочный, творческий
Возраст: Дети в возрасте от 4-6 лет ( средняя и старшая группы)
Продолжительность проектной деятельности: Долгосрочный
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели
Вступление. Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon»по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти музи обозначают«искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Актуальность проекта
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развѐрнутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
-Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов
Поэтому, перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Мнемотехника помогает развивать:
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
восприятие
развивает кругозор
развивает все стороны речи
Цель проекта:
Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники экологического содержания
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы
в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и во с-производить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно воз-расту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Методы и приёмы мнемотехники
Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:
зрительного
слухового
кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)
обонятельного
вкусового
осязательного.
Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.
Например:
«Что изменилось?», «Чего не стало?»
«Кто ушёл?»
«Кто позвал?»
«Развесим и соберём слова»
«Парные открытки»
«Узнай на ощупь»
«Чудесный мешочек»
«Узнай на вкус» и другие.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:
метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок.Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении
таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы
выполняем следующие задачи:
Закрепление различных методов запоминания.
Развитие фотографической памяти.
Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.
Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.
Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.
Например: Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап:Начинать работу с детьми любого возраста необходимо сознакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
соответствовать уровню развития детей.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Чем отличается мнемотехника от других технологий.
Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательныхобластях.
Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, даётвозможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно нетолько для детей, но и для педагога.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет работу с детьми, демонстрируя мнемодорожки – несколько картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображение основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ, стихотворение, сказку.
Мнемоквадрат - это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: Осенний лист.
Мнемодорожка - это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Например: Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.
Мнемотаблица - это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стихотворение. Глядя на рисунки, ребёнок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие
. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу
при составлении описательных рассказов, заучивании
стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса
детей;
-развитие логического и образное мышление,
совершенствование связной речи;
-умение договариваться и работать слажено; обращаться к
взрослому с вопросом
Перспективное планирование
«Развитие речи дошкольников с помощью мнемотехники экологического содержания»
План работы с родителями по развитию речи
Месяц | Содержание работы | Форма проведения |
Сентябрь | Развитие речи детей | Родительское собрание |
Октябрь | Выставка-список рекомендуемых дидактических игр для развития речи детей 4-5 лет. | Выставка |
Ноябрь | «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 4-5 лет». | Консультация для родителей |
Декабрь | Что такое мнемотехника? | Папка-передвижка |
Январь | «Развитие речи у детей 4-5 лет. Метод мнемотехники». | Родительское собрание |
Февраль | « Мнемотехника в разучивании стихотворений». | Консультация для родителей |
Март | Составляем и используем мнемотаблицыдома . | Папка передвижка |
Апрель | « Рассказываем сказки с помощью с мнемотаблиц». | Индивидуальные консультации |
Май | «Наши успехи». | Родительское собрания |
Перспективный план по теме
«Экологические акции как эффективная форма развития речи детей подготовительной группы»
Цель: способствовать развитию речи дошкольников посредством проведения экологических акций, использования разнообразных форм акций , методов, приемов.
Задачи:
1. Развивать речевое творчество детей и их родителей с помощью разнообразных форм акций.
Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширить представления родителей и детей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей.
4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Месяц | Тематика | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
сентябрь | Российские Дни леса | Подготовка к празднику «Люблю березку русскую» | «Посади дерево и сохрани его» | Поделки из овощей «Чудеса на грядке» |
октябрь | Акция «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево» в рамках «Возвращённый лес» | Экскурсия в библиотеку Конкурс стихотврений о книгах | Трудовой десант «Лечим» книги | Участие в конкурсе методических разработок для педагогов по экологии (в ДОУ). |
ноябрь | Всемирный день домашних животных | - Беседы Просмотр познавательных фильмов о животных с дальнейшим обсуждением. | Фотовыставка «Мой домашний питомец» | Консультация « Домашний питомец в жизни ребенка» |
Декабрь | Акция «Живи елочка» - | Изготовление с детьми елочек из бросового материала | ||
Январь-февраль | Акция «Поможем пернатым» | Беседа «Поможем пернатым» Выступление агитбригады во всех группах детского сада. | Подготовка листовок «Покормите птиц зимой» | Совместное оформление выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию |
Март | Акция «Лес-наше богатство» | Занятие-игра «Лес-наше богатство» | Оформление гербарий «Лекарственные растения родного края» | Тематические занятия «Бережем лес от пожара», «Растения под охраной» |
Апрель | Акция «Сохраним нашу Землю» | Общесадовский праздник «День Земли» ( ведущая Земля- Баканова А.Н.) | Выставка поделок «Сохраним нашу землю» | Подготовка к общесадовскому празднику «День Земли» |
Май | Месячник благоустройства территории детского сада | Конкурс чтения стихотворений о природе родного края, птицах, растениях и животных Участие в субботнике «Каждую соринку - в корзинку» | Памятки для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня» | Участие в субботнике «Каждую соринку - в корзинку» |
Список литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. Изд. Центр Академии, 1986.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2004.
3. Акимова, Г.Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В. Фёдорова, Е.Н. Яковлева. - СПб.: ИД "Весь", 2002. - 192с.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение , 1991.
5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева. - М.: Просвещение РФФСР, 1987.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.
7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков. - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1986. - 128 с.
8. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.
9. Доронова, Т.Н. Радуга: программа и руководство для воспитателей [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 1993.
10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / С.Л. Новосёлова, Е.В. Зворыгина и [др] ; под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.
11. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких [Текст] / И.А. Ермакова. - Санкт - Петербург: Издательский Дом "Литера", 2006.
12. Лямина, Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста [Текст]: метод. пособие / Г.М. Лямина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
13. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Павлова. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.
14. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982.
15. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми раннего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов дошк. учр. / С.Н. Теплюк. - М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"
В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...
Перспективный план для детей 2-4 лет по развитию речи с помощью дидактических игр экологического содержания
Перспективный план содержит разнообразные дидактические игры по экологии, способствующие развитию речи детей....
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...
Опыт работы воспитателя по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
В данном опыте раскрываются особенности развития связной речи дошкольников; условия, методы, приемы их развития....
Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"
Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...
Опыт работы по теме «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Хорошая речь —важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическ...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...