Сопряженная гимнастика или Театр пальчиков и языка
методическая разработка по логопедии

Дубинец Анастасия Сергеевна

 

 

«Театр«Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Упражнения сопряженной гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с веселом настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, стоя в кругу или в шеренге), можно использовать как психогимнастику или разминку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikul._gimnastika.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сопряженная гимнастика

или Театр пальчиков и языка

«Цветок»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне.

Руки поднять вверх, ладони прижать одна к другой. Слегка развести и округлить пальцы

Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь

 (несколько раз)

Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев)

Всем лепесткам красоту и питание дружно дают под землей корешки

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести

Язык высунуть с напряжением тянуть к подбородку

«Кукушка»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Летела кукушка мимо сада.

Руки согнуть в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев

Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз

Поклевала

Руки согнуть в локтях, кисти направлены вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони – «птица клюёт»

Выполнять упражнения          «лошадка»- поцокать языком     4 раза

Всю рассаду

Положение рук поменять, движения повторить

Выполнять упражнения         «лошадка»- поцокать языком     4 раза

И кричала: «Ку-ку-мак!».

Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – «птица раскрывает и закрывает клюв»

Округлить губы, как при произнесении звука [О], закрыть рот

Разжимай один кулак

Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать-сжимать их

Поочередно надувать щеки

«Лиса»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Уж как шла лиса по тропке,

Указательным и средним пальцами левой руки «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперед

Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз

Нашла грамоту на тропке.

Положение рук поменять, движения повторить

Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз

Она села на пенек

Сжать кулаки, один кулак поставить на другой

Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

И читала весь денек:

Ладони развернуть от груди

Выполнять движения языком влево-вправо

«Мамочка, мама!

Ладони прижать одну к другой. На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать

Поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать

«трубочкой»

Милая моя!

Те же движения выполнять безымянными пальцами

Мамочка, мама!

Те же движения выполнять средними пальцами

Я люблю тебя!»

Те же движения выполнять большими пальцами

При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы, как для поцелуя

«Замок»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

На двери висит замок

Пальцы сцепить в «замок»

Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке

Кто открыть его бы смог?

Губы сомкнуть. Изобразить удивление

Постучали,

Постучать одной ладонью по другой

Втянуть губы, потом разжать с произнесение звука [П]

Покрутили,

Потереть одну ладонь об другую

Повернуть ладони в разные стороны

Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево-вправо

Потянули,

Потянуть ладонь в разные стороны

Растянуть губы в улыбке

И открыли

Развести руки в разные стороны

Широко открыть рот

«Мышки»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Раз,

два,

три,

четыре.

Жили\

Мышки

На квартире.

Хлопнуть в ладоши. Левую руку согнуть в локте вертикально перед лицом, ладонь смотрит вправо. Правую руку согнуть в локте на уровне плеча, пальцы сжать в кулак, упереться в ладонь левой руки

Поочередно надувать щеки –

8 раз

Чай пили,

Ладони соединить ребрами, кисти рук собрать в «чашечку»

Высунуть широкий язык. При вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка

Чашки били,

Резко разомкнуть ладони, развернуть вниз

Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнеся звук [д-д-д]

По-турецки говорили:

Пальцы сцепить в «замок», выполнить кистями плавные волнообразные действия

Широким кончиком языка выполнить движения вперед-назад по верхней губе и добавить голос «Болтушка»

Чаби, чиляби.

Чиляби, чаби, чаби»

На каждое слово поочередно соединять пальцы одной руки с пальцами другой: большой- с большим, указательный- с указательным и т.д.

«Краб»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Шкряб,шкряб,шкряб,шкраб.

Вот на пальму лезет краб.

Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх «пальма». Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев

Широким кончиком погладить небо, выполняя движение вперед-назад

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз

Высунуть язык, выполнить движения вверх-вниз

Шкряб,шкряб,шкряб,шкраб.

На песок сползает краб.

Пальцами правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык вверх к подбородку

Ах-ох-иех.Краб внизу, а где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивление

Шкряб,шкряб,шкряб,шкраб.

Вновь на пальму лезет краб.

Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев

Широким кончиком погладить небо, выполняя движение вперед-назад

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз

Высунуть язык, выполнить движения вверх-вниз

Шкряб,шкряб,шкряб,шкраб.

На песок сползает краб.

Кистью правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык вверх к подбородку

Ах-ох-иех.Краб внизу, а где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивление

Хром,хром,хром.

Две мартышке под кустом.

Хрояп,хряп,хряп.

Подушечками пальцев обеих рук, погладить щеки

Имитировать процесс жевания

Ну и чудик этот краб.

Большими и указательными пальцами оттянуть уши

Высунуть язык

«В лес за грибами»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

За грибами в лес пошли,

Руки согнуть в локтях ладонями вниз, указательным и средним пальцами имитировать движения ног при ходьбе

Упражнение «Почистим верхние и нижние зубы»

Много там грибов нашли.

Руки развести в стороны

Упражнение «Грибок»

Встретили косого зайку

Руки приставить к голове «ушки»

Закусывать то верхнюю губу, то нижнюю

Убежал от нас зазнайка.

Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным и средним пальцами правой руки «пробежаться» по ладони левой руки

Выполнять движения языком, то влево то вправо (закрытым ртом)

Мишка ел в кустах малину

И отдал нам половину

Руками поглаживать живот

Имитировать процесс жевания

Дятел тукал: тук да тук.

Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным пальцем правой руки касаться ладони левой руки на каждый слог

Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнеся звук [д-д-д]

Раздавался громкий звук

Положение рук поменять. Повторить движения

Повторить звук Д

«Рыбка плавала в пруду»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Рыбка плавала в пруду хвостиком виляла.

Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения

Выполнять движения языком вверх-вниз

Корм глотала на ходу, ротик открывала.

Указательный, средний, безымянные пальцы и мизинец каждой руки соединить, затем придвигать их к большим пальцам

Округлить губы, как при произнесении звука [О], закрыть рот

Лягушонок мимо плыл, щеки раздувая

Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения

Поочередно надувать щеки

Ножкой дрыгал. Влево-вправо

Соединить ладони: правая снизу, левая сверху. Разводить пальцы в стороны, затем соединять  4 раза

Выполнять движения языком влево-вправо

Устали не зная

Положение рук поменять. Повторить движения

Повторить движения языком

«Осьминог»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Много ног у осьминога.

Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших

Упражнение «Иголочка»

Все они ему нужны.

Поочередно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев

Попеременно надувать и вытягивать щеки

Заменяют ему руки.

Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших

Упражнение «Иголочка»

Очень ловкие

Поочередно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев

Попеременно надувать и вытягивать щеки

Они

Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театр пальчиков и языка»

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие детей...

Театр пальчиков и языка

Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастик...

Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка

Использование элементов биоэнергопластики...

Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ...

Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Наиболее распространённой нетрадиционной формой проведения артикуляционной гимнастики является сказка о Весёлом Язычке. Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться с речевыми трудностями. ...