Сопряженная гимнастика или Театр пальчиков и языка
методическая разработка по логопедии
«Театр«Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Упражнения сопряженной гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с веселом настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, стоя в кругу или в шеренге), можно использовать как психогимнастику или разминку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikul._gimnastika.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопряженная гимнастика
или Театр пальчиков и языка
«Цветок» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Вырос высокий цветок на поляне. | Руки поднять вверх, ладони прижать одна к другой. Слегка развести и округлить пальцы | Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу |
Утром весенним раскрыл лепестки. | Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз) | Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев) |
Всем лепесткам красоту и питание дружно дают под землей корешки | Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести | Язык высунуть с напряжением тянуть к подбородку |
«Кукушка» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Летела кукушка мимо сада. | Руки согнуть в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев | Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз |
Поклевала | Руки согнуть в локтях, кисти направлены вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони – «птица клюёт» | Выполнять упражнения «лошадка»- поцокать языком 4 раза |
Всю рассаду | Положение рук поменять, движения повторить | Выполнять упражнения «лошадка»- поцокать языком 4 раза |
И кричала: «Ку-ку-мак!». | Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – «птица раскрывает и закрывает клюв» | Округлить губы, как при произнесении звука [О], закрыть рот |
Разжимай один кулак | Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать-сжимать их | Поочередно надувать щеки |
«Лиса» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Уж как шла лиса по тропке, | Указательным и средним пальцами левой руки «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперед | Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз |
Нашла грамоту на тропке. | Положение рук поменять, движения повторить | Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз |
Она села на пенек | Сжать кулаки, один кулак поставить на другой | Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении |
И читала весь денек: | Ладони развернуть от груди | Выполнять движения языком влево-вправо |
«Мамочка, мама! | Ладони прижать одну к другой. На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать | Поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать «трубочкой» |
Милая моя! | Те же движения выполнять безымянными пальцами | |
Мамочка, мама! | Те же движения выполнять средними пальцами | |
Я люблю тебя!» | Те же движения выполнять большими пальцами | При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы, как для поцелуя |
«Замок» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
На двери висит замок | Пальцы сцепить в «замок» | Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке |
Кто открыть его бы смог? | Губы сомкнуть. Изобразить удивление | |
Постучали, | Постучать одной ладонью по другой | Втянуть губы, потом разжать с произнесение звука [П] |
Покрутили, | Потереть одну ладонь об другую Повернуть ладони в разные стороны | Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево-вправо |
Потянули, | Потянуть ладонь в разные стороны | Растянуть губы в улыбке |
И открыли | Развести руки в разные стороны | Широко открыть рот |
«Мышки» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Раз, два, три, четыре. Жили\ Мышки На квартире. | Хлопнуть в ладоши. Левую руку согнуть в локте вертикально перед лицом, ладонь смотрит вправо. Правую руку согнуть в локте на уровне плеча, пальцы сжать в кулак, упереться в ладонь левой руки | Поочередно надувать щеки – 8 раз |
Чай пили, | Ладони соединить ребрами, кисти рук собрать в «чашечку» | Высунуть широкий язык. При вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка |
Чашки били, | Резко разомкнуть ладони, развернуть вниз | Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнеся звук [д-д-д] |
По-турецки говорили: | Пальцы сцепить в «замок», выполнить кистями плавные волнообразные действия | Широким кончиком языка выполнить движения вперед-назад по верхней губе и добавить голос «Болтушка» |
Чаби, чиляби. Чиляби, чаби, чаби» | На каждое слово поочередно соединять пальцы одной руки с пальцами другой: большой- с большим, указательный- с указательным и т.д. |
«Краб» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Шкряб,шкряб,шкряб,шкраб. Вот на пальму лезет краб. | Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх «пальма». Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев | Широким кончиком погладить небо, выполняя движение вперед-назад |
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех. | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз | Высунуть язык, выполнить движения вверх-вниз |
Шкряб,шкряб,шкряб,шкраб. На песок сползает краб. | Пальцами правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю | С напряжением тянуть язык вверх к подбородку |
Ах-ох-иех.Краб внизу, а где орех? | С помощью жестов и мимики изобразить удивление | |
Шкряб,шкряб,шкряб,шкраб. Вновь на пальму лезет краб. | Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев | Широким кончиком погладить небо, выполняя движение вперед-назад |
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех. | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз | Высунуть язык, выполнить движения вверх-вниз |
Шкряб,шкряб,шкряб,шкраб. На песок сползает краб. | Кистью правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю | С напряжением тянуть язык вверх к подбородку |
Ах-ох-иех.Краб внизу, а где орех? | С помощью жестов и мимики изобразить удивление | |
Хром,хром,хром. Две мартышке под кустом. Хрояп,хряп,хряп. | Подушечками пальцев обеих рук, погладить щеки | Имитировать процесс жевания |
Ну и чудик этот краб. | Большими и указательными пальцами оттянуть уши | Высунуть язык |
«В лес за грибами» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
За грибами в лес пошли, | Руки согнуть в локтях ладонями вниз, указательным и средним пальцами имитировать движения ног при ходьбе | Упражнение «Почистим верхние и нижние зубы» |
Много там грибов нашли. | Руки развести в стороны | Упражнение «Грибок» |
Встретили косого зайку | Руки приставить к голове «ушки» | Закусывать то верхнюю губу, то нижнюю |
Убежал от нас зазнайка. | Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным и средним пальцами правой руки «пробежаться» по ладони левой руки | Выполнять движения языком, то влево то вправо (закрытым ртом) |
Мишка ел в кустах малину И отдал нам половину | Руками поглаживать живот | Имитировать процесс жевания |
Дятел тукал: тук да тук. | Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным пальцем правой руки касаться ладони левой руки на каждый слог | Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнеся звук [д-д-д] |
Раздавался громкий звук | Положение рук поменять. Повторить движения | Повторить звук Д |
«Рыбка плавала в пруду» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Рыбка плавала в пруду хвостиком виляла. | Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения | Выполнять движения языком вверх-вниз |
Корм глотала на ходу, ротик открывала. | Указательный, средний, безымянные пальцы и мизинец каждой руки соединить, затем придвигать их к большим пальцам | Округлить губы, как при произнесении звука [О], закрыть рот |
Лягушонок мимо плыл, щеки раздувая | Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения | Поочередно надувать щеки |
Ножкой дрыгал. Влево-вправо | Соединить ладони: правая снизу, левая сверху. Разводить пальцы в стороны, затем соединять 4 раза | Выполнять движения языком влево-вправо |
Устали не зная | Положение рук поменять. Повторить движения | Повторить движения языком |
«Осьминог» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Много ног у осьминога. | Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших | Упражнение «Иголочка» |
Все они ему нужны. | Поочередно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев | Попеременно надувать и вытягивать щеки |
Заменяют ему руки. | Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших | Упражнение «Иголочка» |
Очень ловкие | Поочередно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев | Попеременно надувать и вытягивать щеки |
Они | Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театр пальчиков и языка»
Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие детей...
Театр пальчиков и языка
Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастик...
Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка
Использование элементов биоэнергопластики...
Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка
Сопряжённая гимнастика...
Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка
Сопряжённая гимнастика...
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка
В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ...
Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
Наиболее распространённой нетрадиционной формой проведения артикуляционной гимнастики является сказка о Весёлом Язычке. Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться с речевыми трудностями. ...