Звуковая культура речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Ткачёва Евдокия Ахметовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Алексеевка»
Конспект занятия по речевому развитию
Звуковая культура речи.
Программное содержание: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей; развивать фонематический слух детей; Учить определять количество и порядок слов в предложении.
Материалы: Карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия
1.Оганизационный момент
Предлагаю детям рассмотреть предметы, которые лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи.
Слежу за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.
2. Основная часть.
Игра для развития фонематического слуха.
Предлагаю детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц: цапля, журавль, оцарапал, и т.д.
Прошу детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Напоминаю детям о том, что работать нужно самостоятельно.
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий
Покажи!
Загадывает детям загадку:
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки — лучи
Очень горячи.
(Солнышко)
Предлагаю детям определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч.
Прошу детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч. Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)
«Слово чашка начинается на ча-, — продолжаю занятие.
— Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука — это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно много».
Открываю словарь и читаю слова, начинающиеся на слог ча-, например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. Интересуюсь, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.
Затем спрашиваю у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)
«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка — раз, ты — два…
А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».
Указываю на ребенка. Он произносит слово, а все дети — его номер.
Ребенок. Бабушка.
Дети. Раз. (Один.)
Ребенок. Ты.
Дети. Два.
И так далее.
Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.
Говорю детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».
3. Заключительная часть.
Спрашиваю у детей, чему они сегодня учились?
-Понравилось ли им наше сегодняшнее занятие?
Список использованных источников:
1.О.С.Ушакова «Придумай слово»
2. Под редакцией О.С.Ушакова « Развитие речи и творчества дошкольников»
3. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...